Милтон-Кинс — небольшой город на юго-востоке Великобритании и еще один участник спецпроекта T&P «Умные города». Несмотря на то что лидерами применения сенсорных и аналитических технологий в Британии считаются Бристоль и Лондон, сочетание разных факторов делает Милтон-Кинс одним из самых интересных и прогрессивных городов в стране. Дело тут и в провокационной для консервативной Англии городской планировке, и в самом длинном в мире торговом центре, который вошел в Книгу рекордов Гиннесса, и в том, что этому городу-подростку в следующем году стукнет всего 50 лет. Кроме того, он шагает в авангарде технологий умных городов, а прокатиться по нему можно на первых в мире автомобилях, за управление которыми вместо шофера отвечают датчики и камеры.

Город в сетке

Международная конференция в области градостроительства, архитектуры, экономики и стратегического планирования городов. 30 июня — 3 июля, ЦВЗ «Манеж»

В каком-то смысле история Милтон-Кинс как умного города началась даже раньше, чем появилось само это понятие, — с умной планировки. В середине 60-х годов прошлого века правительство Великобритании искало способ разгрузить перенаселенные пригороды Лондона и строило для этого новые города недалеко от столицы. Самым крупным из них был Милтон-Кинс, который расположился на одинаковом расстоянии от Лондона, Бирмингема, Лестера, Оксфорда и Кембриджа. Город полностью построили по заранее подготовленному плану. В нем нет традиционного для английских городов исторического центра, но есть самый длинный в мире торговый комплекс (три мили). Милтон-Кинс спроектирован в виде сетки перпендикулярных скоростных шоссе с шагом в один километр. На пересечениях шоссе находятся бессветофорные круговые развязки. В каждом квадрате такой сетки есть свой смысловой центр: пруд, деловой или торговый квартал, парк. Автобусная остановка находится в шаговой доступности от любой точки Милтон-Кинс. По всему городу проложены пешеходные тротуары и велосипедные дорожки. Они не пересекаются с автодорогами и проходят либо под, либо над ними. Это исключает помехи и опасности при движении для обеих сторон.

Здание конической формы — еще один гигантс...

Здание конической формы — еще один гигантский торговый центр Милтон-Кинс, Xscape, со 170-метровым горнолыжным склоном и аэротрубой для скайдайвинга © Planetizen

Такая модернистская идея городской планировки принадлежала урбанисту Мелвину М. Вебберу. Беря в расчет развитие телекоммуникаций и индивидуального транспорта, он предположил, что главное для города будущего — мобильность и возможность быстро добираться до других районов. Идея концентрической планировки, считал Веббер, устарела, и наступает время небольших функциональных зон и высокой мобильности. Он называл такое градообразование «сообществом без близости».

При проектировании сетку шоссе в Милтон-Кинс слегка сдвинули так, чтобы в день летнего солнцестояния солнце проходило точно над главной улицей.

Милтон-Кинс начал строиться одним из последних среди новых городов Англии, и один из немногих доказал свою жизнестойкость: за прошедшие 50 лет его население увеличилось в четыре раза, и оно намного моложе, чем в целом в городах Британии. За последние 30 лет Милтон-Кинс показал самый высокий рост количества рабочих мест, а его ВВП на 47% выше, чем в среднем по стране. Естественно, такое положение дел создало отличную почву для инновационных решений.

Робот у руля

В 2013 году Министерство предпринимательства, инноваций и ремесел Великобритании запустило 10 центров развития перспективных технологий — Catapult. Они разместились в Глазго, Бристоле, Кембридже и других городах, и каждый из них специализировался на одном направлении: клеточная медицина, спутниковые технологии, использование энергии прибрежных вод и так далее. В Милтон-Кинс обосновались Catapult Transport Systems.

Катапульта из Милтон-Кинс продолжила правительственную программу Low-carbon Urban Transport Zone (LUTZ) и занялась разработкой LUTZ Pathfinder — беспилотного электрокара. Компания RDM Group взялась за подготовку дизайна и производство автомобилей, а группа исследователей из Oxford University’s Mobile Robotics Group разработала сенсорную составляющую. Частично проект финансирует британское правительство, выделившее в 2014 году на развитие беспилотного транспорта в стране £19 млн, £1,5 из которых пошли как раз на LUTZ Pathfinder. Проект финансово поддерживают и частные инвесторы — ключевые игроки из секторов автоматизации, транспорта и инжиниринга, сформировавшие LUTZ Pathfinder Industry Group.

Один из автокаров, тестируемых на ули...

Один из автокаров, тестируемых на улицах Милтон-Кинс © Coventry Telegraph

Образец электрокара (создатели называют его «pod») был представлен в феврале 2015-го, а в этом году три таких авто тестируются на улицах Милтон-Кинс. Двухместная машинка работает на электричестве и без подзарядки способна преодолеть 64 км. Сейчас она передвигается по пешеходным зонам и развивает скорость до 24 км/ч. Несмотря на комплект из 22 сенсоров, радара, панорамных и стереокамер, в тестируемых подах находятся специально подготовленные водители, которые при необходимости могут взять управление на себя: в авто сохранены педали и руль. Сейчас поды LUTZ Pathfinder передвигаются по определенному маршруту в центре города, но планируется, что они будут совмещать маршрут по автодорогам и пешеходным зонам и смогут перевозить пассажиров от двери до двери.

