© Graham

Игры с помощью виртуальных миров могут очень сильно отвлекать человека от реальной жизни — но почему это происходит на физиологическом уровне? Как картинка на экране может заменить реальные ощущения? Все дело в устройстве нашего мозга: он сам принимает обман за правду.

Два профессора Стэндфордского Университета — Клиффорд Насс и Байрон Ривз — в своей книге The Media Equation рассказали о результатах исследований, в которых они фиксировали реакцию человеческого мозга на графические изображения. Выяснилось, что мозг не видит никакой разницы между картинкой на экране и реальностью. Это связано с тем, что он формировался тысячи лет назад, когда не было телевидения и видеоигр — поэтому он просто не приспособлен отличать реальность от ее копии. Так называемый «древний мозг» — самая старая часть органа — отвечает за за принятие мгновенных решений и определяет, важная информация сейчас поступает или нет. «Молодой мозг» — лобные доли — отвечает за наше мышление и сознание. Любая информация проходит обработку древним, а затем молодым мозгом.

**Прибытие поезда на вокзал Ла-Сьота**. Короткометражка братьев Люмьер поначалу заставляла людей в ужасе выбегать из кинотеатра — они думали что на всех парах прямо на них несется настоящий поезд.

Вначале древний мозг воспринимает любую картинку как реальность, и лишь спустя доли секунды молодой мозг определяет, что это лишь кино или игра. У нас нет системы инстинктов, которая позволяла бы отличать изображение от реальности на подсознательном уровне. Мы воспринимаем информацию, анализируем ее и только затем решаем — правда это или выдумка.

Но ресурсы нашего мозга ограничены, а сам процесс разделения на реальность и фикцию занимает какую-то их часть. Чем ближе картинка на экране к реальности, тем дольше происходит сортировка в одну из этих двух корзин. Более того, сам процесс осознания запускается только тогда, когда он нужен, — если мы видим какую-то угрозу, то должны соответствующим образом отреагировать: защитить близких и найти безопасное место, если это реальность, или продолжать сидеть на диване, если это просто игра.

Мы можем подавлять функции молодого мозга, когда нам не хочется отличать выдумку от реальности.

Именно поэтому в кинотеатре вас раздражают разговоры по телефону и люди, которые отвлекают от просмотра фильма, — они выдергивают вас из виртуального мира, в котором вы хотите находиться.

Точно то же самое происходит в случае игр — только они затягивают еще сильнее. В кино вы пассивный наблюдатель, в игре же нужно постоянно реагировать на происходящее, принимать решения и управлять героем. Интерактивная среда требует большей вовлеченности. Все это нагружает мозг, отвлекает внимание, отнимает ресурсы, которые могли пойти на осознание того, что перед вами всего лишь картинка на экране.