Режиссер Стивен Содерберг, известный тем, что обычно снимает кино быстро и обходится без пауз между проектами, в прошлом году выпустил всего один фильм, и тот документальный. «Все в порядке» — трибьют известному в Америке актеру, драматургу и мастеру монолога Спэлдингу Грею, покончившему жизнь самоубийством в 2004 году. В прошлом году он побывал на разных мировых фестивалях (в том числе и у нас — на октябрьском «Амфесте»), сейчас находится в свободном доступе сами знаете где.

Самый известный игровой фильм с Греем в главной роли снял в 1987 году режиссер Джонатан Демме («Молчание ягнят»). [«Swimming to Cambodia»](http://www.imdb.com/title/tt0094089/). Это кино — тоже экранизация одного из ключевых монологов драматурга.

Спэлдинг Грей прославился тем, что в 80-е придумал новый театральный жанр — интимный монолог, сценография которого была намеренно сведена до минимума: на сцене стоял стол, на нем стакан воды, микрофон и записная книжка. Все. В зале приглушали свет, Грей усаживался поудобнее и оставаясь один на один с пришедшими на шоу зрителями, подробно рассказывал о своей жизни: детстве, взаимоотношениях с родителями и близкими, работе. Также он один из основателей экспериментального театра «The Wooster Group», регулярно поставляющего Голливуду харизматичных актеров: Стива Бушеми, Даниеля Дэфо, Фрэнсис МакДорманд и многих других. Короче, Грей — крайне важная фигура для американского истеблишмента.

Поскольку у нас Грей неизвестен вообще (даже раздел в Википедии о нем только на английском), самая близкая аналогия, которую можно в данном случае провести, — это примерно то, чем сейчас занимается Иван Вырыпаев, только его монологи не носят автобиографический характер. Грея также хорошо характеризует одно его излюбленное выражение: «Может я и выгляжу как гинеколог, но ощущаю-то я себя как Вуди Аллен».

В смерти Грея примечательно то, что решение о самоубийстве он принял после просмотра [«Крупной рыбы»](http://www.imdb.com/title/tt0319061/) Тима Бертона, которая, по словам вдовы, как бы дала ему разрешение отойти в мир иной.

Теперь что касается самого фильма. К жизни Грея автор «Траффика» и «Одиннадцати друзей Оушена» обращается не первый раз — в 96-м Стивен Содерберг снял экранизацию одного из его монологов под названием «Анатомия Грея» с ним же в главной роли. Идею сделать «Все в порядке» Содербергу предложила вдова Грея Кэтлин Руссо спустя несколько месяцев после самоубийства своего мужа (спрыгнувшего, как джеклондонский Мартин Иден, с парома в реку). Полуторачасовой фильм (деньги на его создание среди прочих выделил MoMa) скомпанован из 15 часов архивного видео, в основном состоящего из монологов Грея и совсем чуть-чуть разбавленного детским хоум-видео и нарезкой из интервью для телепередач.

Нарезанные монологи даже не сопровождает закадровый голос, как и не стоит за ними какая-либо авторская сверхидея или сверхзадача (хотя очень интересно, откуда, например, Грей черпал материал для своих монологов, если всю жизнь только и делал, что без умолку болтал о себе), кроме той, что и так лежит на поверхности — один хороший человек умер, другой хороший человек отдает ему честь. С другой стороны, с творчеством Спэлдинга похожая ситуация — главным проектом и одновременно ролью всей его жизни так и остался всего лишь он сам. Поэтому так и получилось, что даже в собственном посмертном посвящении Грей сам себе лучший рассказчик.

Полное расписание показов документального кино в Москве и дополнительные материалы по теме — в специальном разделе & Documentary.