Circuit bending дословно переводится как «замыкание электрических цепей». На деле — это хаотичный и даже паразитический подход к созданию электронных музыкальных инструментов. При замыкании устройства с низким напряжением, вроде детских игрушек и гитарных педалей, начинают ломаться и издавать разные странные звуки — именно это от них и требуется. Музыкант и основатель проекта vtol— Дмитрий Морозов — считает, что для circuit bending не нужно знать радиоэлектронику, а просто быть готовым к экспериментам.

Все началось с того, что в 2004 году Дима стал коллекционировать винтажные синтезаторы, гитарные педали и другие средства обработки звука для домашней студии. Из-за стремления к «экспериментальной» музыке он начал отходить от синтезаторов крупных фирм в сторону более нестандартных устройств. Тогда и узнал о методе circuit bending. Искусствоведческое образование позволило не скатиться в чисто инженерные опыты — свои изобретения Дима считает инструментами для творчества и арт-объектами, которые нуждаются не столько в контроле, сколько в свободе взаимодействия с исполнителем.

В октябре 2008 года вышел первый серийный инструмент Robo Synth, тираж составил 12 экземпляров, его сразу раскупили отечественные саунд-артисты. Robo Synth можно назвать первым родным серийным синтезатором с момента развала СССР. Сейчас у Димы уже 13 моделей аппаратов, большинство — самостоятельные инструменты, которые могут и взаимодействовать между собой, создавая сложные системы синтеза и обработки звука.

Видеосинтезатор

Теории и практики попросили рассказать Диму про одно из его устройств — видеосинтезатор Vasarely, который он сделал для художников Эльвиры и Павла Жагун.

Из проектов по DIY электронике в Москве есть группа художников и музыкантов Love Live Electronic при Термен-центре Московской Консерватории, а также Лаборатория Art&Science.  

В его основе такой же принцип генерации, как в старых видеоприставках Sega или SNES. Чтобы сделать этот инструмент, Дима долго выискивал оригинальные японские приставки определенных годов выпуска и выпаивал оттуда специальные чипы с видеопамятью. В результате получился генератор абстрактных видеоэффектов с органами управления и сенсорами, которые позволяют применять синтезатор для VJ-инга.

«Всегда очень интересный опыт видеть, как кто-то применяет, то, что ты сделал: часто у обладателей моих инструментов получается лучше с ними обращаться, чем у меня самого, несмотря на то, что я досконально знаю, что и как там устроено».

Само устройство

Vasarely — аналоговое устройство, состоящее из нескольких блоков — главного блока на базе процессора Zilog Z80, видеопроцессора TMS9918 и чипов с видеопамятью. Еще внутри есть аналоговый генератор помех и шумов и аналоговый блок обработки видеосигнала. Изображение выводится через стандартный композитный видеовыход, то есть его можно подключить почти к любому телевизору, проектору или компьютеру. Поэтому синтезатор можно использовать для лайв-выступлений или как генератор видеообразов для дальнейшей работы с ними на компьютере. В цветовой палитре устройства — 64 цветов, разрешение — 320×480. В основе генерируемой картинки 4 слоя: 3 фоновых и главный, с так называемыми спрайтами — базовыми графическими элементами. Изображение двухмерное, но за счет спрайтов и фона часто создается псевдо-плановое изображение без перспективы.

Картриджи от Sega MD2 выполняют роль генератора событий и банка случайных обращений к цвету. В качестве главных органов управления выступают механические кнопки на главной панели, которые подсоединены к контроллеру, подающему команды на главный процессор. Контроллер запрограммирован так, что вводит процессор в рандомный режим работы: можно произвольно обращаться с генерируемым видеопотоком — такой электронный калейдоскоп. На лицевой панели установлен светочувствительный датчик, благодаря которому возможен режим «feedback»: сенсор начинает воспринимать то, что происходит на экране, и передает команды на процессор, меняя изображение, что снова ведет к изменению картинки, которую еще раз регистрирует сенсор. Еще есть генератор низкой частоты (LFO), который может автоматизировать процесс работы — он работает как автоматический переключатель с регулируемой скоростью.

Из дополнительных опций: аудио вход, он позволяет синхронизировать устройство с музыкальным потоком — изображение реагирует на поступающий звук. Другая опция —аудиовыход, на который подается сигнал с чипов памяти, получаются звуки, схожие с chip-tune устройствами типа Game Boy.

Важный момент — это всевозможные помехи, сбои в адресации данных и другие ошибки, которым разрешается быть. Получается, технике предоставляют большую свободу в выборе действий.