Стремительная урбанизация заставляет искать новые пути развития городской среды. За последние 50 лет население городов в мире выросло примерно в полтора раза и достигло 56%, а по прогнозам ООН, к 2050 году показатель доберется до отметки в 70%. C учетом того, что общее количество населения тоже увеличится — до 9 млрд, — современным городам придется сильно постараться, чтобы выдержать такие нагрузки на свои системы, в первую очередь — транспортные и энергетические. Решение в ситуации глобального перенаселения предлагает концепция «умный город».

Международная конференция в области градостроительства, архитектуры, экономики и стратегического планирования городов. 30 июня — 3 июля. ЦВЗ «Манеж».

В ее основе лежит изменение городской инфраструктуры путем внедрения интеллектуальных систем распознавания, интегрированных с интернет-технологиями. Конечно, термин «умные города» очень общий и специалисты используют его для обозначения самых разных процессов, но он подразумевает два обязательных аспекта:

— наличие множества сенсоров для приема и обработки информации, развитых систем сбора данных и специализированного ПО для аналитики;

— наличие «умных» жителей, которые заинтересованы в применении умных и зеленых решений и способны ими пользоваться.

В новой серии материалов в партнерстве с Московским урбанистическим форумом T&P расскажут о пяти самых интересных умных городах на сегодняшний день и о технологиях, делающих их такими. В этой статье мы остановимся на одном из самых амбициозных проектов современности — южнокорейском городе-новостройке Сонгдо, который одним из первых добавил к своему названию статус «умный».

Самый умный город в мире

Как и многие другие умные города-новостройки (Искандер в Малайзии, PlanIT Valley в Португалии и проч.), Сонгдо — это частный проект. Задуманный в середине 90-х гигантом южнокорейской промышленности Daewoo и замороженный из-за банкротства компании, в 1999 году он был выкуплен американским девелопером Gale International и южнокорейской компанией POSCO E&C с долями 70% и 30% соответственно. Позже в качестве инвестора к проекту присоединился американский банковский холдинг Morgan Stanley, выкупивший долю в 9% у Gale International.

© aomam / iStock

© aomam / iStock

В 2001 году был взят официальный старт проекта, который в итоге стал самым дорогим (около $35 млрд) в сфере недвижимости за всю историю. Но его амбициозность не заканчивается бюджетом: Сонгдо обещает стать самым умным городом в мире.

Зеленый остров

У новых городов есть как минимум одна завидная привилегия: они сами выбирают место своего рождения и, как правило, не скромничают. Сонгдо (полное название города — Songdo International Bussiness District) в этом смысле не исключение. Он разместился на специально намытом острове, пристроившись с юго-запада к Инчхону, третьему по населенности городу Южной Кореи с крупнейшим в стране аэропортом и вторым по размеру портом. Как настойчиво сообщает официальный сайт Сонгдо, треть мировой популяции проживает в радиусе трех с половиной часов лета на самолете.

Строительство начали в 2005 году, а к 2009-му сдавали первые объекты, в том числе вдохновленный Сиднейским оперным театром выставочный комплекс Songdo Convensia и 12-километровый мост, напрямую соединяющий аэропорт Инчхон с островом. Изначально планировалось полностью закончить строительство к 2016 году, но в итоге сдачу перенесли на 2025-й. Сейчас в Сонгдо проживает около 90 тысяч человек, а всего планируется заселить 252 тысячи. В городе создается 400 тысяч рабочих мест, так что еще 200–300 тысяч ежедневно будут приезжать на работу с материка.

