В постоянной рубрике на T&P студенты, которые уехали учиться за границу, рассказывают о разнице в подходе к обучению и делятся впечатлениями от перемены обстановки. Екатерина Халецкая изучает основы корпоративной ответственности в Швеции и участвует в создании площадки для сотрудничества между крупным бизнесом и социальными предпринимателями.

Екатерина Халецкая, 30 лет

— Где ты учишься? Как возникло желание поехать за рубеж?

— Я учусь на курсе по управлению бизнесом через призму корпоративной социальной ответственности в Шведском институте. Эту программу мне порекомендовал знакомый предприниматель, и я отправила заявку. У меня уже был зарубежный опыт в глобальном офисе AIESEC International в Роттердаме, где я работала в команде из 20 человек 16 различных национальностей. Поэтому я знала, что учеба в Швеции станет отличным способом расширить сеть профессиональных контактов и посмотреть на мою деятельность под другим углом.

По возвращении из Роттердама я стала сооснователем и директором по работе с партнерами Impact Hub Moscow — площадки для развития социальных инноваций и предпринимательства в центре Москвы. Это часть международной сети Impact Hub. В основном я общаюсь с крупным и средним бизнесом — компаниями, которые хотят включить социальное предпринимательство в их портфолио проектов корпоративной социальной ответственности (КСО). Поскольку программа Шведского института ориентирована на бизнес, мне было интересно увидеть, как компании воспринимают свою КСО-политику изнутри, какие у них «боли» и какую роль они отводят социальному предпринимательству. Зная это, я смогла бы общаться с моими партнерами на равных и предлагать инновационные решения их задач. Шведы уже накопили огромный опыт в корпоративной социальной ответственности, так что я решила, что если и учиться за рубежом, то точно у них.

Фотографии предоставлены Екатериной Халецкой

Фотографии предоставлены Екатериной Халецкой

— Расскажи о процессе поступления. Какие экзамены необходимо было сдать? Что показалось наиболее сложным?

— Я должна была подготовить мотивационное эссе, предоставить резюме и пройти собеседование с представителем института. В мотивационном письме делала акцент на то, каким образом программа поможет мне в профессиональной деятельности и что я привнесу в группу как личность. Самым сложным стало собеседование. Хорошо помню один из вопросов: «Каково ваше мнение по поводу защиты прав женщин в бизнесе?» После интервью я подумала, что если меня не возьмут на программу, то это точно будет из-за моего ответа на этот вопрос. В тот период жизни я увлекалась идеями о гендерном неравенстве, а ведь шведское общество — противоположный пример. Но, как оказалось, в институте ценят не «правильные» ответы, а умение выразить собственное мнение.

— Где ты училась до отъезда за границу? Какие остались воспоминания?

— Мое первое образование — факультет финансового менеджмента в Государственном университете управления. Лучше всего запомнила двух преподавателей — по национальному бюджету и банковской системе. Они открыли во мне интерес к развитию территорий и показали механизмы, как применять их на практике.

— В чем, на твой взгляд, основная разница между учебным процессом в России и Швеции?

— В наличии дискуссии. Противоположные взгляды и каверзные вопросы студентов не просто приветствуются — преподаватели на них настаивают! Это помогает увидеть проблему с разных сторон и выбрать, как действовать. Думаю, что управлению, особенно в условиях крайней неопределенности, можно научиться только такими методами. Мне понравилось, что время уделяется не только знаниям по теме, но и так называемым soft skills: у нас был тренинг по презентациям, управлению командой, личностному развитию нас как лидеров. А помимо стандартных классов мы ходили на экопрогулку по Стокгольму, прогулку по лесному массиву, в ресторан в темноте и на встречи с различными компаниями.

Фотографии предоставлены Екатериной Халецкой

Фотографии предоставлены Екатериной Халецкой

— Как проходит твой стандартный учебный день?

— Сначала нужно сказать о программе в целом: она длится полгода и состоит из модулей, каждый из которых длится неделю. Два модуля из трех проходят в Стокгольме, и один — в одной из стран-участниц. В нашем случае это была Литва. Во время модулей каждый день бывает по три-четыре двухчасовых занятия. Обычно это разные форматы: лекция, ролевая игра, обсуждение индивидуального проекта, практика полезного навыка. Раз в неделю проходит полевой визит — мы ездим смотреть на работу конкретной организации. На первом модуле ездили в гости к социальным предпринимателям Стокгольма, на втором — в компанию Audimas, литовскому производителю одежды, на третьем — в три шведские компании и местный Impact Hub.

