12 февраля в Британском Совете прошел форум на тему, которую озвучивать уже неловко: «Креативная экономика для местных сообществ». За те несколько лет, что архитекторы и студенты обсуждали эту тему, она успела превратиться во что-то, мало связанное с жизнью и реальным положением дел. T&P решили выяснить, c какими проблемами сталкивается реализация проектов на местах.

В мини-форуме принимали участие Николай Прянишников — архитектор, руководитель отдела Экспериментального Научно-проектного института, Мартин Стокли — председатель экспертной группы дизайн-бюро Places Matter!, член комиссии по вопросам архитектуры и городского развития CABE, а также Кеес Донкерс — выпускник Технического университета Эйндховена, дизайнер, автор программы повторного использования старых зданий.

1. Люди, местные власти и спонсоры. Почему одни не готовы давать деньги, другие — принимать?

Николай: Люди и власти демонстрируют так называемую культуру «бедного сознания», которое, из-за длительного отсутствия свободных денег, начинает преувеличивать значение денег и пособий и недооценивать роль нематериальных факторов — идей и доверия между социальными группами. Отрицательно относятся к богатству, а, значит, закрывают пути партнерства с обеспеченными людьми. Кроме того, в обществе только начинает складываться система цивилизованной благотворительности, которая основана на политике, а не на случайном импульсном и рассчитанном на внешний эффект поведении.

Мартин: Отношения между местными властями и частными инвесторами в Великобритании более-менее такие же, как в России. Думаю, недоверие между ними можно преодолеть только позитивным (для обеих сторон) опытом реализации совместных проектов. У проектов для местных сообществ два итога: сообществу важно получить действующий объект, девелоперам — финансовый результат. Хорошо бы находить такие подходы, которые удовлетворят и тех, и тех. В наших и ваших городах стоит много неуместных и некрасивых зданий. Сложность с властями в том, что они не знают, как изменить город так, чтобы не потратить слишком много и не убить то, что уже есть. У нас на этот случай есть Design Review process: это когда собирается совет из четырех профессионалов во главе с председателем. Мы выбираем их из списка архитекторов, инженеров, девелоперов и их дизайнеров на самой ранней стадии проекта, в самом начале разработки. Очень важно собрать этих людей в начале, когда любые советы и решения легко встроить в план проекта, при этом не увеличивая сроки и затраты. По началу все участники с большим подозрением относились к затее, но потом поняли, что от этого предварительного обмена мнениями — одни выгоды.

Кеес: Если кто-то из частных собственников или жильцов (допустим, богатых) инициирует какой-нибудь проект, другие владельцы и жильцы последуют за ним, потому что цена на собственность в этом районе возрастет после воплощения проекта. При этом качество изменений и осведомленность всех участников сообщества о том, что происходит у них на районе, — ключевой фактор.

Креативная экономика для местного сообщества, часть 1

Видео лекцииНиколай Прянишников, Мартин Стокли, Кеес Донкерс, Антон Польский: Креативная экономика для местного сообщества, часть 1

2. Нехватка специального образования: не академического, а ситуативного, которое должно обучать по ходу решения какой-нибудь проблемы или кейса.

Николай: Действительно, многие территории имеют сложности с кадрами, так как одни специалисты имеют избыточную квалификацию, а другие совершенно недостаточную. Наше образование было и пока еще нацелено на академические знания и успехи, в то время как компетенции, требующиеся для деятельности в сложных условиях, отсутствуют. Скорость происходящих изменений требует развития обучающих методов в области креативности и решения изобретательских задач. Наконец, в ситуации интенсивного и инновационного развития требуется как новые методы обучения, так и эффективные формы разобучения (unlearning), т.е. блокировки и вытеснения устаревших знаний и навыков.
**Design Review** — это название серии неформальных встреч дизайнеров с экспертами и профессионалами в своей области. Сотрудники дизайн-бюро Places Matter! устраивают презентацию проекта девелопера перед экспертным советом. В конце встречи, которая обычно длится около полутора часов, председатель экспертной группы суммирует все сказанное и составляет отчет, который высылается дизайнерам.

