Участники программы «Лифт в будущее» учебу в школе совмещают с разработкой собственных инновационных проектов: стажируются в криогенных лабораториях, помогают слепоглухонемым общаться в мессенджерах, конструируют медицинские браслеты и изобретают новые способы добычи нефти в России. Несколько недель в выездном лагере, посвященном интенсивной проектной деятельности, выполняют для них роль социального лифта: там знакомятся с будущими научными руководителями и получают опыт командной работы. Продолжая спецпроект о детях-инженерах, публикуем историю 14-летнего Влада Широкова, который в пятом классе начал интересоваться вопросами лечения онкологии, а через пару лет уже спроектировал теплонасосный дистиллятор.

Подходит как-то ко мне учитель биологии и говорит: «Ты, Влад, едешь в Анапу». Я не поверил даже, удивился, спросил, почему я. Выяснилось, что учительница отправила заявку на участие в «Лифт в будущее» без моего ведома. Как-то так вышло. Я узнал потом, что участвую, но выяснить, что прошел, было очень приятно и неожиданно. Это было весной прошлого года. Переломный момент в моей жизни, можно сказать.

Наукой, в основном естественной, я увлекался с самого детства. Мои родители не имеют отношения к этому всему, а вот бабушка с дедушкой меня вдохновляли с тех самых пор, как я научился читать и писать. Дед считал, что читать, конечно, полезно, но вот научиться паять тоже не помешает. И учил меня. Мы паяли самые простые схемы. А у бабушки (она медик) вообще стоял профессиональный микроскоп. Меня этот прибор всегда привлекал куда больше, чем компьютерные игры. Исследования, наблюдения, анализы!

И когда в пятом классе у нас началась биология, я сделал свой первый проект про клетки. Ничего выдающегося, просто теперь биологией можно было заниматься в школе — законно, официально! Я начал делать рефераты, простые проекты, исследовать. И вот однажды в шестом классе мы работали над анализом экологического состояния города. Выясняли, как сильно город загрязнен металлами. И установили, что центр еще ничего, а по окраинам прилично загрязнен. И мы решили высадить деревья — хотя бы вокруг школы. Провели чуть позже повторные исследования и поняли, что это помогло.

«Нет большей радости, чем когда ты что-то делаешь руками, а потом видишь, как эта вещь работает. Это ведь самое настоящее творчество!»

Учитель подала в первую школу «Лифта в будущее» мой проект на тему экологии города — исследования почвы, снега и листьев березы. Это был эксперимент, я анализировал уровень загрязнения. Уже во время этой первой школы мы с командой занялись вопросами онкологии. В частности, способами донести до людей то, что рак — не приговор. По существу это был социальный проект — даже больше, чем научный. Но все же исследования нам пригодились. Мы сделали буклеты, ролик собрали, на YouTube выложили. И проектной работе я научился. Причем проектной работе в команде, что ужасно важно.

«Лифт», конечно, меняет людей. Но вот я с удивлением узнал, что есть те, для которых это пионерский лагерь. Правда, есть ребята, которые приезжают сюда вроде как отдохнуть. А я ехал работать. Это был ни с чем не сравнимый опыт. Очень здесь рабочая обстановка, очень дельные люди кругом. Есть направления, по которым работают те, кто больше по теории, есть такие, где практика — главное. Я — исследователь. Пропадал в лабораториях. Собирал анализы, развлекался.

А еще «Лифт в будущее» — это уникальные знакомые. Эти школы буквально дарят тебе полезных, приятных и удивительных людей. И потом, это неплохой шанс посмотреть страну. Я ведь живу в маленьком городе, мне это важно. А еще это социализация, причем среди тех, кто на тебя похож. Очень необычный опыт. В школе все разные, а здесь всех объединяет любовь к науке.

А еще я был в школе «Лифта» в лагере Орленок. Это было очень круто. Эта школа сильно отличалась от других. Она была инженерно-конструкторская. Туда я уже подавал документы сам, осознанно. Знал, что очень этого хочу. Мой вступительный проект был медицинский, связан с той же онкологией, своего рода отчет по нашей прежней работе.

Когда я приехал в Орленок, то попал в команду, которая работала над созданием теплонасосного дистиллятора. Нашей задачей было собрать такую штуку, которая бы сильно экономила энергию. И у нас получилось. Обычные дистилляторы проектируются с использованием теплового метода — он энергозатратный. Там расход 150 кВт/час на 1 литр воды. А наш прибор расходует всего 2,2 кВт/час на литр и работает по принципу перегона. Наш проект оценил проректор Политеха московского, я очень радовался.

Вообще, «Лифт в будущее» — это еще и лифт в настоящее, серьезно. Если раньше я не знал, куда мне податься, метался от одной сферы науки в другую и даже не представлял, где мне удовлетворить свое любопытство и жажду новых проектов и знаний, то теперь у меня друзья в Политехе. Я могу приехать в лабораторию радиоэлектроники и провожу время с пользой — мы «сходим с ума» в хорошем смысле.

«Я — исследователь. Пропадал в лабораториях. Собирал анализы, развлекался»

Нет большей радости, чем когда ты что-то делаешь руками, а потом видишь, как эта вещь работает. Это ведь самое настоящее творчество! А еще круче, когда понимаешь, что твое творчество может реально пригодиться людям — в глобальном смысле. Пользу приносишь. Мы, например, с моими коллегами, уже студентами вузов, спроектировали целую линию закваски молока, обосновали ее экономически. И вот нужно бы упаковать и попытаться предложить тем, кто готов выводить новые разработки на рынок.

В моем городе, в привычной для меня среде, реализоваться сложно. У меня есть близкие мне по духу люди, но все они уже поступили в университеты. Я, конечно, тоже уеду — скорее всего, в Москву. Из России мне уезжать совсем не хочется. Я здесь родился, здесь еще много всего можно сделать, и, может, к чему-то из этого «всего» я буду иметь прямое отношение.

Фотографии: © «Лифт в будущее»