Как выбрать идеальную образовательную программу за рубежом? Почему в Гонконге учиться лучше, чем в США? Какие ошибки чаще всего совершают кандидаты на стипендию? На самые важные вопросы, которые волнуют всех, кто думает о бесплатном образовании за рубежом, специально для T&P ответили стипендиаты различных программ и специальностей.

Александр Прищепов

Участник постдипломной обменной программы «Молодые лидеры России-2004/2005» от Государственного Департамента США, победитель отборочной программы Chevening. В 2010 году защитил докторскую диссертацию в Университете Висконсин-Мэдисон.

Екатерина Чайкина

Заканчивает обучение по гранту Erasmus Mundus от Европейской комиссии по программе European Master in Higher Education (Норвегия, Финляндия, Португалия).

Виктория Дубинина

Участница программы обмена-2008/2009, Джуниата Колледж, штат Пеннсильвания, США, студентка художественного отделения, стипендиатка Правительства Франции.

Сергей Горбатов

выпускник программы Eurasian Undergraduate Exchange, заканчивает обучение на степень МВА в IE Business School, Мадрид.

Екатерина Стетюха

Выпускница программы DAAD Journalisten International, приглашена на стажировку в пиар-агентство Scholz & Friends Agenda, Берлин.

Наталья Чуркина

Стипендиатка Chevening, выпускница магистерской программы в Лондонской школе экономики по специальности «Государственное управление».

— Как понять, что наступил тот самый момент, когда пора получать грант и ехать учиться в другую страну?

Александр Прищепов: российское образование до уровня магистратуры достаточно приличное. Поэтому поберегите свой или родительский кошелек — получайте высшее образование здесь. Тем более, в рамках программ бакалавриата и специалитета существует масса возможностей поехать на семестр-два по обменным программам поучиться без особых конкурсов. Это дает возможность присмотреться к той или иной образовательной системе, приобрести полезные контакты. Хорошее магистерское образование за рубежом позволит отточить полученные во время бакалавриата знания, а хорошая аспирантура научит мыслить — и реализовывать эти мысли. Именно поэтому некоторые американские и европейские вузы на порядок выше российских по наличию технической базы, доступа к информационным ресурсам, по составу профессоров, публикующихся в топ-журналах, а также того набора классов, которые направлены на развитие творческого мышления. Вот как раз за этим и надо охотиться.

— Как выбрать образовательную программу, которая тебе подходит?

Екатерина Чайкина: когда собираешься подавать документы, нужно обладать как можно большей информацией о всех возможных программах. Особенно, если вы не привязываетесь к конкретному региону. Я изначально планировала подавать документы на обучение в Австралию, но туда довольно сложно получить гуманитарную стипендию — поэтому я сконцентрировала свое внимание на Европе. Однако стоит помнить, что процесс подачи заявок и по срокам, и по содержанию, отличается в разных странах. Важно внимательно следить за этим. Качество обучения зачастую зависит не столько от университетов, сколько от преподавателей конкретной программы. На нашей программе были не самые известные учебные заведения, но лекторы приезжали со всех концов мира, из известных австралийских, американских, европейских вузов, что положительно влияло на качество образовательного процесса.

Помогает общение с выпускниками программы вашей мечты: так я узнала много деталей и была готова и к достоинствам, и к недостаткам будущего обучения. Стоит также отталкиваться от своей специализации: в США, например, есть рейтинг школ по той или иной специальности. Кроме того, существует огромное количество разнообразных рейтингов университетов. Конечно, они имеют не самое большое значение, но смогут дать общее представление о школе.

Что касается стипендии, то нужно ориентироваться по стране проживания. К примеру, у меня на программе очень хорошая стипендия, но первый семестр мы учились в Норвегии — самой дорогой стране мира, что, конечно, влияло на планирование бюджета. Если стипендия покрывает только часть расходов и требует подработки, правильно оцените свои силы. Мне в первый семестр едва хватало времени успевать за программой и списком домашних чтений.

Александр Прищепов: прежде всего, стоит обратить внимание на себя, на свои амбиции и возможности. Потом на то, что может предложить та или иная стипендиальная программа. И потом сопоставить эти значения. Как правило, стипендии рассчитаны на то, что вы будете жить в этой стране скромно, но с минимальным комфортом. Например, в зависимости от штата, в США ваша стипендия может варьироваться от $1000 до $2000 (одно дело Оклахома, другое —Нью-Йорк). Если вы соберетесь подавать заявки на программы в страны третьего мира, соответственно, вашей стипендии будет хватать на то, чтобы вы сносно питались и жили в общежитии. Ваше образование — это ваше будущее. Имея подтверждение обучения в той или иной программе, вы можете взять небольшой дополнительный кредит на образование и после окончания его выплачивать. Тем более, если виза позволяет, можно подрабатывать.

