©Вадим Ильин

T&P запускают цикл материалов, посвященных лучшим образовательным программам в различных сферах. В первом выпуске сериала — школы дизайна и онлайн-курсы, в которых можно пройти курс футурологии, получить зачет у Колхаса и Муссави, попасть на экскурсию в лучшие агентства Москвы и научиться технике создания аудиовизуального контента.

Мастерская Димы Барбанеля


Курс повышения квалификации и творческой свободы для дизайнеров, как называют его организаторы, стартовал этой осенью в интернет-пространстве. Его создатель Дима Барбанель, выпускник знаменитой Фабрики Benetton Communications Research Center, считает, что лучший способ учиться — это учить других. Курс мастерской предназначен и для начинающих дизайнеров (теория и практика журнального проектирования), и для профессионалов, в том числе арт-директоров (в формате консультационных сессий).

Программы: курсы формируются для каждого студента индивидуально в соответствии с уровнем его подготовки и профессиональными задачами. Студенты изучают не только традиционные для дизайнера дисциплины (композиция, макет и шаблон, типографика, юзабилити), но и менеджмент, психологию восприятия, информационную архитектуру, футурологию и русский язык. Программа делится на две части: видеолекции экспертов со всего мира и самостоятельная работа над живым проектом. Чтобы поступить на курс, надо заполнить анкету, в которой спрашивают про любимые шрифты и смысл жизни, и пройти собеседование по скайпу. Курс, рассчитаный на срок на 3-5 месяцев, составлен так, что тем обучения позволяет совмещать учебу с работой.

**Дима Барбанель, дизайнер, автор макетов Esquire, Interni и «Вокруг Света», создатель Мастерской:** сегодня мой основной интерес — не проектирование журналов, которое я уже более-менее освоил, а методика создания рабочих групп. Иногда что-то не получается исключительно из-за неправильного сочетания людей в группе. Мастерская — это не только образовательный курс, но и ресерч-структура, которая создает оптимальные дизайн-команды. Для меня самое важное — это, что наши студенты работают над реальными заказами. Хочется рассказывать им не только про дизайн, но и про самые разные вещи: от рецепта приготовления сациви до устройства позвоночника. **Преподаватели:** Дима Барбанель, [Лиза Орешкина](http://theoryandpractice.ru/presenters/8567-liza-oreshkina).
**Стоимость обучения:** одна неделя — 5 000 рублей.
**Набор**: круглогодично.
Обучение проводится на русском языке.
**Контакты:** ask@dimabarbanel.com
**На T&P:** курс [творческой свободы](http://theoryandpractice.ru/courses/123-kurs-povysheniya-kvalifikatsii-i-tvorcheskoy-svobody-dlya-dizaynerov).
[Британская Высшая Школа Дизайна](http://britishdesign.ru/) ---------------- БВШД появилась в 2003 году и стала одним из первых учебных заведений, которое готовит дизайнеров в самых разных областях: от визуальных коммуникаций до моды. Стратегический партнер «Британки» — [факультет креативных и культурных индустрий](http://www.herts.ac.uk/courses/schools-of-study/creative-arts/home.cfm) Университета Хартфордшира— туда студенты могут отправиться, чтобы продолжить обучение в финальный год бакалавриата, необходимый для получения степени бакалавра искусств.

Программы: в БВШД существует несколько программ обучения: высшее образование (3-5 лет, part-time или full-time), дополнительное образование (2 года) и интенсивные курсы повышения квалификации (7-10 дней). Интенсивы проводятся два раза в год, в январе и июле. Ежегодно в школе проходит День открытых дверей, на котором можно познакомиться с преподавателями и программой их курсов. В распоряжении студентов: центр макетирования и прототипирования, лаборатория фотопечати, мастерские по работе с керамикой, офортом и шелкографией, стерео-лаборатория.

Курсы БВШД: Foundation, Graphic Design and Illustration, Interior Architecture and Design, Product Design, Fashion Design, Fine Art, Фотография, Визуальные коммуникации, Дизайн в интерактивной среде, Дизайн-менеджмент, Fashion Business, Fashion Styling, Дизайн переодических изданий, Шрифт и типографика, Fashion Communication.