Сонгдо — это компактный город. Он спроектирован так, что в любую его точку можно попасть за 15 минут езды на велосипеде. В современной урбанистике практика строгого городского зонирования, популярная в XX веке, считается устаревшей и являющейся причиной внутригородской миграции, которая перегружает транспортную систему. Поэтому в Сонгдо офисные здания соседствуют с жилыми, на первых этажах которых расположены торговые зоны. 40% общей площади Сонгдо (2,4 км²) составляют незастроенные и в основном рекреационные площади, в том числе Центральный парк, являющийся фактическим и смысловым центром города, и гигантский гольф-клуб.

http://www.bluesquare.co.kr/

http://www.bluesquare.co.kr/

Зеленые в городе не только территории, но и здания. Большая гордость Сонгдо — cертификация всех основных зданий в городе по стандарту зеленого строительства Leadership in Energy and Environmental Design (LEED) общей площадью 1,9 млн м². Это второй город в мире после Гринсбурга в США, который можно назвать настолько зеленым. Одним из последних было сертифицировано 68-этажное здание Northeast Asia Trade Tower (NEATT) — 305-метровый небоскреб, самое высокое здание в Южной Корее.

Но если Гринсбург претендует на звание зеленого города, то Сонгдо идет дальше и хочет быть умным. «Зеленым» называется город, построенный по принципу минимально возможного вреда для окружающей среды. Главное для него — использование энергоэффективных и экологически безвредных технологий, а внедрение интеллектуальных решений при этом не является необходимым условием. «Умным» же называется тот город, в котором реализованы хотя бы пять из восьми основных параметров: умное здравоохранение, мобильность, инфраструктура, здания, энергетика, технологии, власть и образование, а также горожане.

Денис Легезо

эксперт «Лаборатории Касперского»

Представим мегаполис лет через десять. Или пятьдесят. В режиме автопилота автомобили сами придерживаются скорости, указанной на знаках. Где-то распознают числа, где-то знаки дают машинам знать об ограничениях по беспроводному каналу связи. Выезжавший из двора мусоровоз сам сбавил скорость, чтобы пропустить еще не видные глазу легковушки, едущие прямо.

Все протоколы для общения между машинами разных производителей уже готовы, и роботы помогают людям избежать ДТП. Светофоры прекрасно знают не только какое количество пешеходов и транспорта сейчас стоит на перекрестке, но и получает из базы данных типичную для этого времени дня и года загрузку в этом месте. Все это меняет режим работы светофора, создающего зеленый коридор. Это лишь одна из частей умного города — транспортная. Кроме нее работает водоочистка, подача электричества и так далее.

Представим, что в среду в утренний час пик все светофоры начали получать из базы неверные данные. Просто потому, что базу подменили. Что глюки мусоровоза заставляют его принимать за автомобиль каждый электронный шлагбаум. Что все показания дорожных знаков увеличились на 40 км/ч или уменьшились на 50 км/ч. Город встал. Рабочая среда сорвана у скорых, пожарных, да просто у всех, кто пытался попасть на работу на автомобиле. Добавим сюда роботизированные поезда метро, решившие вдруг вернуться в депо уже утром. Умный город обязан быть защищенным городом.

Город с начинкой

Еще один участник проекта, разработчик сетевого оборудования Cisco, разместил в Сонгдо датчики везде, где это возможно и невозможно, подключив в итоге каждый квадратный сантиметр города к сети. Данные с датчиков поступают в центральный узел управления, где анализируется информация о состоянии домов, дорог, потребностях в энергии. Глава Cisco Джон Чемберс говорит, что город будет «питаться информацией», а центральный узел станет его «спинным мозгом». Уличные камеры, например, смогут отслеживать количество пешеходов и, чтобы снизить расходы, приглушать освещение на пустых улицах и делать ярче на людных. Можно отслеживать участки дорожного полотна и инженерных сооружений, чтобы предсказать, где ждать повреждений, избегая пробок и сужений дорог из-за масштабных дорожных работ.

«Сеть, которую мы разворачиваем в Сонгдо, соединит между собой все городские системы, — говорит директор подразделения Cisco Services в Южной Корее Жан-Луи Массо. — К ней мы подключим все строения, так что в Сонгдо можно будет в удаленном режиме управлять домашним хозяйством и в любой точке получать доступ к видеосвязи. Сочетание старых и новых технологий поможет создать устойчивую, экологически чистую городскую среду».