Большую роль играет семейное положение: если вы холосты, значит более мобильны. С другой стороны, семья — это очень важный фактор, если вы собираетесь переезжать на другой континент на несколько лет. Это ваша поддержка.

Если выбирать между университетом второго или третьего эшелона в США и Университетом Гонконга, я бы порекомендовал последний.

Многие университеты в Европе, даже в небольших городах, предлагают качественное образование.Также на рынок образования выходит Китай. Китайское правительство предлагает хорошие стипендии, а преподавание ведется на английском языке. Например, если выбирать между университетом второго или третьего эшелона в США и Университетом Гонконга, я бы порекомендовал последний.

Практически каждая приличная страна предлагает стипендии на конкурсной основе для иностранных студентов — в том числе и для российских. Можно даже поучиться на Фарерских островах, если вы хотите изучить язык древних викингов. Было бы желание!

Виктория Дубинина: программ много: «Эразмус Мундус» для всех, стипендия Коперника для химиков-физиков и многие другие. Через сайт Эразмуса можно их все проследить, а обращать внимание стоит прежде всего на сроки! Важно не опоздать — очень велик список документов, которые нужно перевести и заверить. Когда есть цель, надо заставлять себя регулярно садиться за это занятие и не отвлекаться. Лучше завести не просто отдельную папку в компьютере, но отдельный большой блокнот, чтобы все касающееся вопроса обучения за рубежом было там.

— Организаторы многих программ говорят, что самое важное — это правильно составленный комплект документов. Это правда?

Екатерина Чайкина: это абсолютная правда. Правильный, полный комплект документов играет важнейшую роль. Без этого вас просто не допустят на следующий этап отбора! Организаторы часто признаются, что на данном этапе отсеивается более 50 процентов заявлений. Например, по моей программе «Эразмус Мундус», координатор говорила о 300 некорректных заявках. Таким образом, вы вполне можете соответствовать профилю кандидата, но если у вас нет заверенной копии паспорта — будете отсеяны.

Внимательно читайте требования, по пунктам готовьте документы, сделайте специальный чек-лист. Особенно внимательно заполняйте application form, так как после отправки уже ничего нельзя исправить. Иногда требования могут включать дополнительные документы: заверенные и переведенные свидетельства о рождении или школьный аттестат, заверенный школой. Эти пункты нельзя игнорировать! Важно обращать внимание на детали: иногда требуют нотариальное заверение копий диплома и приложения, иногда — печать университета, а некоторые программы на этом этапе отбора довольствуются обычными копиями и любительским переводом. Все написанное проверяйте на возможные ошибки или описки — лучше у нескольких людей, включающих, желательно, носителей языка.

Вы вполне можете соответствовать профилю кандидата, но если у вас нет заверенной копии паспорта — будете отсеяны.

На разные программы обязательно нужно готовить отличающиеся пакеты документов. Я подавала одновременно на четыре программы и редактировала мотивационные письма, CV, рекомендации преподавателей под каждую в отдельности. Думаю, внимание к документам помогло мне. Например, диплом у меня не красный, что, как мне тогда казалось, в определенной степени сокращало грантовые возможности. Советую почитать интервью уже поступивших студентов, их CV, истории успеха, которые не только вдохновляют, но и помогают понять, кого именно ищут в рядах студентов данной программы, и представить свои достоинства правильным образом.

— Что стоит указывать в документах, а от чего лучше воздержаться?

Александр Прищепов: statement of purpose: четко и ясно изложите вашу мотивацию, расскажите о себе, чего вы добились и каковы ваши планы после программы. Укажите, если у вас есть хобби, это будет свидетельствовать о том, что вы не сухарь. Обязательно укажите, если вы занимаетесь или занимались волонтерской работой. Напишите, что эта программа даст не только вам, но и окружающим (многие программы рассчитаны на улучшение жизни в России). Пишите профессионально, но в том числе вложите себя, не копируйте текст из стандартных шаблонов. CV: пишите в прошедшем времени: сделал, окончил, победил, усовершенствовал, опубликовал. Рекомендательные письма: если референт попросит подготовить рыбу, вы можете ее дать, но попросите написать человеческими словами и добавить личное ощущение. По работе мне приходилось порой читать до 40 заявок. Наискучнейшее занятие. После десятка сознание притупляется. Особенно, когда идут шаблонные рекомендательные письма и statement of purpose. Если у вас есть кто-то из иностранцев, кто может характеризовать вас в вашей области, попросите их написать такое письмо. Тут как с зачеткой: сначала вы работаете на CV, потом CV работает на вас. И не давайте ложных контактов.

