В субботу в Сингапуре состоялось открытие Музея искусства и науки — долгожданного проекта студии Моше Сафди, которая занимается всем проектом развития комплекса Marina Bay Sands: самого дорогого в мире курорта.

6 тысяч квадратных метров выставочного пространства, 3 этажа и 21 галерея — всего в строительство нового символа островной республики было инвестировано более 5,5 миллиона долларов. Одной из постоянных экспозиций музея станет ArtScience Gallery: пространство, где посетители смогут сами создавать экспонаты, которые будут выставлены в музее, на специальных интерактивно-креативных станциях. «В результате экспозиция музея будет живой и самообновляющейся, — рассказывает директор выставочного комплекса Том Цаллер. — Выставка никогда не будет закончена, она всегда будет развиваться».

«Этот музей — практически символ города. Не верите мне? Спросите таксистов».
В этой же галерее созданы постоянные секции «Curiosity», «Inspiration» и «Expression», в каждой из которых будут представлены экспонаты и мультимедийные объекты, позволяющие опробовать тот или иной инновационный своему времени процесс: от древнего китайского свитка и летающих машин Леонардо да Винчи до молекулярной модели бакибол и высокотехнологичной рыбы-робота. Уже открыты еще три выставки: «Шелковый путь: античная дорога к современности», «Кораблекрушение: запах сокровищ и мусонные ветра», а также «Чингис Хан». Курируют выставку специалисты Смитсоновского института и Американского музея естественных наук. **IMAGE 2315 NOT FOUND** Асимметричная архитектура ArtScience, который многие называют новой сиднейской оперой, была основана на сложных расчетах с использованием комплексной алгебраической геометрии. Это, по мнению главного архитектора проекта Моше Сафди, и есть результат того, как взаимодействие науки и искусства может привести к появлению чего-то действительно прекрасного. Одна из особенностей комплекса — крыша, которая позволяет собирать дождевую воду, и проводить ее по специальным каналам в центральный атриум, где она будет падать, образуя водопад высотой 35 метров. Вода, как это водится у Сафди, зря не расходуется: утилизуется и используется в системе канализации комплекса. Для разумного использования электроэнергии музей ввел систему точечного кондиционирования: холодный воздух поступает из небольших отверстий в полу, в отличие от старой конвекционной системы, что помогает снизить расходы электроэнергии на 25 процентов.
70-летний израильско-канадский дизайнер говорит, что правительство Сингапура настаивало именно на современном дизайн-проекте для музея, который должен был бы выражать дух республики, стремящейся стать мировой столицей инноваций и технологического прогресса.
**[Моше Сафди](http://theoryandpractice.ru/presenters/379-moshe-safdi)** — автор таких проектов, как Канадская национальная галерея в Оттаве (1988), Дом оперы и балета в Торонто (1990), аэропорт им. Давида Бен-Гуриона в Тель-Авиве (2004) и многих других.
**IMAGE 2310 NOT FOUND**«Из галерей открывается захватывающий вид на город, кроме того, огромные окна также позволяют в полной мере использовать натуральное дневное освещение, — рассказывает Сафди. — Я считаю, что красота здания прежде всего в его назначении. Нам казалось, что строение должно как бы парить на поверхности воды, идеально вписываясь в ландшафт и отражая современность и динамику этого города. Так мы начали разрабатывать концепцию открытой ладони, в которой каждый из пальцев должен был быть спроектирован с геометрической элегантностью. Так как структура здания не симметрична, каждое выставочное пространство немного отличается по размеру и дизайну, позволяя кураторам выбирать необходимое для их экспозиций пространство». Двенадцать «пальцев» — 10 больших и 2 поменьше — покрыты армированным стекловолокном полимером, которые ранее использовался только при создании гоночных яхт высшего класса, и первый раз был применен в строительстве. Ночью крыша музея, который окружен бассейном с лилиями площадью 4000 квадратных метров, может быть закрыта — тогда образуется пространство амфитеатра, в котором могут проводится светопредставления, фейерверки и лазерные шоу.
Вход в здание находится на уровне улицы — доступ к нему открыт с каждой области MBS и осуществляется с помощью специально построенных променадов и аркад. На входе посетители попадают в пространство с 270-градусным обзором делового центра Сингапура и бухты — там же расположены кафе и зона ресепшн.

«Этот музей виден в Сингапуре отовсюду, — рассказывает Сафди. — Это практически символ города. Не верите мне? Спросите таксистов».