В будущее на велосипеде

Для того чтобы на территории 6 км², 40% которой занимают рекреационные зоны, комфортно жили 250 тысяч человек и приезжали на работу еще 300 тысяч, в Сонгдо были предприняты несколько инициатив.

В первую очередь это популяризация отказа от автотранспорта. Автомобиль, по сути, и не нужен в городе, где все находится в 15-минутной доступности, проложены 25 км велодорожек, ходят автобусы и метро, соединяющее остров с Инчхоном. Если горожанин все же выбирает авто, то и бесчисленные зарядные станции для гибридных и электромобилей, и бесплатная парковка будут ориентировать его на средства передвижения с низким выбросом. К слову, 95% паркинга в Сонгдо находится под землей.

© Jinho Jung / Flickr

© Jinho Jung / Flickr

Кроме того, к номерным знакам автотранспорта прикрепят RFID-метки, в реальном времени отслеживающие движение в городе и предоставляющие, таким образом, полную картину происходящего на дорогах. Центральный узел управления на основании этой информации регулирует работу светофоров, организует объезды и дает ранние предупреждения.

Энергоэффективный город

В Сонгдо реализована двунаправленная система энергопотребления: от поставщика к потребителю и обратно. Все энергопотребители сообщают о расходах энергии на узел управления, где эту информацию анализируют, рассчитывая в результате получить эффективную энергосеть, которая может приспособиться к изменяющемуся спросу. Это также даст возможность управлять кондиционером, освещением или микроволновкой дистанционно. Если на работе вам в голову пришло пугающее озарение, что вы не выключили утюг, то в Сонгдо не обязательно бежать домой: можно все проверить прямо из офиса и выключить злосчастный прибор, если, конечно, еще осталось что выключать.

Все окна в городе — из стекла с низким коэффициентом теплопроводности, что позволяет экономить на охлаждении от нагрева помещения солнечным светом. Ну и, само собой, в городе используются только светодиодные осветительные приборы. Есть в Сонгдо и альтернативные источники энергии: построены генераторы, работающие на природном газе, вырабатывается солнечная энергия. А отработанная горячая вода используется для обогрева технических и жилых помещений. Все эти инновации дали возможность сократить потребление энергии в каждом здании на 30%, заявляют представители компании Cisco.

© theJIPEN / iStock

© theJIPEN / iStock

Вода

К 2025 году число людей, проживающих в регионах с дефицитом воды, увеличится в шесть с половиной раз. Поэтому в Сонгдо реализована целая система решений для ее экономии. В городе собирают всю дождевую воду и используют ее для полива уличной растительности, мытья улиц и канализации в зданиях. Емкости для хранения дождевой воды есть в каждом районе города. Сточные воды в городе очищаются и также используются в парках для полива и на предприятиях. Через весь город проходит канал с морской водой, проектируя который архитекторы вдохновлялись каналами Венеции. Вода из него используется для технических целей и поступает обратно очищенной от механических и химических загрязнений. Все это заметно сокращает расходы на водоснабжение и канализацию. Растительность на крышах уменьшает ливневые стоки, она же поглощает солнечное тепло и использует его для фотосинтеза, охлаждая окружающий воздух.

Продуманное озеленение, ливневые накопители и очистка «серой воды» (стоков из раковин, посудомоечных и стиральных машин) позволят сделать потребление чистой воды в Сонгдо примерно в 10 раз ниже, чем в обычном городе.

Городские сервисы

Кроме больших базовых систем, оптимизация коснулась и других сфер. Например, в Сонгдо не будет сбора мусора в привычном виде. По пневматической трубе и влажный, и сухой мусор будет доставляться на центральную станцию переработки. Это позволит полностью избавиться от хранения отходов и мусоровозов на улицах. В городе планируется установить более 20 тысяч систем телеприсутствия, в том числе в специальных кабинках на улице. Это большие телеэкраны, c помощью которых можно проводить видеовстречи. Со временем они будут установлены в каждом доме и офисе.