Мартин: Отношения между местными властями и частными инвесторами в Великобритании более-менее такие же, как в России. Думаю, недоверие между ними можно преодолеть только позитивным (для обеих сторон) опытом реализации совместных проектов. У проектов для местных сообществ два итога: сообществу важно получить действующий объект, девелоперам — финансовый результат. Хорошо бы находить такие подходы, которые удовлетворят и тех, и тех. В наших и ваших городах стоит много неуместных и некрасивых зданий. Сложность с властями в том, что они не знают, как изменить город так, чтобы не потратить слишком много и не убить то, что уже есть. У нас на этот случай есть Design Review process: это когда собирается совет из четырех профессионалов во главе с председателем. Мы выбираем их из списка архитекторов, инженеров, девелоперов и их дизайнеров на самой ранней стадии проекта, в самом начале разработки. Очень важно собрать этих людей в начале, когда любые советы и решения легко встроить в план проекта, при этом не увеличивая сроки и затраты. По началу все участники с большим подозрением относились к затее, но потом поняли, что от этого предварительного обмена мнениями — одни выгоды.

Кеес: С новыми коммуникационными инструментами такой способ обучения можно наладить и в провинции. Вашему поколению очень важно использовать такой подход.

Креативная экономика для местного сообщества, часть 2

Видео лекцииНиколай Прянишников, Мартин Стокли, Кеес Донкерс, Антон Польский: Креативная экономика для местного сообщества, часть 2

3. Николай Прянишников в числе прочего упомянул этно-локалистику: представители разных этносов, которые в том или ином местном сообществе преобладают, по-разному относятся к привносимым изменениям, по-разному реагируют на предложение что-нибудь построить или начать.

Николай: Не секрет, что наши поселения и территории, а также этнические группы живут в различном времени и имеют различия в отношении к скорости перемен, здесь мы имеем общую проблему с Европой. Канадский опыт говорит о том, что решить эту проблему можно с помощью специальных программ, создания центров коммуникации — Домов Дружбы и выявления новых форм занятости с учетом этнических особенностей (классический пример, культура риса в Японии и Южной Корее была использована в развитии микроэлектроники).

Мартин: Опытным путем установлено, что люди из разных мест по-разному реагируют на изменения, инновации, коллективную работу и так далее, но это касается нюансов, а в целом я большой разницы не вижу. Люди обычно реагируют как люди: они настороженно относятся в переменам, это что-то от инстинкта самосохранения. Все новое — ненадежно, а старое, со всеми его недостатками, проверено временем. Нововведения — это навык, и, как любой другой, он требует осторожности на начальном этапе практического применения, когда еще нет уверенности в профессионализме. Чтобы вместе работать, надо друг другу доверять, а доверие надо заработать: медленно и постепенно. Должен сказать, что мне идея этно-локалистики кажется потенциальной оговоркой, чтобы ничего не делать, так что надо с ней осторожнее. Надо как-то искать варианты, чтобы вместе двигаться вперед и решать задачи. Общественная жизнь — штука сложная и готовых решений для ее проблем нет.

Кеес: Сейчас сильно оживилась культурная среда, она меняется так же бурно, как в Мае 68-го года. Те перемены назвали «культурной революцией», эти можно назвать «цифровой». Люди 25-30 лет говорят на одном языке, вне зависимости от страны проживания. Интернет вообще убрал различия.

Креативная экономика для местного сообщества, часть 3

Видео лекцииНиколай Прянишников, Мартин Стокли, Кеес Донкерс, Антон Польский: Креативная экономика для местного сообщества, часть 3

4. Жители России не способны перестать жаловаться и начать что-то делать. Мы хорошо определяем проблемы, но плохо их решаем.

Николай: Этот пункт самый сложный, поскольку никакими простыми управленческими средствами не решается. Он требует художественных провокаций, достаточно длительной работы с местным сообществом и подключения сообщества к управлению своим поселением, районом. В этом отношении требуется новый тип управленца, менеджера по работе с сообществом, который наряду с навыками организатора сочетает навыки психотерапевта и умение работать с трудными клиентами.

Мартин: Я не принимаю аргумент о хронической импотенции народа. Я также думаю, что проводить время за размышлениями на это счет — бесполезно. Думать о том, что не надо делать, поялвяется, когдаработа сделана. А сейчас нужно просто делать что-нибудь небольшое: чтобы разговор переместился в плоскоть «как» решать задачи из «а стоит ли» начинать их решать вообще. Это может быть непросто, но, чтобы начать, нужно всего лишь пара инициативных людей.

Кеес: Привычку жаловаться я тоже заметил: в России стакан всегда наполовину пуст, а мы привыкли к тому, что полон. У меня ощущение, что это связано с нехваткой энергии для «прыжка во времени», которое вашему поколению надо осуществить, чтобы всех догнать. Мои беседы с российскими студентами доказвают, что они думают в одном направлении с остальным миром, но вокруг них маловато позитивных воплощенных примеров: они должны воодушевлять и давать энергию. Очень надеюсь, что наши мастер-классы окажут в этом смысле благотворное влияние.