Завершает спецпроект «Умные города» маленькое, но удивительное государство Сингапур. С момента обретения независимости в 1965 году эта страна сначала проделала путь из числа бедных государств третьего мира до мирового экономического лидера с одним из самых высоких уровней жизни, а в этом году заняла первую строчку рейтинга умных городов по версии Juniper Research. Правительственный проект Smart Nation объединяет предпринимателей, ученых, чиновников и граждан для внедрения технологий в повседневную жизнь и создания прагматичной среды обитания для жителей города-государства. Сингапур намерен быть самой технологически развитой страной в мире, и серьезность таких планов объясняют слова их лидера XX века, одного из авторов «сингапурского экономического чуда» Ли Куан Ю: «Чтобы выжить, Сингапур должен быть экстраординарным государством. Если мы будем обычными, нас просто не станет».

Международная конференция в области градостроительства, архитектуры, экономики и стратегического планирования городов. 30 июня — 3 июля, ЦВЗ «Манеж»

После отделения от Малайзии в середине 60-х годов XX века Сингапур оказался в сложном положении — без армии и поддержки между конфликтующими Индонезией и Малайзией, с социальными и экономическими проблемами, без доступа к природным ресурсам и с традиционным для Азии высоким уровнем коррупции. Несколько десятилетий планомерного развития рыночной экономики и привлечения международных инвестиций, успешной борьбы с коррупцией и тонкой дипломатии вывели страну на первые позиции по благосостоянию в мире. Сингапур вместе с Гонконгом, Тайванем и Южной Кореей называют «четырьмя азиатскими тиграми» за невероятные темпы роста экономики в период с 60-х по 90-е годы XX столетия. Одну из главных ставок островной город-государство сделал на разработку электроники и технологий, что создало для Сингапура отличную базу для внедрения информационных решений в городскую среду в начале нового века.

Статистика инновационного лидера

В 1999 году The Intelligent Community Forum (ICF) назвал Сингапур лучшим «Интеллектуальным сообществом года» за программу массового внедрения высокоскоростного интернета, которую город-государство запустил в 1998-м. Распространение интернета поддерживалось на национальном уровне, и к 2003 году 65% домов и рабочих мест были подключены к сети, а 74% жителей острова владели ПК.

В нулевых Сингапур сконцентрировался на IT-технологиях, сделав ставку на привлечение международного инновационного бизнеса и развитие собственного. Государственная поддержка и лучшие в мире условия для бизнеса (на регистрацию компании через онлайн-сервис уйдет 15 минут) сделали свое дело: с 2005 по 2014 год число стартапов в стране увеличилось с 24 тысяч до 55 тысяч. В 2013 году сингапурские технологические бизнес-инициативы привлекли $1,7 млрд инвестиций, опередив всех азиатских конкурентов — Японию, Южную Корею, Гонконг.

© iStock

© iStock

Уровень коррупции в Сингапуре — отдельная гордость страны. Государство стабильно входит в десятку стран мира с самым низким ее уровнем. По рейтингу Transparency International, в 2015 году Сингапур занял 8-е место, а его соседи — Малайзия и Индонезия — 54-е и 88-е соответственно. К слову, Россия в рейтинге находится на 119-м месте.

Сингапур вообще неплохо выглядит в мировых рейтингах, особенно экономических и связанных с IT: первый в рейтинге World Bank по условиям для ведения бизнеса (девятый год подряд), Ookla назвала Сингапур нацией самого высокоскоростного интернета, Университет Тафтса — самой быстроменяющейся цифровой экономикой в мире.

Такая бизнес-атмосфера и концентрация IT-инициатив не могли не сказаться на городском развитии. Но если до 2014 года это были отдельные, пусть и большие проекты, то в 2014 году внедрение умных технологий в Сингапуре приобрело масштаб национальной программы. И это больше чем популистское заявление: последние полвека показали, что государство умеет достигать поставленных целей.

Начало умной нации

Эксперт в области инновационного развития городов Билл Хатчинсон считает, что сегодня умные города стоит делить на версии: 1.0, 2.0 и 3.0. Умный город 1.0 действует без общей стратегии, в нем автоматизируются отдельные, не связанные между собой элементы. Версия 2.0 интегрирует инициативы, выстраивает взаимосвязи и стремится свести вместе как можно больше источников информации. В умном городе 3.0 проводится комплексное стратегическое сведение, а в инфраструктуру крепко встроены интеллектуальные технологии. К этому и пришел Сингапур.

