Студенты, которые учатся за рубежом, рассказывают, в чем разница между «здесь» и «там».

Олеся Щукина, 25 лет


— Где, чему ты учишься, как давно?

Школа [La Poudrière](http://www.poudriere.eu) была создана в 1999 году и работает как институт *повышения квалификации*, принимает студентов на направление анимационной режиссуры. *Учеба* длится 2 года.

— Я учусь делать мультфильмы в школе Пудриер. Это крошечная анимационная школа в Валансе, 50-тысячном городке на юго-востоке Франции. Здесь учится всего 20 человек — по 10 на каждом курсе. Все преподаватели временные, и обычно это профессионалы, которые учат нас тому, что сами умеют делать: будь то работа с актерами, запись звука или рисование раскадровки. Школе в прошлом году исполнилось 10 лет, а основала ее студия Folimage. Они даже находятся в одном здании, так что студенты и все те, кто работают на студии, общаются и дружат. Многие из наших «профессоров» — как раз из Фолимажа. Другие приезжают из более далеких мест. Я сейчас на первом курсе, а в общей сложности здесь около 5 месяцев.

— Ты училась в российском вузе? Какие воспоминания?

— Училась в Университете кино и ТВ на режиссуре анимации в Петербурге. Воспоминания очень неоднозначные. С одной стороны, у меня были лучшие мастера на свете (Бронзит и Высоцкий), которые объяснили, о чем должен думать режиссер, когда делает кино, и что абсолютно все, что происходит в кадре, появляется там не просто так. Кроме того, я до сих пор с теплотой вспоминаю прекрасный курс истории кино, который никто не осмеливался прогуливать, и актерское мастерство, которым мы так болели, что собирались дополнительно и репетировали на 15 градусном морозе и в тесных комнатах общежития (в университете свободных аудиторий почти никогда не было), а еще тратили свои личные деньги на декорации и материалы для кукольных спектаклей.

С другой стороны, университет как будто не очень был заинтересован в том, чтобы из нас что-то получилось. У меня очень прикладная профессия, но у нас никогда не было своего класса, где можно было снимать анимацию — все пять лет ютились по каким-то каморкам, а мультфильмы делали дома.

— Где живешь?

— Я снимаю квартиру вместе с одноклассницей. Выходит довольно дорого, но по-другому не получалось. Впрочем, свои плюсы в этом есть: если бы не соседка, говорящая по-французски, моя языковая адаптация проходила бы гораздо сложнее.

— Какие бонусы дает твой студенческий статус?

— Можно бесплатно записаться в городскую медиатеку. Я обычно ухожу оттуда с дюжиной дисков с музыкой и стопкой книжек с картинками. В основном, с детскими — их там какое-то невероятное количество. Еще можно покупать билеты в кино со скидкой и абонемент на городской автобус обойдется дешевле, но я езжу на велосипеде, так что для меня это не очень актуально.

— Над чем сейчас работаешь?

— Над минутным фильмом на тему «Точка зрения ребенка». Это задание на целый триместр. Ограничений по технике исполнения нет, но уложиться надо ровно в минуту и в срок — дедлайн 6 апреля. Сейчас где-то середина триместра. Все на этапе производства: те, кто делает рисованную анимацию, уже вовсю ее рисуют. Мой мультфильм будет в технике бумажной перекладки, так что сейчас я готовлю ноги, глаза, головы и прочие части персонажей, вырезаю их и раскладываю по коробочкам.

— Как успехи?

— Не было дня, чтобы я не узнала что-то новое.

— Самый крутой профессор?

— Постоянных «профессоров» нет, но из всех, кто приезжал, больше всего запомнился Франсуа Вожель. Он снимает рекламу, а в свободное от работы время свои авторские фильмы, в которых он не устает изобретать головокружительные визуальные ходы.


Недавно Франсуа вместе с Джонатаном Постом придумали технологию «безочкового 3D», где в роли очков оказываются веки зрителя под воздействием электротока. Верить этому или нет, решайте сами.

— Как выглядит процесс обучения? Твой обычный учебный день.

— В школе есть 3 самых важных правила: не прогуливать, не опаздывать, иметь огромную мотивацию учиться. Учеба длится с 9 утра до 6 вечера с перерывом на обед. Иногда можно задержаться подольше, и многие этим пользуются. По средам всегда час учим английский — это единственный постоянный предмет. Раз в неделю, иногда даже два, после учебы мы ходим или в театр, или в кино. Это тоже является обязательной частью обучения. Утром в понедельник у нас собрание курса, на котором вместе с администрацией школы мы обсуждаем, что будет происходить в течение недели и, кроме того, каждый высказывает свое мнение о фильме или спектакле, который смотрели на предыдущей неделе.

Пару раз в неделю мы ходим в театр или кино. Это обязательная часть обучения: на собрании курса с администрацией школы в понедельник каждый высказывает свое мнение о фильме или спектакле.
Аниматик — схема мультфильма, чтобы можно было понять ритмически, работает все или нет. То есть это уже последовательность из кадров, но без анимации, все схематично.

В первом триместре чуть ли не каждый день все менялось, потому что все время приезжал кто-то новый, мы много работали в группах по 2-3 человека. То делали радиоспектакли, то писали диалоги для сценариев, то рисовали аниматики на заданную звуковую дорожку или изучали какую-нибудь программу. Сейчас все иначе: каждый самостоятельно работает над своим проектом, но периодически приезжает «профессор» и помогает в работе со сценарием, звуком, монтажом, планированием работы. Тем не менее, большую часть времени ты сам решаешь, что делать. Главное — успевать в сроки. Поэтому у каждого над рабочим столом висит календарь с отмеченными этапами производства.

— Самое главное знание/умение, которое ты получила в процессе обучения?

— Святость дедлайна.

— Дорого жить и учиться?

Учеба бесплатная, есть только сбор 1000 евро в год, но по сравнению с теми возможностями, что здесь есть, это мало. Жить дорого. Не так, как в Париже, но по сравнению с Россией намного дороже. Спасает только то, что учеба занимает почти все время, а город настолько маленький, что кроме кино здесь особо никуда и не пойдешь.

— Планируешь вернуться?

— Не знаю, как все сложится. Планирую снимать мультфильмы.

— Где будешь работать, когда выпустишься?

— Буду работать на анимационной студии.