Тут как с зачеткой: сначала вы работаете на CV, потом CV работает на вас.

— Что стоит писать в мотивационном письме, а от чего лучше воздержаться?

Наталья Чуркина: на мой взгляд, мотивационному письму нужно уделить наибольшее внимание при подготовке заявки. Даже если все ваши анкетные данные соответствуют требованиям (у вас красный диплом, необходимая специальность, отличное знание иностранного языка), без хорошего мотивационного письма для получения стипендии этого будет недостаточно. А вот если у вас синий диплом и хорошее мотивационное письмо, шансов на успех, мне кажется, больше.

Прежде всего, нужно понять, что грантодатель не просто дарит вам стипендию за то, что вы умный и талантливый, он инвестирует в вас со своей определенной целью.

Во-первых, ответьте на вопрос: что грантодатель получит от вашего образования? Для меня этот вопрос звучал так — для чего правительству Великобритании давать мне стипендию? Я знала, что Великобритания заинтересована в развитии государственного управления и темы предотвращения изменения климата в России. У меня был опыт работы по данным темам, я исследовала политику Великобритании и проблемы России в этой сфере, изучила образовательные программы британских вузов и исследовательские центры по данным направлениям — все это помогло мне обосновать мою заявку.

Грантодатель не просто дарит вам стипендию за то, что вы умный и талантливый, он инвестирует в вас со своей определенной целью.

Во-вторых, нужно показать, что вы в состоянии оправдать инвестиции грантодателя. Отразите ваши достижения в учебе, на работе, в общественных организациях или даже в вашем хобби. Например, я писала и про свой опыт игры на скрипке в оркестре и проведения бесплатных концертов для детей для привлечения их интереса к музыке. Такие вещи могут отразить вашу активность, разносторонность и, хоть и громко звучит, готовность внести вклад в развитие общества.

Не стоит писать в мотивационном письме банальностей. Лучше писать по делу и подкреплять все заявления фактами. Если пишете, что вы обладаете лидерскими качествами, то приведите пример, когда вам удалось их проявить. И еще, мне кажется, не стоит писать, что образование за рубежом — это ваша мечта. Это мечта для каждого, кто подает заявку. Ваша задача — доказать, что ваша мечта совпадает с желаниями и интересами грантодателя.

— Что было самое трудное в получении стипендии?

Сергей Горбатов: cтипендию от Госдепартамента США на годовое обучение в Америке по специальности «Международные отношения» я получил только со второй попытки. Видимо, так проверяется характер и настойчивость кандидатов. В самом деле, получать от ворот поворот в нежном возрасте восемнадцати лет после того, как столько было вложено в написание сочинений-самопрезентаций, мечтаний и уговоров родителей, что за год учебы ничего плохого со мной не случится (то есть я не похудею, поправлюсь, стану империалистом, янки, панком), дается нелегко. Решение подавать документы на следующий год требует определенного уровня дерзости и внутренних усилий. Особенного внимания заслуживает обхаживание референтов: рекомендательные письма-то опять им писать.

Решение подавать документы на следующий год требует определенного уровня дерзости и внутренних усилий.

Что касается получения стипендии в бизнес-школе (в моем случае — IE Business School в Мадриде), тут самое главное доказать, что другого такого как ты не было, нет и не будет, а твои будущие одногруппники и преподаватели однозначно будут страдать, как морально, так и физически, если ты чудесным образом не появишься в их жизни.

— Какие языки необходимо знать и на каком уровне, чтобы процент успеха в получении гранта или стипендии был максимальным?

Екатерина Стетюха: процент успеха зависит от расположения звезд на небосклоне и от того, насколько это «ваша» программа. Бывает, кажется, что программа написана под вас, а приходит отказ. Или высылаете документы наудачу — и вас берут. Стоит учитывать все факторы: например, город, в котором предстоит жить, и количество солнечных дней в году. Стрелка на компасе может оказаться судьбоносной.

По поводу языков хорошим тоном давно стало уверенное владение английским языком, при этом желательно иметь сертификат IELTS, CAE или TOEFL. Выглядит очень солидно. Много программ для владеющих немецким языком. Само умение изъясняться на немецком — уже хорошо, TestDAF или другое бумажное доказательство ваших способностей — это перфект. А дальше можно плясать от страны и, естественно, осваивать местный язык. Если такого желания нет, то английский пригодится везде. И в Китае, и в Италии. Практически во всех современных странах есть программы на английском.

