T&P продолжают цикл материалов, посвященных лучшим образовательным программам в различных сферах, рассказом о лучших курсах для журналистов и работников сферы медиа. В новом выпуске сериала — школы, которые предоставляют возможность научиться спортивному блогингу, пройти практику в РИА Новости и понять, наконец, что такое мультимедийная журналистика.

Международная школа мультимедийной журналистики


Совместный проект Высшей школы журналистики НИУ ВШЭ, а также информационных агентств РИА Новости и «Интерфакс» стартовал в 2008 году. Программа рассчитана на активных людей различных профессий, желающих получить новые знания в сфере информационной и мультимедийной журналистики. Уникальность методики преподавания, по мнению организаторов, заключается в том, что помимо теоретической базы студенты учатся работать с информацией непосредственно на практике в журналистской среде.

Программа: курс обучения рассчитан на десять месяцев и включает два семестра с обязательными экзаменационными сессиями. После каждого из них студентам предстоит месячная практика в РИА Новости и «Интерфаксе», а также защита дипломного проекта. Занятия проходят в вечернее время, 4 дня в неделю. Кроме того, МШМЖ проводит недельные интенсивы по темам «Эффективные связи со СМИ: инструменты, методы, подходы», «Организация работы отдела новостей», «Конвергетная редакция», «Деловая журналистика: как правильно писать и говорить об экономике», «Универсальный журналист» и другие.

Светлана Миронюк, главный редактор РИА Новости: «Меняющиеся стандарты поставили редакции перед необходимостью искать на кадровых рынках сотрудников, способных одновременно работать не только с текстом, но и с графическим изображением, с видео- и аудиоинформацией, писать блоги. В школе обучают именно такому комплексному подходу к подаче своей информации».

Преподаватели: руководители информационных агентств РИА Новости и «Интерфакс», а также ведущие международные, экономические и политические обозревателей телевидения и онлайн-СМИ. Лекционные курсы по основным направлениям мультимедийной и деловой журналистики читают преподаватели НИУ ВШЭ и МГУ.

Стоимость обучения: долгосрочная программа — 170 000 рублей, интенсивы — от 7 000 рублей.

Набор: долгосрочная программа — осень 2011, интенсивы — весна 2011.

Обучение проводится на русском языке.

Контакты: Хитровский переулок, 2/8, строение 5, hsemedia@gmail.com.

На T&P: курс медиаменеджмента.


Mediaшкола


Основное направление проекта Mediaшкола, созданного на базе издательского дома «Аргументы и Факты», — мультимедийная журналистика. Курс базируется на практических заданиях и рассчитан на тех, у кого уже есть достаточно амбиций для ухода в большую журналистику, но не хватает опыта и навыков. Организаторы обещают привлекать ресурсы как самого издательского дома «Аргументы и факты», так и его партнеров.

Преподаватели: практикующие профессионалы, сотрудники ведущих компаний в области медиа: Игорь Попов, Евгений Уваров, Алексей Лебедев, Павел Блюденов, Иван Секретарев и др.

Ольга Ряскова, директор: «Когда два года назад школа только открывалась, мы хотели создать особенный подход к обучению, отличный от классической системы образования в области журналистики. Мы не стремимся предсказать далекое будущее в медиасреде — мы работаем здесь и сейчас, используя современные реалии, чтобы быть впереди на полшага. Сегодня существует масса площадок для самовыражения — блоги и социальные сети доступны каждому, у кого есть интернет. Но настоящий журналист должен не только иметь свое мнение, но и стремиться к объективности, быть ответственным за тот материал, который он предлагает зрителю или читателю. Независимо от того, ведет ли он свой блог или пишет в газету с миллионным тиражом».

Стоимость обучения: от 5 000 до 10 000 рублей в месяц.

Набор: курсы стартуют еженедельно в течение всего года.

Обучение проводится на русском языке

Контакты: ул. Мясницкая, 42, пресс-особняк «Аргументы и Факты», +7 (495) 641-67-59, school@aif.ru.

На T&P: ближайшая лекция — «Годы перестройки в отечественной журналистике и самоцензура».


Школа спортивной журналистики РУДН


Некоммерческий проект, основанный в 2010 году, открыт для всех желающих —хотя, в первую очередь, создавался для студентов филфака РУДН. В отличие от курса журналистики, который слушают студенты в рамках университетской программы, школа нацелена исключительно на практику, и полезна тем, у кого уже есть основы журналистского образования. Создатели курса ведут блог c информацией о проекте, выкладывают видео и стенограммы прошедших событий.

Программа: помимо таких лекций, как «Развитие спортивного блогинга в рунете», «Как писать хорошие тексты?», «Спортсмены в соцсетях», в рамках школы проходят практические занятия — например, пресс-конференция голкипера футбольного клуба ЦСКА Игоря Акинфеева. Кроме того, слушателям предоставляется возможность проходить стажировку в ведущих российских спортивных СМИ.

Ася Шалимова, сооснователь школы: «В ближайшие годы Россия примет два крупнейших международных спортивных события — Олимпийские игры и чемпионат мира по футболу, поэтому спрос на спортивных журналистов будет расти. РУДН — это вуз с прекрасными традициями журналистского образования, поэтому вопроса о том, где можно реализовать программу дополнительной подготовки журналистских кадров для спорта, у меня не возникло».

Лекторы: Борислав Гуляев, Василий Конов, Татьяна Трубникова, Дмитрий Навоша, Роман Скворцов, Павел Краснов и другие.