**[Умберто Джираудо](http://theoryandpractice.ru/presenters/3603-umberto-dzhiraudo), промышленный дизайнер, куратор курса Product Design**: Первое правило — моим студентам должно быть весело. Я верю, что обучение гораздо эффективнее, если оно доставляет удовольствие. Второе правило — никаких формальностей. Не хочу, чтобы меня считали умудренным опытом наставником, который вещает с высоты своей кафедры и считает свое мнение единственно верным. Мы со студентами — одна команда. Третье правило — дисциплина: все вышесказанное не означает, что можно игнорировать дедлайны, аккуратность и мнение других людей. **Преподаватели:** Тим Симмонс, [Джос Бойз](http://theoryandpractice.ru/presenters/2894-dzhos-boyz), Александр Мэттьюс, Максим Нестеренко, [Виктор Меламед](http://theoryandpractice.ru/presenters/6966-viktor-melamed), Умберто Джирауда, [Клэр Лопман](http://theoryandpractice.ru/presenters/1475-kler-lopman).
**Стоимость обучения:** от 170 000 рублей в год.
**Набор:** до 30 сентября 2011 года.
Обучение проходит на русском и английском языках.
**Контакты:** Нижняя Сыромятническая улица, 10/3, +7 (495) 640 30 15, info@britishdesign.ru
**На T&P:** [ближайшая лекция БВШД](http://theoryandpractice.ru/seminars/13469-vstrecha-s-dizaynerom-i-osnovatelem-marki-inshade-mariey-smirnovoy-25-2).
[Аудиовизуальная академия](http://audiovisualacademy.com/) ---------------- AV:in — это бесплатный онлайн-курс, посвященный современным мультимедийным технологиям. Студентом может стать каждый, кто хочет получить знания в этой сфере. Академию открыл летом 2010 года коллектив [Cyberbrothers](http://cyberbrothers.tv/about) при поддержке компании [Yota](http://theoryandpractice.ru/organizers/3116-yota) и [Британского Совета](http://theoryandpractice.ru/organizers/435-britanskiy-sovet). Учебный курс AV:in создан в сотрудничестве с мировыми профессионалами аудиовизуальной сцены, среди которых —[Coldcut](http://www.google.ru/url?sa=t&source=web&cd=1&ved=0CBgQFjAA&url=http%3A%2F%2Fen.wikipedia.org%2Fwiki%2FColdcut&rct=j&q=Coldcut&ei=YTJkTd2_HoOEOqaf6NYC&usg=AFQjCNFhQKpdEcvezU-AFvHFS5MzLOM5Aw&sig2=EdHAYbe4SThNlpGefy8_2A&cad=rja), [Onedotzero](http://www.google.ru/url?sa=t&source=web&cd=1&ved=0CBgQFjAA&url=http%3A%2F%2Fwww.onedotzero.com%2F&rct=j&q=%20Onedotzero&ei=dzJkTcT3J8vtOe3g7foN&usg=AFQjCNHuUUblxw7jVgWhxKIMRaYyTSaTmQ&sig2=nTJlGCZ6W4S9haDOH3U0Hg&cad=rja), [Бен Шеппи](http://www.google.ru/url?sa=t&source=web&cd=2&ved=0CBsQFjAB&url=http%3A%2F%2Faudiovisualacademy.com%2Favin%2Fcontributors-ru%2Fben-sheppee%2F&rct=j&q=%D0%91%D0%B5%D0%BD%20%D0%A8%D0%B5%D0%BF%D0%BF%D0%B8&ei=ijJkTZvNFtCeOqa1jO8N&usg=AFQjCNHuO80_LCqJb49y7-7MX8r4DTgLKQ&sig2=Kx8LNhK0EFshsvfDFDgqiw&cad=rja) и [United Visual Artist](http://www.uva.co.uk/). Съемки уроков велись по всему миру — от Токио до Лондона.

Программы: Курс состоит из нескольких модулей: история перформанса от ранних экспериментов театра теней до нет-арта и живого кино; техники создания аудиовизуального контента (правила композиции, теория цвета и т.д.); работа с программными инструментами (Modul8, Resolume Avenue 3, Ableton Live и Flash); оборудование (от MIDI до микшеров); советы экспертов; бизнес-кейсы. Видеоуроки доступны сразу после регистрации на сайте академии. После каждой лекции слушатели могут пройти тест, результаты которого демонстрируют динамику обучения.

**Борис Кислицин, директор по развитию Cyberbrothers:** В 2010 году Теории и практики Санкт-Петербурга номинировали Академию как [лучшего организатора лекций](http://theoryandpractice.ru/blog/153-peterburg-and-the-winner-is) в разделе «Технология», а ресурс [Mashable](http://mashable.com/) включил нас в [сотню онлайн-образовательных ресурсов мира](http://mashable.com/2011/01/07/online-education-websites/), причем мы стали единственными представителями России. Сейчас на сайте проходят обучение почти 4000 студентов из многих стран. Создать этот проект мы решили потому, что спрос на современные навыки и знания очень велик. Мы собирали фидбэк от пользователей сайта Cyberbrothers целый год, и практически все говорили о том, что им хотелось бы учиться — но негде. Кроме того, технологии становятся проще и доступнее: подростку с ноутбуком сейчас по плечу задача, для решения которой 10 лет назад потребовалась бы профессиональная студия, оснащенная дорогостоящим оборудованием, большой коллектив и месяцы работы. Мы надеемся, что это первый шаг к созданию новой культуры с удивительными мультимедийными выставками и фестивалями в России, которые займут достойное место в мировом культурном контексте. Мы открыли Академию, потому что кто-то должен был это сделать. Мы — хотели и могли. **Преподаватели:** Ана Карвальо, Бен Шеппи, Бланка Перес-Бустаманте, Coldсut, D-fuse, VJ Dubassy, Immersive, Жан-Мари Тено, Кайл Лайонс, The Light Surgeons, VJ Anyone, Onedotzero, Scanner, Фред Мот, Тоби Харрис, United Visual Artists, Дин Мур, Cаймон Лейн.
**Стоимость обучения:** бесплатно.
**Набор:** круглогодично.
Обучение проходит на русском и английском языках.
**Контакты:** info@audiovisualacademy.com
**На T&P:** курс [по истории аудовизуального искусства](http://theoryandpractice.ru/courses/823-onlayn-kurs-istoriya-audiovizualnogo-iskusstva).
[ИКРа](http://www.ikraikra.ru) --------------- Весной 2009 года креативное агентство Red Keds и дизайн-студия Nile запустили образовательный курс «Интерактивные коммуникации в рекламе». Эта учебная инициатива предназначена для подготовки специалистов, способных придумывать, проектировать и реализовывать интерактивные проекты в интернете и других digital-сферах. В создании курса принимало участие множество профессионалов в области new media и интернет-коммуникаций. За время существования ИКРы в качестве преподавателей выступило пять десятков экспертов, среди которых были дизайнеры, менеджеры, стратеги и копирайтеры из [FIRMA](http://www.firmastyle.com/), [Grape](http://grape.ru/), [IMHO VI](http://www.imho.ru/), [BBDO Branding](http://www.bbdo-branding.ru/), [REDMADROBOT](http://redmadrobot.com/) и других ведущих компаний.