Проект Smart Nation

24 ноября 2014 года премьер-министр Сингапура Ли Сяньлун официально запустил проект Smart Nation. В рамках программы планируются совместные действия правительства, жителей и бизнеса для решения больших задач — улучшения качества жизни жителей и модернизации экономики. Высокая плотность населения — одна из главных причин перегруженности всех систем и необходимости городских преобразований: в Сингапуре живут 5,7 миллиона человек, то есть примерно 8 тысяч на один квадратный километр. Это в 200 раз больше, чем в США (для той же площади), и в тысячу раз больше, чем в России. Сингапур выделил для себя пять основных направлений программы: снижение эффекта от перенаселенности, старение страны, медицинское обслуживание, устойчивая энергетика и транспорт. По каждому из направлений проект Smart Nation предлагает свои решения.

Транспорт

В Сингапуре около миллиона автомобилей, а дороги занимают 12% всей территории. Для сравнения: жилье занимает почти столько же — 14% площади города-государства. Снижение транспортных нагрузок принципиально важно для Сингапура и реализуется несколькими способами.

В городе отлично развита система общественного транспорта. Mass Rapid Transit (MRT) — городское метро, большая часть которого полностью автоматизирована и работает в беспилотном режиме. Через приложение можно узнать время прибытия автобуса и количество свободных мест в нем, распространена система каршеринга. В 2010 году в Сингапуре запустили программу бесконтактной оплаты проезда с помощью специальных карт во всем общественном транспорте. В городе работает программа приоритетного проезда автобусов на светофорах, а на многих переходах установлены устройства, продлевающие зеленый сигнал для пожилых и людей с ограниченной мобильностью после приложения социальной карты. Сокращения единиц транспорта в городе планируется добиться внедрением общественных беспилотных автомобилей. Сейчас в городе проходят испытания таких авто, разработанных в National University of Singapore и Singapore-MIT Alliance for Research and Technology (SMART). Экономический эффект от сокращения пробок оценивается более чем в $40 млн.

Parking Guidance System (PGS) найдет свободное место на парковке, а система Electronic Road Pricing (ERP) сама спишет деньги за нее. ERP работает от встроенных в авто устройств (In-Vehicle Unit, IU) и также снимает деньги со счета автолюбителя за пользование дорогами и проезд в определенных зонах города. Если автомобиль не оборудован IU, городская система определит это по камерам и вышлет владельцу счет. Один день езды по дорогам города обойдется в пять сингапурских долларов (около $3,5). Эта система позволила добиться снижения трафика в пиковые часы на 15% и повышения средней скорости на 20%. В 2015 году был разработан план развития транспортной системы города Smart Mobile 2030 на ближайшее 15 лет с внедрением технологий взаимодействия транспортных средств между собой и с городской инфраструктурой.

Еще один эффективный способ сокращения транспортного потока — запредельная стоимость личного автомобиля. Из-за высокого ввозного налога стоимость небольшого автомобиля составляет $50 000. Кроме того, для пользования им нужно приобрести лицензию, которая, в зависимости от размеров машины, обойдется от $77 000 до $93 000 и будет действительна только 10 лет.

На онлайн-карте Сингапура можно получить информацию о происходящем на улице в эту минуту — от количества людей или трафика до уровня паводков или вида на город с высоты птичьего полета.

На фоне мегаполисов — своих ближайших соседей Сингапур выглядит интеллигентом, оказавшимся в сомнительной компании: в Пномпене (Камбоджа) пока нет не только метро, но и светофоров, дорожных знаков и, трудно поверить, городской автобусной системы, в малайзийском Куала-Лумпуре транспортную ситуацию кроме как ночным кошмаром и не назовешь, а в Хошимине (Вьетнам) такое количество мототранспорта, что попытка перейти дорогу почти равнозначна самоубийству.

Забота о жителях

Современная система здравоохранения и улучшение условий жизни повышают средний возраст жителей развитых стран. У этой хорошей информации есть и обратная сторона — растет нагрузка на трудоспособное население и социальные службы. По информации World Health Organization, к 2025 году 10% населения Земли будет старше 65 лет. В Сингапуре к 2030 году каждому пятому жителю будет 65 лет и больше. Кроме множества программ социальной и финансовой поддержки, в Сингапуре для помощи пенсионерам используют и технологии. Например, в домах у пожилых людей устанавливают сенсоры, которые, если перестают фиксировать движение, отправляют сиделке или родственникам текстовое сообщение. Сейчас этот сервис тестируется бесплатно.