Стоимость обучения: бесплатно.

Набор: лекции проводятся несколько раз в месяц.

Обучение проводится на русском языке

Контакты: Миклухо-Маклая, 6, + 7 (495) 434-14-78.


Академия деловой журналистики газеты «Ведомости»


Курс рассказывает о современной деловой журналистике, основываясь на принципах и технологиях работы газеты «Ведомости». Программа, проводящаяся несколько раз в год, хоть и является исключительно коммерческим мероприятием, но, тем не менее, предлагает начинающим практиковать профессионалам ценную возможность общения с более опытными коллегами.

Программа: во время семинара сотрудники газеты проводят лекции на темы «Эксклюзив в эру мультимедиа: не факт, а анализ», «Новые ценности мировых лидеров деловой информации», «Деловая журналистика как новая для России специализация», «Составляющие успеха делового журналиста: знания, навыки, источники информации», «Нелегальные источники информации» и другие.

Лекторы: Татьяна Лысова, главный редактор газеты; Елизавета Осетинская, главный редактор www.vedomosti.ru; Александр Губский, заместитель главного редактора; Ольга Петрова, начальник отдела информации; Нана Гобешия, начальник юридической службы; Галина Величко, начальник фотослужбы; Андрей Панов, консультант, экс-редактор отдела финансов.

Стоимость обучения: 1 день — 13 000 рублей.

Набор: семинары проводятся несколько раз в год — в Москве и Санкт-Петербурге.

Обучение проводится на русском языке.

Контакты: + 7(495) 956-2536, n.bondareva@vedomosti.ru.

На T&P: курс «Школа деловой журналистики».


Факультет журналистики СПбГУ


Журфак СПбГУ и его институт повышения квалификации работников СМИ проводят и долгосрочные программы обучения, но обратить внимание прежде всего стоит на отдельные лекции, семинары и конференции, которые проводятся на базе факультета. Особенно интересными получаются события, которые проводятся совместно с порталом iUni.ru и Мастерскими T&V — cообществом авторских учебных курсов про тексты и картинки: например, лекция редактора журнала «Секрет фирмы» и основателя «Медиапедии» Константина Бочарского или мастер-класс главного редактора интернет-газеты «Соль» Ивана Колпакова.

Программа: на журфаке прошли лекции на тему «Структура делового издания», «Современная журналистика глазами “Русского репортера», «Современная периодическая печать в контексте коммуникативных процессов», «Современные массмедиа и глобализационные процессы”, «Специфика работы тележурналиста-фрилансера в регионе» и другие.

Илья Панов, выпускник журфака СПбГУ:«Я считаю, что в контексте высшего академического образования целесообразно проводить мастер-классы с людьми, которые добились определенного успеха в своей профессии. Правда вот, на журфаке был Леонид Якубович — человек, безусловно, известный, вопросов к нему было огромное количество, но смысл его визита остался мне не ясен. А мастер-класс с Кириллом Набутовым, наоборот, был очень полезным — в журналистике иногда совсем невозможно объяснить какие-то конкретные практические схемы действия, а вот встреча, беседа, дискуссия на тему могут вдохновить и настроить».

Лекторы: Алексей Кара-Мурза, Алексей Коломенцев, Виктория Райская, Владимир Шпак, Рузанна Иванян, Кирилл Набутов, Леонид Якубович, Константин Бочарский, Иван Колпаков и другие.

Стоимость обучения: лекции и мастер-классы проводятся бесплатно, участие в семинарах — от 6 000 рублей.

Набор: лекции проводятся несколько раз в неделю.

Обучение проводится на русском языке.

Контакты: Санкт-Петербург, 1-я линия Васильевского острова, 26, +7 (812) 323-26-92.

На T&P: Открытые лекции факультета журналистики СПбГУ.

Институт современной журналистики


В институте действуют 4 программы дополнительного образования: «Современная интернет-журналистика», «Современная деловая журналистика», «Современная глянцевая журналистика» и «Практическая журналистика». Все программы — это авторские курсы журналистов, построенные на максимальном количестве практических занятий.

Программа: курсы рассчитаны на 2 месяца и включают в себя интерактивные лекции (вебинары) по дисциплинам: практическая журналистика, стилистика и литературное редактирование, экономика и право СМИ, профессиональная этика и история журналистики. В каждом курсе предусмотрены практические задания и мастер-классы с журналистами-практиками, что позволяет глубже познакомиться с профессией.

Преподаватели: редактор портала RuTube.ru Екатерина Сапович, редактор журнала «Cosmopolitan» Татьяна Ежова, деловой журналист газет«Ведомости» и «Коммерсант» Марина Ховратович, редактор газеты «Новые известия», автор книги «Практическая журналистика» Александр Колесниченко.

Алексей Цыганов, заведующий кафедрой ИСЖ, шеф-редактор digital-проектов Men’s Health: «В институте журналистскому ремеслу студентов обучают практикующие журналисты, действующие сотрудники различных СМИ. В этом его принципиальное отличие от других программ.Лекции по предмету представлены в формате вебинаров с одним или несколькими практикующими журналистами, каждый из которых является гуру в какой-то узкой области».

Стоимость обучения: 18 000 рублей.

Набор: курсы стартуют ежемесячно в течение всего года.

Обучение проводится на русском языке.

Контакты: Большая Садовая, 8, +7 (495) 225-52-67, info@newjourn.ru.

На T&P: 10 февраля прошла лекция Василия Гатова.