Программы: курс ИКРы состоит из 6 этапов: введение в специальность (базовые принципы интерактивного взаимодействия), маркетинг и менеджмент, креативные процессы, интерактивные визуальные коммуникации, технологии и техническая поддержка, медиа (продвижение и анализ эффективности). Параллельно идет интенсивная практическая работа: курс делится на команды, у каждой из которых есть свой куратор и свой проект с реальным заказчиком и брифом. Курс рассчитан на 4 месяца, в качестве бонуса для студентов — экскурсии по крупным дизайн-студиям Москвы.

**Игорь Чаркин, декан программы**: изначально мы собирались делать курс для продюсеров интернет-проектов, но получилась образовательная программа для digital-рекламистов. Причем особенность курса — в его универсальности, он для всех: от копирайтера до продюсера — как со стороны клиента, так и со стороны агентства. У нас должно понравится и людям с нулевыми знаниями (хотя им, конечно, будет сложно), и людям уже работающим в digital. А еще мы с каждым курсом устраиваем веселые вылазки за город. **Преподаватели:** представители известных креативных агентств и дизайн-бюро Москвы.
**Стоимость курса:** 70 000 рублей.
**Набор:** весна 2011 года.
Обучение проходит на русском языке.
**Контакты:** Климентовский переулок, 1/18, +7 (926) 599 76 25, info@ikraikra.ru
[Институт медиа, архитектуры и дизайна Strelka](http://www.strelkainstitute.com/) ---------------- Обучение на «Стрелке» началось в октябре 2010 года. Постдипломная образовательная программа института разработана исследовательским центром международного архитектурного бюро [OMA](http://www.oma.eu/) (Office for Metropolitan Architecture) под руководством [Рема Колхаса](http://theoryandpractice.ru/presenters/6367-rem-kolkhas), выдающегося архитектора и профессора Гарвардского университета. Студенты Института занимаются исследованиями, направленными на решение практических задач в области урбанистики, архитектуры, коммуникаций и проектирования общественных пространств.

Программы: годовой курс сформирован нетрадиционным образом: вместо еженедельных семинаров и лекций с постоянным преподавательским составом студенты принимают участие в мастер-классах приглашенных практиков, круглых столах и открытых дискуссиях. Студентам выплачивается стипендия, при необходимости предоставляется жилье и визовая поддержка. Прием происходит на конкурсной основе.

Наталья Зайченко, архитектор: на «Стрелке» учат не ремеслу, а подходу. Методология отличается от проектирования в архитектуре: для меня это абсолютно новый способ прийти к цели — через исследование, сбор информации, ее анализ и создание истории. В ближайшее время наша группа (я выбрала тему «Проектирование», кураторы: Стефано Боэри — архитектор, редактор журнала Abitare, и Фаршид Муссави, архитектор, основатель бюро в Лондоне) будет работать с театром. Мы хотим создать перформанс об изменениях Москвы за последние 20 лет. Сейчас на «Стрелке» учатся ребята разных профессий: это архитекторы, урбанисты, графические дизайнеры, экономисты. Общение, в основном, проходит на английском языке — с успешными и креативными людьми, среди которых организаторы курса, преподаватели и гости-эксперты. Мне кажется, «Стрелке» удалось создать междисциплинарный подход, поэтому здесь будет интересно и полезно поучиться молодым специалистам разных профессий.

Преподаватели: Рем Колхас, Рейнир де Грааф, Михаэль Шиндхельм, Юрий Григорян, Фаршид Муссави, Стефано Боери, Джозеф Грима, Джун Джанг и другие.

Стоимость обучения: бесплатно.

Набор: весна 2011 года.

Обучение проводится на русском и английском языках.

Контакты: Берсеневская набережная, 14/5, +7 (495) 771 74 37, more@strelkainstitute.com

На T&P: пятое место в списке самых активных организаторов событий Москвы.