Супермаркеты, банки, Netflix и iTunes давно изучают наши покупки и предпочтения, чтобы выстраивать релевантные системы рекомендаций. Пришло время издательств и книжных магазинов: создатель компании Jellybooks Эндрю Ромберг с помощью аналитики планирует изменить сложившийся порядок издания и распространения книг. T&P перевели статью The New York Times о результатах проведенного компанией исследования читательских привычек.

Эндрю Ромберг, основатель компании Jellybooks

Эндрю Ромберг, основатель компании Jellybooks

Эндрю Ромберг хочет быть Билли Бином книжного мира. Бин с помощью аналитики изменил бейсбол — об этом рассказывается в знаменитой книге Майкла Льюиса «Moneyball» (по которой был снят фильм с Брэдом Питтом в главной роли. — Прим. ред.). Ромберг же хочет использовать данные о читательских привычках, чтобы радикальным образом реформировать работу издательств с их системами распространения, редактуры и маркетингового продвижения. «Мы до сих пор почти ничего не знаем о читателях», — утверждает Ромберг, основатель компании Jellybooks с офисом в Лондоне, которая занимается анализом читательских привычек.

Платформы розничной продажи электронных книг наподобие Amazon, Apple и Barnes & Noble способны собирать огромные объемы статистики о своих клиентах. Однако и издатели, и писатели до сих пор пребывают в неведении о том, что именно происходит после покупки той или иной книги. Проглатывает ли читатель ее в один присест или откладывает в сторону уже после второй главы? Можно ли говорить о тенденции, что женщины за 50 с большей вероятностью дочитывают книги, нежели молодые мужчины? Каким страницам уделяют особое внимание, а какие пролистывают? Компания Ромберга открывает для издателей соблазнительную возможность заглянуть читателю через плечо. Jellybooks отслеживает поведение читателей сродни тому, как Netflix вычисляет, какие сериалы смотрят запоем, а Spotify — какие треки слушатели пропускают.

Вот как это работает. Компания бесплатно выдает группе читателей электронные книги — обычно перед их официальной публикацией. Вместо того чтобы заставлять читателей написать отзыв, их просят просто перейти по ссылке, размещенной в электронной книге. Таким образом информация, собранная устройством, передается компании. Jellybooks видит, с какой скоростью люди читают книгу, насколько она их увлекает, до какой страницы они ее дочитывают, и прочие детали. Это похоже на то, как Amazon и Apple, опираясь на данные из устройств и приложений для чтения электронных книг, могут видеть, как часто открывают те или иные книги и до какой страницы доходят их читатели.

Анализ Jellybooks показал, что если читатель пр...

Анализ Jellybooks показал, что если читатель преодолевает первые 50–100 страниц, то чаще всего он дочитывает книгу до конца. Но не все добираются так далеко.

Jellybooks исследовала приблизительно две сотни книг семи издательств: одного крупнейшего американского, трех британских и трех немецких. Большинство издательств попросили не упоминать их названий, чтобы не напугать своих авторов. В исследовании участвует группа читателей, в которую обычно входит от 200 до 600 человек. Полученные результаты подтвердили самые тревожные опасения издателей и авторов.

В среднем меньше половины участвовавших в исследовании книг были дочитаны до конца. Большинство читателей откладывают книгу уже на первых главах. Женщины обычно прекращают чтение, преодолев от 50 до 100 страниц, мужчины — от 30 до 50 страниц. Только 5% книг, взятых в исследование Jellybooks, могут похвастаться тем, что более 75% читателей ознакомились с ними с первой до последней страницы. 60% книг выдали средний результат — с ними целиком справились от 25% до 50% читателей. Деловую литературу, на удивление, вообще мало кто дочитывает до конца.

Как издатели смогут использовать эту информацию?

Большинство издательств, работающих с Jellybooks, пока не используют эту информацию для радикальной «переделки» книг, чтобы делать их более увлекательными. Некоторые из них уже сейчас корректируют свои маркетинговые стратегии в соответствии с полученными данными. Например, одно европейское издательство урезало маркетинговый бюджет на книгу, которую приобрело за весьма солидную сумму, после того, как узнало, что 90% читателей откладывают ее уже после пятой главы. Немецкий издатель принял решение увеличить расходы на рекламу и маркетинг дебютного криминального романа, когда узнал, что его целиком проглатывают 70% читателей. Также издатели могут использовать эту информацию, чтобы определить, какому типу читателей нравится книга, и разработать для нее соответствующую стратегию продвижения. Один из романов, участвовавших в исследовании Jellybooks, был написан для подростков, но оказался неожиданно популярен среди взрослых.

Чем это грозит авторам?

Авторы предсказуемо обеспокоены влиянием, которое настолько глубокое вторжение в читательские привычки может оказать на издателей. Предположим, вы пишете серию детективов, а читатели прекращают читать последний выпущенный том на середине. Следующий том издатели вряд ли захотят покупать. Другой пример: что, если читатели нон-фикшна будут читать не по порядку, а перескакивать от главы к главе (ведь именно так и читают нон-фикшн)? Возможно, редактор захочет вырезать те главы, которые читатели пропускают, что уничтожит важную часть контента.

Чем это грозит читателям?

Пользователи Jellybooks в обмен на бесплатные книги дают согласие на отслеживание своих персональных данных. Для отправления этих данных Jellybooks они должны переходить по ссылке. Однако по мере развития технологий отслеживания читательского поведения книжная индустрия может стать более щепетильной в вопросах конфиденциальности. Некоторые крупные издатели учебной литературы уже отслеживают особенности чтения их книг учащимися. Некоторые сервисы подписки на электронные книги разработали методики измерения читательской вовлеченности. Те, кто регулярно читает электронные книги, могут даже не подозревать о том, что цифровые ретейлеры собирают и хранят информацию о них. Но запретить компаниям заглядывать издателям через плечо, наверное, уже невозможно.

Новые аналитические методы меняют облик всех без исключения отраслей медийного рынка. Как заявил без обиняков Ромберг на Digital Book World (издательской конференции в Нью-Йорке), одного количества продаж недостаточно, чтобы измерить успех книг. «Спросите сами себя, — обратился он к аудитории, — «вы в этом бизнесе затем, чтобы бумагу продавать?».