В постоянной рубрике на T&P студенты, уехавшие учиться за границу, рассказывают о разнице в подходе к обучению и делятся впечатлениями от перемены обстановки. Кирилл Салтанов получил стипендию на учебу в Сингапуре, где изучает информационную безопасность и работает над идеей создания современной учебной лаборатории информационной безопасности, которую запустит, как только вернется домой в Казань.

Кирилл Салтанов

31 год

— Где ты учился до отъезда за границу? Какие остались воспоминания?

— Я окончил Казанский национальный исследовательский технический университет имени А.Н. Туполева (КАИ), который считается основным техническим вузом в Казани — с богатой историей и разнообразием преподаваемых технических дисциплин. Мой первый опыт зарубежной стажировки случился еще на четвертом курсе. Я выиграл грант «Алгарыш» на обучение за рубежом, организованный Министерством образования и науки Республики Татарстан, и на один семестр уехал в Suffolk University в Бостон. В Казани на тот момент я получил фундаментальные технические знания по своей специальности, но мне всегда было интересно понять сторону управления, менеджмента, а именно эффективного соединения технических знаний с современной индустрией. Именно поэтому я выбрал университет в Бостоне, знаменитый своей сильной юридической школой и школой бизнес-менеджмента. Курс назывался «Управление информационными системами и технологиями», который был частью программы MBA. Через год после возвращения я получил квалификацию специалиста по защите информации, на пятом курсе во время дипломной практики нашел работу и постепенно начал вникать в индустрию.

— Как возникло желание снова поехать на учебу за рубеж?

— После окончания основного высшего образования мне удалось поработать в разных компаниях, в том числе и в Москве — в крупных IT-интеграторах, в банковской сфере, где я познакомился не только с отечественными, но и зарубежными стандартами, подходами и техниками в области информационной безопасности. Когда Казань получила статус победителя проведения Универсиады в 2012 году, я решил применить свои знания в этом интересном международном проекте и устроился в «Центр информационных технологий Республики Татарстан». Это было одно из главных предприятий по созданию и обеспечению работы IT-инфраструктуры для Универсиады, в том числе по обеспечению информационной безопасности. После этого в какой-то момент я понял, что хочется поделиться своими знаниями и опытом с кем-то еще. Тогда я пришел в Казанский (Приволжский) федеральный университет на кафедру факультета вычислительной математики и кибернетики, и мне предложили вести практический спецкурс по информационной безопасности для старших студентов — бакалавров.

Wikipedia

Wikipedia

В один прекрасный момент я узнал об Иннополисе, его университете и о возможности преподавать там. Ключевая идея Университета Иннополис — привнести туда самые современные и передовые знания в области информационных технологий со всего мира. Те, кто хочет преподавать там, должны принять участие в конкурсе, по результатам которого дается возможность пройти обучение за рубежом и повысить свою квалификацию в лучших мировых образовательных заведениях. Меня зажгла эта идея! Я заново вспомнил английский и сдавал TOEFL, прошел конкурс и в результате оказался в Иннополисе, а потом и в Сингапуре. По моей специальности магистерская программа в Национальном университете Сингапура является одной из самых сильных в мире, а сам вуз является лучшим в Азии и входит в топ-10 мирового рейтинга вузов по IT.

— Расскажи о процессе поступления.

— Процесс поступления проходил в несколько этапов. Конечно, требуется большое количество бумажной работы, нужно заполнить много анкет, форм, предоставить мотивационное письмо, официально переведенные дипломы, сертификаты и благодарственные письма. На последнем этапе (после того, как получено приглашение от зарубежного университета) просят пройти медкомиссию и заполнить документы на визу. На момент поступления в Национальный университет Сингапура я еще не знал о программе «Глобальное образование» (подробнее о программе — в этом письме). А когда узнал, собрал комплект документов на конкурс и получил стипендию — моя специальность и университет как раз вписывались в рамки программы.

— В чем, на твой взгляд, основная разница между учебным процессом в России и Сингапуре?

— Во-первых, учебный процесс здесь построен на самых передовых знаниях и достижениях науки и индустрии. В рамках курса преподаватели постоянно обновляют и меняют тематику, основываясь именно на последних мировых достижениях в конкретном IT-направлении, будь то искусственный интеллект, большие данные или кибербезопасность. Преподаватели часто привлекают к лекциям и лабораторным работам своих аспирантов, чтобы они знакомили студентов со своими последними разработками и исследованиями. Когда ты учишься в России, то часто понятия не имеешь, что ждет тебя за стенами вуза, и изучаешь какие-то фундаментальные вещи, а когда приходишь в индустрию, обнаруживаешь, что она абсолютно другая.

Еще интересно то, что у нас часто бывают приглашенные известные эксперты-практики в разных направлениях. Например, в рамках курса «Бизнес в разработке программного обеспечения» к нам приезжали известные венчурные инвесторы, которые вкладываются в технологические проекты, предприниматели из Китая и США. Как только кто-то из таких звезд оказывается в Сингапуре, преподаватель сразу с ним связывается и приглашает выступить на лекции или оценить работу студентов. Это захватывает.

Мне очень нравится и сама методика обучения — мотивировать человека упорно работать от начала до конца. Для подготовки к лекциям преподаватель за день-два выкладывает материалы — презентации, аналитику и статьи. Ты просматриваешь этот материал, готовишься перед лекцией, и на занятии тебе уже проще сориентироваться, вникнуть в тему и задать правильные вопросы. Активная работа на занятиях также стимулируется самим преподавателем: он оценивает, как человек отвечает на лекциях. Например, 20% от общей итоговой оценки может составлять именно работа в классе. Поэтому никто не сидит на лекциях, переписываясь в телефоне, а выкладывается по максимуму.

