Фасад кинотеатра «Пушкинский» стал очередным объектом внимания международного конкурса Changing the face, который стартовал на портале Architizer.com. Цель затеваемого Союзом архитекторов России мероприятия — сбор идей по превращению устаревшего гиганта в дизайн-объект будущего с учетом особенностей здания и рельефа окружающей среды.

Конкурс стартовал 8 февраля — с этого дня архитекторы из разных стран будут присылать свои идеи по изменению внешнего облика главного московского кинотеатра. «Пушкинский» — самый большой киноцентр в России, входящий в число самых масштабных киноплощадок в Европе. Именно здесь в течение 50 лет неизменно проходит Московский международный кинофестиваль. Впрочем, внешний облик кинотеатра уже давно не соответствует статусу центрального дома кино. Несмотря на то, что разговоры о том, что «Пушкинский» неплохо бы освежить, ведутся давно, с рекламными плакатами монструозного размера, закрывающими центральную часть здания, и аляповатыми вывесками ресторанов, ничего так и не произошло.

Конкурс в Москве — часть концепции, придуманной научной компанией DuPont. Суть ее состоит в выработке нового неожиданного решения внешнего вида важных для города зданий методом взаимодействия местных архитектурных сообществ. Начало было положено в 2008 году на симпозиуме, посвященном преобразованию фасада Колизея в Риме. Лучшие разработки в этом соревновании выглядели не слишком осуществимо — например, древнеримский амфитеатр помещался внутрь гигантской чашечки для эспрессо.

©Changing The Face

Организаторы проекта Changing the face задумывали конкурс исключительно как бумажный и не планировали претворять идеи победителей в жизнь. Однако в случае с «Пушкинским» все еще не совсем ясно: компания «Каро», владеющая кинотеатром, не объявляла о своих дальнейших планах в отношении здания — многие говорят о задуманной летом реконструкции. Созданные в рамках конкурса в Афинах прошлого года проекты, где в фокус внимания архитекторов попала башня Пирей, сейчас рассматриваются в качестве претендентов на реальную реконструкцию. Второе по высоте здание в греческой столице должно было стать крупнейшим греческим бизнес-центром, но остается заброшенным уже более 30 лет.

«Я не вижу смысла в конкурсе. Было бы жаль, если бы главная площадь хрущевской Москвы оказалась таким образом изменена». Григорий Ревзин
Христо Явашев — американский скульптор и художник болгарского происхождения, прославившийся вместе со своей женой Жанной-Клод де Гийебон своими работами, в которых он «упаковывал» различные объекты — от пишущей машинки и автомобиля до здания Рейхстага и целого морского побережья.

«Пушкинский», принимающий активное участие в культурной жизни Москвы, став объектом первого в России публичного конкурса на перестройку, может вновь оживить дискуссию о степени влияния общественности на изменение городского ландшафта. Даже оставшись в статусе проекта, идеи, принимавшие участие в конкурсе, могут получить особое назначение — ведь главная идея соревнования — выявить наличие сильного концепта. После объявления результатов конкурса организаторы обещают провести выставку работ и голосование для вручения приза зрительских симпатий, что может спровоцировать интерактивное взаимодействие между архитекторами и зрителями. Наличие такого диалога может стать очень важным этапом не только для дальнейшего развития проекта, но и для продвижения таких концептуальных направлений искусства, как site-specific art (произведение, созданное для определенного места) и public art (общественное искусство). Организаторы говорят о цели конкурса как о возможности просто подумать о новой архитектуре в контексте города, попробовать изменить взгляд на уже знакомые вещи и изобрести новый подход к идее строительства, что отражает тенденции современного городского искусства. Одним из лучших проектов Changing the face-2009 по изменению внешнего вида Народного Дома в Бухаресте признали тот, где огромное сооружение закрыто полотном, что практически повторяет работы известного концептуального художника Христо, который полностью запаковывал здания и другие объекты в полиэтилен и ткань, желая создать новое видение знакомого пейзажа.

©Changing The Face©listicles

Инновационные технологии — один из главных союзников архитекторов, проводящих редизайн устаревших фасадов. «За последние 20 лет сильно были пересмотрены взгляды на целостность и типологический состав здания. Новое здание — это тело, имеющее кожу и внутреннее наполнение. И то, и другое может проектироваться отдельно, лишь согласуясь друг с другом. Это связано как с экономическими стратегиями строительства и реконструкции, так и, например, с развитием экзо-конструкций или самонесущих оболочек», — комментирует возможности конкурса архитектор-дизайнер Эдуард Хайман. Проект по оформлению 8-этажной парковки в аэропорту города Брисбен иллюстрирует эту мысль: художник [Нэд Кан](http://nedkahn.com/) придумал для стены в 5000 квадратных метров кинетический экран, сделанный из 250 000 алюминиевых панелек и покрывающийся водной рябью при дуновении ветра. [Полная информация о проекте](http://www.archdaily.com/69219/uap-ned-kahn-to-create-kinetic-artwork-for-brisbane-airport/?utm_source=feedburner&utm_medium=feed&utm_campaign=Feed: +ArchDaily+%28Arch+Daily%29) Важным условием реновации стало сведение к минимуму изменений исторической структуры здания. Во всем мире бережное отношение к строению, на основе которого будет возведено что-то новое, касается даже старых бомбоубежищ. Во внимание принимается не только функциональная система бункера, но и сопровождающая его внешняя надстройка. Убежище в голландском Вриленде при реконструкции получило стальной панцирь, внутри которого находится кафе.

©weburbanist

Конечно, никакие из обсуждаемых на Changing the face зданий даже в проекте не подвергались кардинальным изменениям, но основательная реконструкция «Пушкинского» уже давно в планах у столичных властей. Кроме того, внешние изменения могут стимулировать планы по превращению кинотеатра в мультиплекс, что вряд ли позволит оставить все основные характеристики его анатомии неизмененными. Возможно, это отчасти объясняет и причины выбора кинотеатра как объекта для такого эксперимента.

«Технологически «Пушкинский» не относится на данный момент к архитектурным памятникам и его можно изменять, не нарушая законодательства. Было бы понятно, если бы его вообще снесли или реконструкция коснулась внутреннего оснащения. Но так как все, что есть ценного в этом кинотеатре, — это фасад, а мы как раз его уничтожаем, объявляя конкурс на новый фасад, я не вижу смысла в конкурсе. Мне было бы жалко, если бы главная площадь хрущевской Москвы оказалась таким образом изменена. Само понятие о Москве складывается, в том числе, из символов этого времени», — ставит под сомнение смысл конкурса архитектурный критик Григорий Ревзин.

О своем участии в соревновании уже заявили архитекторы из Европы, США, Австралии и России, рассказали в компании DuPont. Заявки на участие будут приниматься до 15 мая, а в июне жюри подведет итоги соревнования. Тогда же организаторы обещают устроить выставку проектов на Пушкинской площади и провести публичное голосование на приз зрительских симпатий. Известно, что победители получат денежные призы: 10 тысяч евро за первое место, 5 тысяч — за второе и 3 — за третье. Жюри будут представлять российские и иностранные архитекторы: Сергей Скуратов, Керем Эргиноглу (Турция), Коррадо Тибальди (Италия), а также победители Changing the face-2010 — Маттиас Холлвич и Марк Кушнер (США), режиссер Алексей Учитель. Председателем жюри является президент Союза архитекторов России Андрей Боков.