В интернете появляются сайты, использующие бизнес-модели, которые позволяют их создателям делать деньги на блогерах, изобретателях, меломанах, путешественниках и даже ипохондриках. В обзоре T&P — лучшие интернет-концепции, которые стали успешными в 2010 году.

Презентация «10 бизнес-моделей, которые потрясли нас в 2010 году» занимает верхние строчки нa Slideshare. В выборку были включены не все успешные модели доходов — например, были пропущены концепции аукционов, которые продают вещи за копейки — такие, как Swoopo. Модели такого типа, по мнению составителей рейтинга, часто становятся убыточными, эти аукционные платформы не очень устойчивы, и последние данные уже показали, что Swoopo действительно находится в упадке.

  1. Patientslikeme

Бизнес-модель Patientslikeme — коммьюнити-платформа для пациентов. Больше никакой частной жизни — люди делятся большим количеством информации, чем когда бы то ни было, — даже своими медицинскими показаниями. Предлагая бесплатное использование сайта, Patientslikeme могут привлечь тысячи пациентов. Имея разрешение, сайт собирает информацию, которую за внушительную сумму перепродает третьим лицам — к примеру, фармацевтическим компаниям.

  1. Flattr

Flattr — это сервис для распределения пожертвований за контент.

Те, кто читают материалы онлайн, в месяц потребляют тонны контента — за некоторый из них они готовы платить добровольно. Создатели сервиса подумали, что для этого необходимы удобные механизмы — столь же простые, как поставить like на фэйсбуке. Автор размещает кнопку «flattr» у себя на сайте, а читатель нажимает на нее, если ему нравится этот контент. Чтобы получить возможность совершить пожертвования автору, нужно каждый месяц вносить определенную абонентскую плату, которую компания в конце месяца распределит между создателями, работу которых вы одобрили, и возьмет себе комиссию в 10%.

  1. Groupon

Сделки, ограниченные во времени, сделали Grupon самой быстрорастущей компанией в мире, что привело к появлению тысяч похожих компаний. Один только GAP заработал 11 миллионов долларов за один день, используя эту посредническую платформу.

Groupon договаривается со своими партнерами о существенной скидке на предоставление их услуг — и затем продает этот дисконт на своем сайте, причем размер скидки может варьироваться в зависимости от того, сколько пользователь хочет за нее заплатить. Компания гарантирует, что все клиенты будут зарегистрированы, в том числе и те, которым нужна минимальная скидка. Затем, когда достаточное количество людей выбирает большую скидку, предложение становится активным, а Groupon забирает 50% выручки.

  1. Spotify

Spotify — это легальный сервис для прослушивания потоковой музыки, который предлагается пользователям бесплатно. Проект, основанный в Швеции в 2006, постоянно расширяет свою музыкальную базу — сейчас доступно более 10 миллионов песен. Создатели сайта предлагают версию и для мобильных телефонов, но за нее уже придется заплатить. Проект развивается на средства, вырученные от рекламы: базовая учетная запись подразумевает прослушивание пользователем рекламы в течение 15 секунд каждые полчаса. Для тех, кто не представляет себе процесс прослушивания музыки с коммерческими вставками, существует возможность приобрести премиум-аккаунт, который стоит 9,99 евро в месяц или 99 евро в год.

  1. PayWithaTweet

Бизнес-модель PayWithaTweet основана на том, что популярные пользователи социальных сетей могут зарабатывать на том, что они делают целый день абсолютно бесплатно. Созданная годами активности в социальных сетях ценность их аккаунтов может быть конвертирована в деньги. Проще говоря, посетители могут совершать покупки бесплатно — в обмен на размещение в своем твиттере или фейсбуке информации об этом товаре.

Эта социальная платежная система использует вирусный эффект, который потом отразится на репутации того, кто его запустил. Впоследствии это можно будет использовать как добавочную ценность при продаже других продуктов.

  1. Humblebundle

Разработчик инди-игр Wolfire Games предложил пользователям самим решать, какую цену они готовы заплатить за видео игр, и запустил сайт Humblebundle, на котором юзеры могли приобрести целый пакет игр и отдать за него столько, сколько они считают разумным. Более того, создатели сайта пообещали открыть исходный код своих продуктов, если заработают на этом хотя бы 1 миллион долларов. Пользователи могли сами решить, кому из разработчиков игр, входящих в пакет, какую сумму они хотят отдать — пр этом было заранее объявлено, что часть денег уйдет на благотворительность. Humblebundle предоставлял покупателям четкую смету — как распределяются деньги между партнерами и организаторами. Предложения были открыты всего по несколько дней — однако общая сумма собранных денег превысила 3 миллиона долларов.

  1. Возможность покупок внутри приложений для iPhone и iPad

Пик скачиваний бесплатных приложений с возможностью покупки контента внутри пришелся на 2010 год. 6 из 10 приложений для iPhone теперь можно загрузить, не платя ни цента, — прибыль достигается от продаж внутри приложений. Пользователи платят за новые уровни в бесплатных играх, новые объективы в камерах или новые выпуски журнала, скачав первый безвозмездно. Таким образом, валовая прибыль от продаж дополнительных возможностей внутри предложений стала достигать 80% и превысила прибыль от продаж самих приложений, внутри которых нет необходимости что-то покупать.

  1. Quirky

Сайт предлагает любому изобретателю или дизайнеру воплотить его идею в жизнь — для этого нужно заплатить $99 за аккаунт на Quirky.com. За эти деньги изобретатели получают возможность представить свою идею на сайте — тот продукт, который получит больше всего голосов пользователей, желающих его приобрести, попадет к дизайнерам, разработчикам — а затем и в производство. Созданные продукты сайт затем продает, а доходы от деятельности онлайн-магазина распределяются между сообществом. 30% прибыли получает сайт, 30% — автор идеи, и еще 30% пропорционально разделяются между так называемыми influencers — обычными пользователями, чьи комментарии повлияли на вид и качество итогового продукта.

  1. AirBnb

AirBnb — это сервис, которые помогает путешественникам найти в других странах людей, у которых они могли бы остановиться на ночь за адекватную цену, а также сдать свое собственное жилье на время отпуска. Платформа позволяет как искать готовые предложения, так и размещать информацию о сдаче помещения в аренду. Можно найти место с соседями, или отдельную комнату, или даже остановиться в одиночку в целом доме — все зависит от цены, которую пользователи готовы заплатить. Сайт берет комиссию в 12% от стоимости любой сделки, что позволяет и арендаторам, и арендодателям пользоваться услугами сервиса бесплатно.

  1. Kickstarter

Kickstarter предлагает пользователям скинуться на воплощение идеи, которую они сами могут выдвинуть. Съемка фильма, организация выставки или вечеринки — если посетителю портала нравится идея, сервис предлагает ему возможность поддержать ее деньгами. Таким образом, группа может выпустить альбом, художник — выставиться в галерее, а промоутер — привезти в город любимый коллектив. На сайте устанавливается временной лимит, на протяжении которого средства нужно успеть собрать — и если сумма на протяжении этого времени накоплена не будет, то все деньги вернутся пользователям. Контрибьюторы же за участие в реализации того или иного проекта получают определенные бонусы от его создателей: право первым послушать записанный альбом или получить версию диска с автографом. За 20 долларов можно купить себе место в вечности: имя пользователя будет указано в титрах организованного на его деньги проекта. Kickstarter же забирает свои 5% от общей суммы вложений.