Драматурги и театральные режиссеры тоже обращаются к околонаучным темам и личностям ученых, изобретателей и предпринимателей, так что о науке и технологиях можно смотреть не только в кино. T&P выбрали восемь российских и зарубежных спектаклей, в которых главный герой — инноватор и его амбиции, жертвы и бесконечные поиски смысла жизни.

«Топливо»

Pop-up театр, Санкт-Петербург

Драматург: Евгений Казачков

Режиссер: Семен Александровский

Главный и единственный герой «Топлива» — Давид Ян, выпускник Физтеха, основатель компании ABBYY, создатель электронных словарей Lingvo и распознавателя текстов FineReader. Основой пьесы документалиста Евгения Казачкова стали многочасовые беседы с самим Яном. «Спектакль Семена Александровского улавливает исследовательскую природу этого текста: его „Топливо« по своей форме, по манере существования актера Максима Фомина напоминает лекцию или, точнее, некий мастер-класс, цель которого — демонстрация важности процесса, а не результата», — пишут критики. Монолог известного российского предпринимателя о жизни, стремлении сделать мир лучше и поиске смысла можно посмотреть совсем скоро: 20 и 21 января в «Театре.doc» и 6 марта в Центре им. Мейерхольда.

«Ботаники»

Longacre Theatre, Нью-Йорк

https://www.instagram.com/nerdsmusical/

https://www.instagram.com/nerdsmusical/

Драматург: Джордан Аллен-Даттон и Эрик Вайнер

Режиссер: Кейси Хашион

Комедия про Стива Джобса и Билла Гейтса еще в процессе подготовки: предпоказы начнутся на Бродвее 31 марта. Первая версия мюзикла была показана еще десять лет назад — в ней было много вдохновляющих моментов, но и столько же плохих шуток. Так что весной зрителей ждет уже новая версия шоу, чтобы соответствовать теме и героям — с самыми передовыми технологиями: от голограмм до возможности зрителей взаимодействовать друг с другом и с происходящим на сцене. Обещают веселое музыкальное путешествие во времени (от помощницы режиссера мюзикла «Аладдин») от эры дискеты до айфона и «эпичное соперничество, которое сделало мир таким, каким мы его знаем».

«Элементарные частицы»

Театр «Старый дом», Новосибирск

Драматург: Вячеслав Дурненков

Режиссер: Семен Александровский

В постановке, посвященной знаменитому новосибирскому Академгородку, его основатели говорят не в прошедшем времени, а в будущем, что превращает действие в философскую беседу об идее утопии. Молодые физики придумывают, как они будут жить и работать, что будут читать и слушать — пьеса основана на интервью участников легендарного проекта советской «оттепели». Спектакль, главной темой и героем которой можно назвать свободный человеческий ум, пройдет в Москве в рамках показов номинантов «Золотой маски» 13 апреля в «Студии театрального искусства».

«Десять миллиардов»

Royal Court Theatre, Лондон

Драматург: Стивен Эммотт

Режиссер: Кэти Митчелл

25 лет назад численность населения планеты составляла меньше 5 миллиардов человек; к концу нашего столетия эта цифра превысит 10 миллиардов. Профессор Computational Science и глава соответствующего подразделения в Microsoft Research Стивен Эммотт и известнейший английский театральный режиссер Кэти Митчелл вместе создали спектакль — новую форму научной лекции о ключевых вопросах, которые касаются окружающей среды и имеют тенденцию теряться при многочисленных переводах в международных разговорах. «Десять миллиардов» — это портрет человечества как вида, голова которого погружена в песок, и мнение ученых насчет его будущего.

«Макс Блэк, или 62 способа подпереть голову рукой»

Электротеатр «Станиславский», Москва

Драматург: Хайнер Геббельс

Режиссер: Хайнер Геббельс

Впервые эта постановка была осуществлена в 1998 году в театре Vidy в Лозанне, а в прошлом году именитый немецкий композитор и режиссер перенес ее на сцену Электротеатра. Образ ученого в спектакле — собирательный, текст написан на основе записных книжек поэта Поля Валери, физика Георга Лихтенберга, философа Людвига Витгенштейна и логика Макса Блэка, который в конце и демонстрирует эти самые 62 способа. Геббельс «уходит от традиционной драмы в мир, где механизмы, огонь и электричество, шумы и мелодии рассказывают свои истории наравне с человеком», ставя перед собой задачу исследовать процесс мышления и мысль как его результат, которая отделяется и обретает самостоятельность. За показами спектакля нужно следить на сайте театра.

«Глаз Исаака»

English Theatre Berlin, Берлин

Драматург: Лукас Нат

Режиссер: Гюнтер Гроссер

Молодой Ньютон очень стремился попасть в Лондонское королевское общество — место-мечту для любого ученого. Чтобы убедить куратора и доказать, что свет состоит из частиц, Ньютон воткнул иглу в свой слезный проток. Пьеса современного драматурга Лукаса Ната — это реальные факты из жизни великого физика и немного авторской фантазии на тему «чем готовы пожертвовать великие люди ради того, чтобы стать великими». «Это остроумная и оригинальная история про мужское соперничество и излишнюю амбициозность, возникающую от умышленно искаженных перспектив», — написали в The New York Times.

Physik

Rimini Protokoll, Берлин

Драматург: Йоси Вануну

Режиссер: Бернд Эрнст и Штефан Кеги

Этот спектакль звезд современного театра Rimini Protokoll пока вряд ли удастся увидеть, но это не повод не говорить про него. Physik — это наука как аттракцион, как площадное зрелище, играя в котором доктор философии Карл Брукшвайгер и Амадеус Кронгейм, сотрудник музея Mousonturm во Франкфурте, становятся кем-то вроде магов и древних шаманов. Ученые объясняют строение частиц, черных дыр и другие невидимые физические феномены, скрытые от нас, как и современные разработки CERN, и отвечают на жизненные вопросы вроде «можем ли мы вечно оставаться детьми?», «станет ли жизнь лучше?», «можем ли мы знать все?» и «прекратим ли мы после этого задавать вопросы?».

«Новое время»

Александринский театр, Санкт-Петербург

Драматург: Дмитрий Ренанский

Режиссер: Марат Гацалов

«Новое время» — премьера главного режиссера Новой сцены Александринки Марата Гацалова. Это смесь театра с современной хореографией в пространстве, заполненном инсталляциями из нескольких тонн металла, под музыку композитора Владимира Раннева. Спектакль с участием заслуженных актеров труппы рассказывает историю Галилео Галилея и событий 1564 года: о столкновении старого и нового, о главном открытии астронома и реакции общества, которое обычно не любит перемен и сложно их переносит. Спектакль будет показан в Москве, за новостями нужно следить на сайте театра.