Швеция — небольшая страна, ей просто необходимо заботиться о своих ресурсах: беречь флору и фауну, очищать реки и моря вокруг, контролировать вредные выбросы. Плюс к этому у многих шведов идея социальной адаптации различных групп населения уже в крови. Они достаточно осознанные потребители и ждут от корпораций «зеленых» продуктов и услуг. Если компания не соответствует, она просто потеряет рынок. Даже банк может потерять своего клиента-шведа, если не сможет предоставить отчет о том, во что инвестируются деньги со счета клиента и не вкладывает ли банк в производство оружия или финансирование другой опасной деятельности.

В рамках программы наша группа посетила три шведские компании: JS (железные дороги), TeliaSonera (телекоммуникации) и DeLaval (технологии для фермеров). В каждой из них устойчивое развитие — один из стратегических приоритетов, и идея корпоративной социальной ответственности поддерживается на уровне генерального директора. Несколько примеров: для своей деятельности компания JS закупает энергию из возобновляемых источников, а IT-департамент придумал приложение для машинистов, помогающее вести поезд более экологично (а это электрические поезда: казалось бы, куда экологичнее); DeLaval внедрила технологию на основе робототехники, позволяющую создавать более комфортную среду для коров, повышать их производительность и качество молочной продукции; после коррупционного скандала в Центральной Азии TeliaSonera внедрила этический кодекс поведения среди сотрудников и анонимную горячую линию.

Мои однокурсники — это в основном представители бизнеса, государственных организаций, а также предприниматели из Литвы, Латвии, Эстонии, Белоруссии, Украины, Польши и России. Многие уже на руководящих позициях, некоторые — восходящие звезды в своих компаниях. Например, один из однокурсников — кандидат на позицию министра по защите окружающей среды, другой — представитель управляющей команды нового железнодорожного проекта, который создает единую ж/д ветку для стран Балтии. Я была самой младшей в группе и единственная представляла социальное предпринимательство.

Фотографии предоставлены Екатериной Халецкой

Фотографии предоставлены Екатериной Халецкой

— Кто твой самый любимый профессор? Почему?

— Маттиас Ивборг — основатель и директор компании Enact и один из преподавателей программы. Маттиас провел для нас несколько ролевых игр на основе реальных примеров в сфере корпоративной социальной ответственности. Мы разбирали скандал с Shell и Lego, спровоцированный Greenpeace в прошлом году, а также недавний с Volkswagen. В каждом из этих случаев Маттиас настаивал на том, чтобы мы думали системно и принимали решения с позиции CEO компании. Он провоцировал бурную дискуссию в группе, а потом давал подробную обратную связь, чтобы мы видели необходимые взаимосвязи.

— Над чем ты сейчас работаешь?

— Изначально я задумала проект по организации площадки для сотрудничества между крупным бизнесом и социальными предпринимателями на базе Impact Hub Moscow. Во время программы благодаря обратной связи от своих одногруппников и кураторов курса я сузила эту задачу до конкретного инструмента — pro bono. Pro bono — это интеллектуальное волонтерство, когда компания предоставляет время и опыт своих сотрудников для решения управленческих задач социальных предпринимателей на безвозмездной основе. К третьему модулю мне нужно было подробно описать план проекта: цели, желаемые результаты, необходимые ресурсы, риски, а также elevator pitch — презентацию проекта на 30 секунд. По сути, во время прохождения программы мы работали над тем, чтобы создать реалистичный план проекта.

— Где ты живешь? Помогал ли университет с поиском жилья?

— Шведский институт полностью оплачивает проживание в гостинице на время учебных модулей.

— Каковы твои планы на будущее?

— Во-первых, я хотела бы реализовать индивидуальный проект, о котором говорила выше. Во-вторых, держать связь с другими выпускниками и делать что-то совместное. Моя глобальная цель — помогать предпринимателям и крупному бизнесу находить точки соприкосновения.