Участники программы «Лифт в будущее» учебу в школе совмещают с разработкой собственных инновационных проектов: стажируются в криогенных лабораториях, помогают слепоглухонемым общаться в мессенджерах, конструируют медицинские браслеты и изобретают новые способы добычи нефти в России. Несколько недель в выездном лагере, посвященном интенсивной проектной деятельности, выполняют для них роль социального лифта: там знакомятся с будущими научными руководителями и получают опыт командной работы. «Теории и практики» публикуют рассказ Вусала Салманова — школьника из Биробиджана, который придумал «рукав Брайля».

Я вырос и выучился в маленьком городке на Дальнем Востоке, у нас там всего с десяток школ, я учился в самой обычной, муниципальной общеобразовательной. Но я так скажу: если ты активный, если у тебя есть четкие интересы, то совершенно неважно, где ты живешь и кто тебя окружает. Твои желания найдут себе путь, ты сумеешь собою заинтересовать кого нужно. У меня так и произошло.

Впервые я попал в проект «Лифт в будущее» в 2013 году. Это была Зимняя школа, она проходила в Звенигороде. В том самом году Хабаровский край и ЕАО сильно подтопило, мы были в порядке, но то ли в связи с этим большим потопом, то ли по другим причинам вдруг со всех наших школ собрали лучших учеников и за академические успехи отправили по бесплатной путевке в Звенигород. Я и еще несколько человек представляли там всю Еврейскую автономную область.

«Когда твой научный руководитель — молодая девушка, увлеченная наукой, можно сказать, ты счастливчик»

Надо сказать, пока я не попал в это сообщество, наука интересовала меня постольку-поскольку. Она просто была в кругу моих интересов, довольно широких, но все же не в топе. Я, как и все мальчики, интересовался компьютерами, немного программировал даже, но не более того.

Первая школа в Звенигороде подарила мне очень важное понимание: важно не просто читать, можно и нужно заниматься проектной работой, и круче всего — в команде. Я тогда работал над проектом, посвященным развитию сельского хозяйства на Дальнем Востоке. Далеко дело не пошло, но я получил колоссальный опыт и, конечно, кучу крутых знакомств. А еще я понял, что теперь мне очень нужен этот «Лифт в будущее».

На следующую Летнюю школу я уже подал заявку сам. Школа проходила во Владимире. Я поехал туда с довольно странным проектом: я тогда сильно увлекся физикой и астрономией и спроектировал свои представления об устройстве Вселенной. Очень уж мне нравились фильмы Хокинга, лекции по астрофизике в интернете и телеканал «Наука 2.0». Я ни за что не расскажу, какими именно были мои представления о Вселенной, это смешно, но благодаря этой своей страсти я получил огромный опыт исследования, анализа, работы в команде. Это было очень полезно.

Но самое важное, что я привез тогда из Владимира, — это знакомство со своим будущим научным руководителем Ксенией Гнитько. Она вообще учится на физика-ядерщика, попутно увлекается криптографией и нейробиологией. Меня эти сферы деятельности ужасно заинтересовали. И мы подружились. Вообще, когда твой научный руководитель — молодая девушка, увлеченная наукой, можно сказать, ты счастливчик.

В 2015 году школа «Лифта» проходила в Москве. Я поехал туда уже совершенно осознанно, я знал, что меня интересует, я знал, как мне быть с моими интересами. И чувствовал, что «Лифт в будущее» — именно то место, где я смогу что-то воплотить в жизнь, а не просто грамотно описать на бумаге. И я не ошибся. Хотя вышло все, можно сказать, случайно. К нам туда приехал профессор Александр Суворов, тот самый, что с детства лишен зрения и слуха. Невероятный человек. Нам очень повезло, что мы имели возможность пообщаться с ним. Вот только «пообщаться» — это громко сказано. Это общение выглядело так: мы выводили слова на его руке, буква за буквой. Представляете, как это было долго и сложно? И тогда нам в голову пришла идея.

Идея состояла в том, чтобы двое людей, один из которых слышит и видит, при этом не владеет языком Брайля, а другой не слышит, не видит, но знает язык незрячих, все равно смогли бы разговаривать. И чтобы это происходило быстро и просто. За три недели, что нам оставалось в школе, мы (Ксения Гнитько, Даниил Веловатый, Ирина Кузьмина и я) придумали и создали рабочий прототип устройства под названием «рукав Брайля». Это в буквальном смысле рукав, который человек надевает на свое предплечье. Я, к примеру, отправляю сообщение из мессенджера Telegram, а микрокомпьютер преобразует текст в последовательность вибраций, которые соответствуют шеститочечному шрифту Брайля. Известно же, что люди с нарушениями слуха и зрения тактильно очень чувствительны, а шрифт Брайля почти все они знают, поэтому такой вот новый способ общения нам казался очень перспективным.

То есть мы придумали гаджет! Это было счастье: я получил возможность работать на стыке самых классных сфер деятельности — информационных технологий, электроники и нейробиологии. Рабочий прототип «рукава Брайля» мы тут же представили на суд наших коллег и экспертов, и Александр Суворов первый его опробовал. Он понимал нас! Правда, на считывание символов у профессора уходило около пяти секунд, но все же это была победа и прорыв. Чтобы пользоваться рукавом, нужны тренировки. И этот гаджет — часть целой системы сенсорного замещения. В систему, кроме самого рукава, еще входит специальное ПО и методичка.

К следующему конкурсу в США, куда я поехал с этим проектом, я его немного модернизировал, но успехов там особенных не добился из-за уровня своего английского. Я его обязательно подтяну и представлю миру наше изобретение на должном уровне. Но вообще сам факт, что я из Биробиджана прокатился в Финикс, штат Аризона, на международную ярмарку научных проектов — это своего рода очередная высота, которую я взял. И именно «Лифт в будущее» меня на эту высоту в свое время поднял.

«Я хочу, чтобы слепоглухота не мешала людям учиться, работать и общаться с миром. Ведь если подумать, это чудо»

Вообще, «Лифт» — это не только знания, опыт, инструменты, которые тебе просто вручают — на, исследуй, работай. Это в первую очередь знакомства. Это люди. И я не просто о приятном общении говорю, эти люди — часть среды, которой мне не хватало. Это такое вот небольшое профессиональное сообщество. Одному все знать нельзя, даже если ты самый умный на своей улице. А если ты в команде, ваши компетенции разные и вы можете друг другу помогать.

Я хочу продолжать заниматься носимой электроникой и встраиваемыми технологиями. Хочу вывести наш прибор на уровень, достойный мирового рынка. Если мы уже придумали программу и алгоритмы для вибрации, это значит, что мы в шаге от разработки более сложных и еще более полезных устройств. Я хочу, чтобы слепоглухота не мешала людям учиться, работать и общаться с миром. Ведь если подумать, это чудо. Раньше нужно было, чтобы оба абонента знали какой-то общий язык, а теперь есть шанс сделать так, чтобы язык знал один, а второй мог пользоваться таким вот переводчиком.

Когда я был в США, я видел, на каком уровне там находится наука. При каждой школе своя лаборатория, мои ровесники имеют все возможности развивать свои научные интересы. Ну и что, я вот живу на краю страны, и ничего, я вот «Лифтом» воспользовался. Сейчас я сдаю ЕГЭ, хочу поступать в Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого, буду учиться на физика-ядерщика. Да, меня вдохновила моя научная руководительница. И да, я буду учиться тому, что мне действительно интересно, а параллельно заниматься тем, что, помимо прочего, еще и перспективно. Я больше не вижу никаких препятствий ни для того, ни для другого.

Фотографии предоставлены Вусалом Салмановым.