Другая возможность — предоставление медицинского обслуживания дистанционно. В нескольких городских больницах испытывают системы диагностики, в которых информация передается по беспроводным сетям от датчиков, подключенных к телу пациента. Развитие проекта на государственном уровне даст возможность интегрировать телесвязь с врачами в социальное жилье и национальную систему здравоохранения, а также привлечь различные сообщества для оказания людям эмоциональной и социальной поддержки. Сейчас разрабатывается программа телереабилитации, когда пациенты общаются с психиатрами по скайпу. Подобные сервисы удобны, а иногда незаменимы и экономят время для обеих сторон.

© iStock

© iStock

Зеленый Сингапур

Практически полное отсутствие природных ресурсов, в том числе питьевой воды, делает вопросы экологии, возобновляемой энергии и устойчивого развития особенно актуальными в Сингапуре. И страна ими серьезно занимается: в исследовании 2011 года Siemens Green Cities город получил самую высокую оценку экологического положения среди городов Азии. Дефицит пресной воды стимулировал создание в Сингапуре системы управления водными ресурсами, которая включает сбор дождевой воды, очистку и повторное использование отработанной и разработку новой технологии опреснения соленых вод, которая должна стать на 50% эффективнее существующей. Это отнимает немало сил и ресурсов у города, но и дивиденды свои приносит: Сингапур продает экспертизу по управлению водными ресурсами в другие части Азии.

Планы экоразвития Сингапура на ближайшие 15 лет

В сфере устойчивого развития у азиатского мини-государства тоже неслабые амбиции. Утилизировать 70% своих отходов, улучшить показатели расходов энергии на 35% в сравнении с 2005 годом, сертифицировать 80% зданий по рейтингу зеленого строительства BCA Green Mark, поднять долю передвижений по городу на общественном транспорте до 75% — это только небольшая часть программы устойчивого развития Сингапура, которую планируется реализовать к 2030 году. Подробнее познакомиться с ее деталями и цифрами можно на сайте.

Гигантские деревья в саду Сингапура — не только знаменитая достопримечательность города. Они поглощают тепло, собирают дождевую воду, на вершине каждого из 18 сооружений расположены солнечные батареи, полученная энергия из которых используется для освещения сада.

© iStock

© iStock

В городе существует автоматическая система контроля санитарии с помощью продвинутой видеоаналитической системы и умных мусорных контейнеров, разработанных сингапурским институтом Temasek Polytechnic и ZWEEC Analytics.

Разумеется, Сингапур планирует неплохо заработать на экспорте своих идей и технологий и занимается этим уже сегодня. Одна из таких площадок для адаптации собственных изобретений — экогород Тяньцзинь в Китае. На очищенной от тяжелого химического загрязнения территории бывшей промзоны возводится экогород, который обещает стать примером нового городского планирования для китайских поселений, отличающихся высоким уровнем загрязнения окружающей среды. Сингапур инвестирует в проект пополам с Китаем. Город должен быть готов к середине 2020-х годов и станет домом для 350 тысяч жителей.

Еще один интересный пример высокотехнологических разработок Сингапура — умные обои. Чудеса современных технологий позволяют вживлять микрофоны, сенсоры и динамики в бумагу и через тянущиеся по всей плоскости, но невидимые глазу микросхемы интегрировать их с компьютером, который расположен в другой комнате или даже здании. Значит это ровно то, что голосовой набор на смартфоне — прошлый век, в завтрашнем дне люди будут разговаривать со стенами. И самое приятное, что те будут отвечать.

На основе собираемой в городе информации уже запущено более 100 инициатив. На портале госуслуг ecitizen доступны около 650 различных онлайн-сервисов. Общение со всеми муниципальными службами можно синхронизировать в один почтовый ящик через платформы Oneinbox. Все данные, удобно структурированные по направлениям, можно найти на информационном портале.

Сингапур ищет таланты

Сингапурское правительство инвестирует в исследования и активно поддерживает талантливых разработчиков в двух ведущих вузах страны — National University of Singapore и Nanyang Technological University. За последние 25 лет Сингапур вложил более $22 млрд в то, чтобы вывести проекты молодых ученых на стадию производства. Только с 2011 года эти инвестиции поддержали 400 стартапов и спровоцировали регистрацию 800 патентов. В этом году правительство вложило $13,8 млрд в новый пятилетний план поддержки исследований.

