В преддверии фестиваля короткометражного кино о живописи и визуальных искусствах Erarta Erarta Motion Pictures режиссер и сценарист Алексей Дмитриев прочитал лекцию «Независимые кинофестивали — что делать?». T&P публикуют ее расшифровку.

Алексей Дмитриев

Режиссер, сценарист

Какие кинофестивали бывают? Если спросить любого начинающего режиссера, какие кинофестивали он знает, он ответит — Канны, Берлин, Венеция, Торонто. Кто-нибудь скажет «Москва», но это будет очень странный человек. И это все. Никто не назовет те фестивали, которые по-настоящему важны для короткого метра, потому что фестивали, которые я перечислил (не включая Москву), сделаны совсем не для короткого метра. На подобные крупные фестивали нужно подавать фильмы, у которых не было мировой премьеры, то есть их нигде и никогда не показывали. Логично, что качество таких работ будет очень страдать. Обычно в программе фестиваля 20–30 фильмов, но хороших будет только пять.

К хорошим фестивалям короткого метра относится скандинавский фестиваль в городе Тампере, Финляндия. Это по-настоящему прекрасное место, где ты знакомишься с кучей людей и смотришь очень много хорошего кино. Также есть замечательный фестиваль в Гамбурге, в Швейцарии, в Лиссабоне, Португалии и так далее. То есть таких хороших фестивалей, которые будут направлены именно на тех людей, которые занимаются коротким метром, действительно много, около 40–50 в мире. Есть еще круг небольших, но хороших фестивалей (например, наш фестиваль — Erarta Motion Pictures), которые проходят в маленьком городе и имеют узкую специализацию. Вы можете приехать участвовать, погулять по городу, познакомиться с интересными людьми, выпить с ними и пойти танцевать.

Как найти нужный кинофестиваль? После того как вы зажглись идеей сделать хороший короткометражный фильм и воплотили ее в жизнь, не нужно думать о том, что сейчас придет хороший дяденька с кучей денег и что-то произойдет. Нужно посадить себя на стул (можно на диван) и разослать свой фильм на кинофестивали. Мы живем в современном обществе, и сейчас существуют такие онлайн-платформы, как Reelport, Shortfilmdepot, FilmFreeway, Movibeta и другие, на которых вы можете увидеть объявления о приеме заявок на какой-либо кинофестиваль, зарегистрироваться и отправить заявку и фильм в режиме онлайн. Когда я начинал заниматься кино, нужно было посылать DVD, некоторые фестивали все еще принимали VHS-кассеты, а некоторые просили присылать кадры из фильма на флоппи-диске. Это занимало огромное количество времени.

Итак, вы отправили фильм. Здесь начинается самое ужасное — ожидание. В процентном соотношении: если вы подадите 300 заявок и 50 кинофестивалей скажут вам «да», значит, фильм хороший.

Если вас не взяли: главное — не пишите гневных писем. Очень часто, когда фильмы не берут, это не значит, что ваше кино плохое, чаще всего они просто не подходят по длительности, теме программы или другим причинам, никак не относящимся к вам лично.

Если ваш фильм взяли: во-первых, нужно знать язык, потому что, скорее всего, фестиваль будет не в России. И если вы собираетесь путешествовать с фильмом (а это стоит делать), то вам нужно будет выучить дополнительный язык: французский, немецкий, китайский, какой угодно. Самое страшное — это когда ты приехал в другую страну со своим фильмом и не можешь поговорить с коллегами и зрителями и, самое важное, не можешь обрасти нужными контактами. Также язык очень полезен, если вам нужно сделать титры для своего фильма. Потому что невозможно сделать хорошие субтитры с помощью программы Google Translate, обычно это получается очень смешно.

Во-вторых, вы должны быть готовы максимально оперативно предоставить все нужные материалы. Чтобы ваша работа выглядела качественно, у вас должен быть дублированный фильм на двух языках, субтитры, биография, фото и так далее.

Если у вас много фестивалей, то не обязательно ехать на все. Достаточно выбрать один-два фестиваля в месяц — в зависимости от того, как вы живете и есть ли у вас кошка. Поездка на фестиваль — это вложение, которое нужно сделать хотя бы потому, что ты смотришь фильм со зрителями, ты видишь их реакцию и можешь сделать выводы о качестве своего кино.

На кинофестивалях можно многому научиться. У меня, например, нет специального образования, я преподаватель английского и зарубежной литературы. И очень многому я научился, приезжая на кинофестивали и смотря фильмы. Кинофестиваль — это прекрасное место, чтобы познакомиться с приятными и полезными людьми, которые в дальнейшем станут вашими друзьями. Потому что сюда приезжают и режиссеры, и другие кинофестивали, и все те, кто занимается кино: продюсеры, сценаристы, монтажеры и так далее. Побывав со своим фильмом на паре кинофестивалей, ты начинаешь обрастать контактами. И если потом у тебя появится идея, ты можешь позвонить друзьям из разных стран, и вы воплотите ее в жизнь.