Каждый житель города получит смарт-карту — личный ключ ко всем городским сервисам: поездке на автобусе, посещению кинотеатра, бесплатному прокату велосипеда и проч. При этом заявляется, что идентифицировать пользователя услуг смарт-карты не будут.

© humancode / iStock

© humancode / iStock

В Сонгдо уже обосновались кампусы четырех университетов и филиал известной калифорнийской Chadwick School. Последний обещает такой подход к детям, какого еще не было: мобильные компьютеры с первого класса, широкое использование технологии телеприсутствия и учебные группы по семь учеников на одного учителя.

Перспективы умного города

За 10 лет район Сонгдо превратился из грязного болота в один из самых перспективных урбанистических проектов в мире. Экологически чистый и технологически оснащенный город, Сонгдо в обозримом будущем рассчитывает стать экономическим центром Северо-Восточной Азии. Создатели обещают, что к завершению проекта город будет самым умным в мире. В общем, приставок «самый» новому городу не занимать.

Многие решения применяются в Сонгдо впервые, и город выступает как площадка для испытаний всего того, что нам готовит будущее. Если эксперимент окажется успешным и системы докажут свою эффективность и удобство, то в перспективе подобным образом будет выглядеть Сеул, стремительно умнеющие европейские города и другие мегаполисы будущего.

Вместе с тем Gale International — главный акционер и инвестор проекта Сонгдо — планирует производство копий города по всей Азии. Американский девелопер рассчитывает, что они будут строиться в два раза быстрее, чем первый город (за 5 вместо 10 лет) и в два раза дешевле (за $20 млрд вместо $35 млрд). Стоит добавить, что вся недвижимость в Сонгдо частная: купить, арендовать или просто оценить стоимость жилья можно на сайте.

Критика

У умных городов есть и немало противников. Профессор Марк Дикин, глава Центра стабильности городов в Эдинбургском университете им. Непера, задается вопросом: вызваны ли эти обновления социальной необходимостью или же ведутся ради самой технологии? Автор книги «Против умного города» Адам Гринфилд говорит, что «идея [умных городов] в целом остается обескураживающе бедной в плане конкретики», то есть попытки разобраться, к чему именно ведет развитие городов в этом направлении, натыкаются на абстрактные пресс-релизы, а выгода очевидна только для таких производителей цифрового оборудования, как IBM и Cisco, которые получают гигантские и «вечные» муниципальные контракты.

© Hotaik Sung / iStock

© Hotaik Sung / iStock

Дизайнер и урбанист Дэн Хилл в своем манифесте говорит о том, что концепция «умного города» рассчитана на человека с современным гаджетом и всеми установленными приложениями, то есть на достаточно обеспеченную часть общества. Получается, что определенные группы населения этой концепцией просто не учитываются и ведет это к новому, «цифровому» неравенству.

Архитектор Рем Колхас задается вопросом «Где место для прегрешения?» в мире, который предоставляет человеку массу возможностей, но от начала и до конца контролируется, а самого человека делает точкой на мониторе.

Возникает и еще один этический вопрос: в руках корпораций и городских властей окажется огромное количество персонализированной информации о жителях, от которой у многих, и в первую очередь у маркетологов, заблестят глаза. Умный город в перспективе несет огромные изменения в повседневную жизнь каждого, причем это может произойти уже в самое ближайшее время. Но прежде чем эти изменения вступят в силу, пожалуй, следовало бы договориться об условиях со всеми сторонами.

Городское клонирование

В 2013 году рядом с городом Чанша в Китае начали строительство первого клона Сонгдо. Муниципалитеты китайских городов Чунцин и Далянь также договорились с Gale International о создании аналогичных городов. Строиться небоскребы будут за считаные месяцы (архитекторы смогут опереться на опыт Сонгдо), и, судя по всему, скоро подобных городов в мире будет много.