В марте 2016 года Info-communications Development Authority of Singapore запустил программу Smart Nation Fellowship. Она направлена на привлечение в Сингапур ученых, разработчиков и инженеров со всего мира на срок от трех месяцев — для того, чтобы работать в команде города и создавать приложения и технологии, которые способны улучшить жизнь людей и инфраструктуру города. Если есть опыт работы с IT и современными технологиями, на сайте проекта можно подать заявку.

Почему стартапу хорошо в Сингапуре

Почему стартапу хорошо в Сингапуре

Особую любовь Сингапур испытывает к стартапам. Страна позиционирует себя как живая лаборатория для тестирования новых идей. Привлечение IT-бизнеса идет как за счет лучших в мире бизнес-условий, так и удачного расположения в центре Юго-Восточной Азии — в радиусе пяти-шести часов перелета проживают 4,2 млрд человек. 95% территории Сингапура покрывает сеть высокоскоростного интернета (1 Гб/с). И это дает результаты: сегодня 40% всех стартапов Юго-Восточной Азии сидят в Сингапуре.

Как устроена стартап-среда в Сингапуре

Как устроена стартап-среда в Сингапуре

В 2011 году в промышленной зоне Ayer Rajah Industrial Estate здание «Блок 71» (Blk71) вместо запланированного сноса было реконструировано и превратилось в технологический хаб. Очень быстро он стал домом для 250 стартапов, инвесторов и бизнес-инкубаторов. The Economist назвал его «самой плотной бизнес-экосистемой в мире». В 2015 году к «Блоку 71» добавились еще два — «Блок 73» и «Блок 79», который получил название BASH (Build Amazing Startups Here). Вместе они способны разместить 500 стартапов.

Новая приватность

По закону Сингапура любое решение об использовании собранных Smart Nation данных не требует разрешения суда или мнения граждан. Считается, что государство лучше понимает, какую информацию должны предоставлять его жители. Например, с 2011 года абсолютно все дороги, даже проулки в Сингапуре находятся под постоянным видеонаблюдением. С одной стороны, это исключает безнаказанное нарушение ПДД, а с другой — никто не гарантирует, что личные карты маршрутов отдельных жителей не лягут кому-то на стол. Датчики на авто, кроме контроля трафика и удобной системы дорожных сборов, позволяют отслеживать все перемещения жителей города-государства. Широко известен случай, ставший уже почти анекдотом, когда человека, выбросившего из окна окурок, зафиксировали камеры видеонаблюдения и в итоге он заплатил штраф в $14 000. Такое ущемление конфиденциальности вряд ли можно назвать обратной стороной эффективных городских проектов Сингапура — скорее побочным эффектом. Обмен свобод на благосостояние и высокий уровень технологического и бизнес-развития — отдельный вопрос, но у абсолютного большинства жителей Сингапура ответ на него есть.

Несмотря на подобные ограничения, проект Smart Nation популярен среди населения — во многом из-за высокого доверия правительству. Жители готовы платить эту цену за улучшение качества жизни и мировое технологическое лидерство. В Сингапуре принимают однопартийную политическую систему и сильные ограничения свободы слова, которые жители расценивают как плату за рост благосостояния. Так, во Всемирном индексе свободы прессы 2016 года Сингапур занимает 154-е место. Россия обошла юго-восточное государство в этом списке и расположилась на 146-м месте.

© iStock

© iStock

Умные технологии — самое очевидное развитие городов в ближайшем будущем. Вне зависимости от того, нравятся эти решения или вызывают скепсис, внедряться в привычную нам городскую среду они будут, и с каждым годом все быстрее. Когда город будет знать практически все про своих жителей, приватность в ее сегодняшнем представлении исчезнет. Но как открытые профили соцсетей стали привычными для нас, так же, скорее всего, не будет смущать и то, что вся наша жизнь 24 часа в сутки будет записываться на видео, а стены — прислушиваться к разговорам. Жизнь сильно изменится оттого, что мы сблизимся с технологиями еще сильнее, а на глобальном рынке появятся гиганты-производители умных решений. Сегодня определяются города — лидеры по внедрению технологий в инфраструктуру, и, судя по всему, они будут значительно отличаться от своих собратьев уже в недалеком будущем.