Много программ для владеющих немецким языком. Само умение изъясняться на немецком — уже хорошо, TestDAF — идеально.

— Про что не стоит забывать, когда стипендия уже выиграна?

Сергей Горбатов: нельзя забывать, что ты представляешь свою страну и культуру: по тому, как ты себя ведешь, что говоришь, как мыслишь, у людей создается впечатление о том, кто такие русские — или украинцы, французы, американцы. Создание положительного образа в твоих же интересах, ведь это твое собственное отражение, которое может как помочь, так и повредить твоей будущей карьере, если впечатление о твоих соотечественниках негативное. Ну и самое главное: время летит настолько стремительно, что ни в коем случае нельзя откладывать возможности изучения других культур на потом: учи язык, заводи друзей, пробуй местную еду, влюбляйся, посещай музеи, путешествуй — это уникальное время самооткрытия и исследования мира.

— Что можно сделать, чтобы остаться в той стране, где проходило обучение, навсегда? И стоит ли вообще это делать?

Екатерина Чайкина: по моему опыту подавляющее большинство студентов планирует оставаться там, где учились. А вот стоит ли — это вопрос индивидуальный, решение по которому принимает каждый отдельно, взвешивая свои за и против.

Чтобы остаться, необходимо проявлять активность: участвовать в ярмарках вакансий, искать летние стажировки в перспективных компаниях, общаться с преподавателями. В целом, при желании, это не так сложно. Практически все, кто хотел, остаются. Просто кто-то проводит больше времени в поисках. Важно определиться с целями — хотите ли вы заниматься исследованиями, поступить на PhD или уже работать в определенном секторе и идти к намеченному.

Чтобы остаться, необходимо проявлять активность: участвовать в ярмарках вакансий, искать летние стажировки в перспективных компаниях, общаться с преподавателями.

— Какие открываются перспективы перед выпускником после того, как обучение закончилось?

Сергей Горбатов: перспективы открываются еще в процессе обучения. Самое ценное, что можно получить от образования в другой стране, — это межкультурная гибкость, целостное понимание современного глобального общества и неограниченные возможности построения твоей собственной сети контактов: от круга друзей, у которых можно остановиться, путешествуя по миру, до тех, кто поможет тебе устроиться на работу твоей мечты. Эти три аспекта дают тебе несравнимую фору перед прочими претендентами на престижную работу. Как призналась мне одна знакомая, ведущий специалист кадрового агентства в Москве, крупные компании заявляют, что зарубежный опыт кандидатов им не принципиален, был бы потенциал к развитию, однако на практике получается наоборот.

Крупные компании заявляют, что зарубежный опыт кандидатов им не принципиален, был бы потенциал к развитию, однако на практике получается наоборот.

Понятно, что сейчас, после моего обучения в США, опыта работы в компании Shell в России и ЮАР, степени МВА в престижной бизнес-школе, уровень международных возможностей и предложений трудоустройства абсолютно иной — однако критерии оценки кандидатов для компаний остаются те же: лидерский потенциал, гибкость в анализе решений и приоритизации целей, комплексное понимание устройства политических, экономических и социальных структур в условиях глобального общества плюс что-то, что докажет твою «нормальность»: хобби, спорт, волонтерство.

— Как стоит относиться к отказу?

Александр Прищепов: если вам отказали, решите для себя, что на этом жизнь не заканчивается. Тем более, на первом этапе. Вряд ли вам скажут, в чем причина отказа — человеческий фактор играет не последнюю роль при отборе кандидатов, особенно на первом этапе. Если отказ произошел на последующих этапах, постарайтесь это выяснить (как правило, при заключительном отборе кандидатов ранжируют в таком порядке: язык, CV, интервью). Старайтесь нацелиться на пару программ при поиске потенциального места учебы.

— Какими качествами должен обладать идеальный кандидат для получения стипендии?

Ольга Смольянинова: безусловно, идеальный кандидат на роль стипендиата должен быть активен во всех сферах своей жизни, быть в курсе всех событий. Но удача также должна быть на вашей стороне, так как таких замечательных и умных, как вы, по стране найдется немало. Когда я была в Чехии, вместе со мной в группе учились представители разных стран. Ребята целенаправленно учат языки, и родное государство активно помогает им в различных поездках. Честно, не знаю как обстоит дело в России, так как ездила по гранту от Чешского посольства. Уверена, что если действительно любить то, что ты делаешь, то все обязательно получится.