Помимо индивидуальных заданий по каждому предмету, мы делаем и групповые проекты. Некоторые из них защищаем в середине семестра, а финальный проект — в конце. Я работал в группе с китайцами, сингапурцами и индусами, с которыми раньше никогда не взаимодействовал. В процессе такой совместной работы начинаешь глубже понимать особенности других культур, межличностного взаимодействия — как, например, разрешать конфликты в такой межнациональной среде, как совместно решать сложные вопросы и эффективно строить проектную работу. В результате в конце семестра (если вы прошли все испытания и успешно защитили проект) вы — полноценная команда.

На моем факультете информационных технологий задают очень много, и бывает так, что выполнить все на том качественном уровне, на котором хотелось бы, просто физически невозможно. Поэтому ты должен соблюдать некий баланс, управлять временем, рисками и своей загруженностью, грамотно расставлять приоритеты, выбирать именно то, что тебе больше пригодится в конечном счете. Приходится постоянно выходить из зоны комфорта, делать то, чего никогда не делал, решать сразу несколько сложных задач, проектов, планируя всю работу по часам иногда на несколько недель вперед. Мне кажется, в этом и проявляется именно азиатский стиль. Китайский профессор однажды сказал нам: «У нас, китайцев, есть такая поговорка. Когда тебя учат с мечом сражаться с противником, учитель дает тебе деревянную палку, чтобы ты научился отражать удар меча деревянной палкой. Когда ты окажешься в реальном бою и у тебя в руках будет настоящий меч, ты без труда победишь своего соперника». В этом заключается их психология — идти по самому тяжелому пути. В Америке я этого не встречал. Там учеба ориентирована на результат, а здесь во главе угла сам процесс, преодоление различных трудностей.

— Есть ли у тебя какой-то любимый профессор, и если есть, то почему он любимый?

— Мне очень понравился преподаватель по проектному менеджменту в области разработки программного обеспечения. Она рассказывала, что в свое время из науки ушла работать в индустрию, а затем снова вернулась в университет. Она рассказывала о том, как эффективно построить команду, каким должен быть лидер и как мотивировать людей — и все это с учетом специфики индустрии. Часть времени она выделяла на рассказы самих студентов о себе. Каждый из нас должен был подготовить доклад о своем интересном опыте в области управления проектами. В процессе докладов перед твоими глазами открывается картина реальной жизни: один парень поработал в Google, другой — в крупнейшем азиатском банке. И их опыт ты получаешь из первых уст.

— Над чем ты сейчас работаешь?

— У меня есть проект в области информационной безопасности, над которым я начал работать еще до отъезда в Сингапур и даже до того, как познакомился с Иннополисом. У нас в Татарстане проводился конкурс «Пятьдесят инновационных идей», лауреатом которого я стал. Буду развивать свою идею после окончания обучения.

— Как проходит твой стандартный учебный день?

— У магистров лекции в основном вечером. После утренней пробежки и завтрака я иду в университетскую библиотеку, занимаюсь до лекции, читаю материалы, готовлю какие-то вопросы. После лекций начинается практическая работа над собственными проектами и домашними заданиями. Выходные — единственные дни, когда можно подобрать хвосты — сделать то, что не успеваешь в течение недели.

http://www.kcl.ac.uk/

http://www.kcl.ac.uk/

Университет — это как отдельный целый город, в котором свет в учебных зданиях и аудиториях не выключается даже ночью и есть практически все для полноценной жизни без отрыва от учебы. Здесь царит полная автоматизация: точно по расписанию ходят студенческие автобусы, очень удобная и понятная навигация. Ты скачиваешь специальное мобильное приложение, разработанное студентами университета, которое показывает, через сколько минут придет твой автобус. На территории есть огромное количество спортивных площадок, где можно заниматься баскетболом, футболом, стрельбой из лука, борьбой или плаванием и искусством ниндзя. Прошлой зимой во время каникул тут проходил чемпионат по волейболу среди университетов Азии.

— Где ты живешь? Университет помогал тебе с поиском жилья?

— С поиском жилья было не так просто. Я подал заявку на проживание в кампусе, как только получил официальное приглашение из университета, но это уже был май — шел второй заход. Многие подают документы в первом заходе, и приоритет отдается им. Остальным остается надеяться, что появятся свободные места. Мне отказали. Но я нашел отличное место через сингапурское агентство — живу в пяти минутах ходьбы от университета в четырехкомнатной квартире. В каждой живут студенты. У нас общая просторная кухня, хотя я практически не готовлю, так как почти все свое время провожу в университете: там интереснее, веселее и вкуснее. Проживание — основная статья расходов, на это уходит большая часть моей стипендии. Сингапур, по статистике прошлого года, один из самых дорогих городов в мире.

— Планируешь ли ты вернуться в Россию, и какие у тебя планы на будущее?

— Моя основная цель — взять самое лучшее от университета, профессоров, экспертов, моих сокурсников, собрать все интересные достижения из моей области, интересные методики преподавания и затем перенести все это в Иннополис. В дальнейшем я планирую вернуться к преподаванию и параллельно заниматься развитием моего проекта, чтобы идти в ногу с IT-индустрией. Она развивается очень динамично, от нее нельзя отставать — нужно постоянно быть в теме.