Технологии спасут людей

В Блетчли-парк, который позже вошел в состав Милтон-Кинс, во время Второй мировой войны был создан первый в мире электронный компьютер — «Колосс». Над ним работал Алан Тьюринг, внесший существенный вклад в развитие информатики и работы с кодом. Сейчас там находится Национальный музей компьютеров.

Нельзя сказать, что общественность Великобритании только и ждала появления такого транспорта. Ссылаясь на исследование Virgin, BBC пишет, что 43% жителей Британии сказали, что чувствовали бы себя некомфортно в автомобиле без водителя, а 11% из опрошенных наотрез отказались залезать внутрь. Здесь на руку технологиям сыграла прогрессивность жителей Милтон-Кинс, 61% из которых сообщили, что заинтересованы в таком проекте (в среднем по стране интерес выразили лишь 38%). Противники беспилотных авто спрашивают, в чем смысл развития этой отрасли, на что получают холодный ответ статистики. На дорогах ежегодно погибают 1,2 млн людей, и человеческий фактор — причина 90% всех аварий в мире. Автоматизированное управление автотранспортом должно свести эти цифры к минимуму.

Пока не решены многие вопросы — например, кто будет платить в случае ДТП: производитель или поставщик ПО? Как будет осуществляться защита авто от кибератак? Сколько рабочих мест отнимет такая технология? Создатели программы на все вопросы отвечают оптимистично: задачи ответственности и безопасности решаемы, а профессиональная замена человека за рулем — дело не самого ближайшего будущего. Кроме того, по прогнозам, новая технология создаст немало рабочих мест.

Если испытания LUTZ Pathfinder в Милтон-Кинс пройдут успешно, то в следующем году на улицы Англии запустят еще 40 подов. Как ожидается, к 2025 году мировая индустрия беспилотного транспорта вырастет до £900 млрд.

Другие возможности

Проект LUTZ Pathfinder — яркое, но не единственное направление умного Милтон-Кинс. По инициативе The Open University, крупнейшего в Британии заочного учебного заведения, и HEFCE (The Higher Education Funding Council for England) в Милтон-Кинс был запущен проект MK:Smart. Он собирает и сводит воедино данные о городе из разных источников: показания спутников, датчиков в почве и системах энерго- и водопотребления; информацию с камер видеонаблюдения с функцией распознавания; социальные и экономические показатели. Все вместе это должно привести к серьезному скачку уровня городской инфраструктуры.

Например, транспортную систему Милтон-Кинс планируется усовершенствовать с помощью приложения Motion Map. Через городские камеры будет предоставляться информация о свободных местах на парковке, количестве людей на улицах и в магазинах; когда прибудет автобус и сколько в нем свободных мест.

В энергетике создается Open Energy Map, которая сообщит потребителям о расходах электроэнергии и даст возможность местным сообществам перераспределять нагрузки, чтобы снизить пики потребления. Отдельным домохозяйствам город помогает устанавливать энергосистемы, работающие от солнца.

© Gordon Bell Photography / iStock

© Gordon Bell Photography / iStock

Милтон-Кинс находится в одном из самых засушливых районов Великобритании, и, с учетом скорости роста его популяции, вопрос сбережения воды стоит для города остро. Программа MK:Smart помогает жителям контролировать расходы воды: сообщает, сколько воды и на что тратится в каждом доме; на основании информации о погоде и данных о влажности почвы мобильное приложение оповещает, когда нужна поливка в саду; в школах проходят образовательные программы на тему водосбережения.

Большая работа в Милтон-Кинс направлена на образование горожан и знакомство с технологиями умного города. На базе инновационного инкубатора в University Campus Milton Keynes (UCMK) проводятся тренинги по информационно-ориентированным бизнес-инновациям. В школах и университетах работают программы продвинутого обучения цифровым технологиям и городским сервисам, чтобы обеспечить подрастающее поколение навыками взаимодействия с умным городом.

Это только часть инициатив, которые действуют в Милтон-Кинс по городской программе MK:Smart. Больше деталей можно найти на сайте проекта.

Всю получаемую в рамках проекта информацию планируется разместить в открытом доступе на платформе MK Data Hub, которая должна стать основой для развития технологий и приложений, системообразующей платформой для интернета вещей в Милтон-Кинс. Официальный запуск платформы запланирован на ближайшую среду, 15 июня.

План города

В сентябре 2015 года Милтон-Кинс запустил программу MK Futures 2050 Commission, которая за девять месяцев на основе анализа всех городских сфер должна установить перспективы развития города, определить, что еще может ускорить его развитие, и понять, какие трудности стоит ждать Милтон-Кинс на своем прогрессивном пути. Комиссия даст рекомендации по развитию городских территорий, Plan:MK. К июлю этого года подробный отчет будет готов для изучения городскими властями и всеми заинтересованными.

© simongurney / iStock

© simongurney / iStock

Несмотря на то что Милтон-Кинс пока не на первых строчках умных городов, технологии и информационные проекты, которые запускаются в нем буквально сегодня, обещают ему большое будущее среди мировых «умников и умниц». Именно к такой перспективе город, кажется, и шел с момента согласования прогрессивной схемы застройки территории в графстве Бакингемшир и его основания в 1967 году.