T&P уже готовили для вас обзор учебных программ по истории мирового искусства от разных университетов. В этот раз мы решили копнуть глубже и выбрали 10 онлайн-курсов об искусстве в разных культурах и проблемах, которые исследуют современные художники и арт-критики.

Курс начинается с рассказа о становлении ислама как религии и источника социальных норм. Слушатели курса погрузятся в историю отношений исламского искусства и европейского мира на примере религиозных текстов, архитектуры и других культурных артефактов. В части лекций речь пойдет об истории взаимовлияния искусства Запада и Востока — о том, когда и почему в Европе появились архитектурные элементы восточного мира, арабески или керамика. Основная миссия курса — показать неоднородность искусства Ирана, Ирака и других исламских государств и рассказать о его религиозных и социальных функциях. В конце программы вам предложат пройти тест и проверить, что изменилось в ваших представлениях об исламской культуре.

Здесь собраны четыре курса о гендерных отношениях в искусстве. Первый рассказывает о женской истории искусства, о социальных и экономических факторах, которые мешают женщине стать художницей, и исторических изменениях, которые ей эту возможность дали. Второй курс посвящен гомосексуальности в визуальной культуре, тому, как на протяжении многих веков ЛГБТ-искусство преодолевало цензуру и как эти произведения повлияли на мировое искусство в целом. Третий курс исследует, чем различаются этническое самоопределение и расовая принадлежность и как расовые и гендерные отличия представлены в американском искусстве. Основная задача курса — показать движение от восприятия искусства как искусства одной расы к деконструкции такого подхода с помощью современных художников. Четвертый курс — это масштабное исследование телесности. Специалисты гендерных и квир-школ рассказывают о теле в разных культурах в разное время, об истории формирования и разрушения нормы и влиянии порнографии на восприятие телесного.

Этот курс — некая шпаргалка от галереи Tate о визуальной революции начала XX века. Все начинается с рассказа о работах Пикассо и Брака, а заканчивается влиянием кубизма на последующие направления в искусстве — абстракционизм и концептуализм. Специалисты рассказывают об истории появления кубизма, его основных представителях, философии и методах преобразования реальности: геометризации мира и пространственной ломке, изменившей представление о точке, откуда нужно смотреть на произведение искусства.

Специалисты школы музейных исследований Университета Лестера и Национального музея Ливерпуля предлагают изучить сам музей как место, играющее одну из главных ролей в мире современного искусства. В рамках этого курса слушатели узнают, как устроен музей сегодня, как он привлекает новую аудиторию и адаптируется к современности. Основные вопросы, которые поднимают авторы курса, — как музей встраивается в городскую культуру и какое место в досуге современного человека занимают выставки, лекции и другие музейные активности. Особое внимание уделяется трансформации музея в площадку для реализации творческих возможностей. Слушателям курса предстоит узнать, каким образом музейное пространство влияет на наше восприятие искусства и повседневного мира и какие новые способы взаимодействия с художниками предлагает этот культурный институт.

Уэслианский университет (университет искусств) разработал курс, посвященный концепциям XX века — модерну и постмодерну. Вам расскажут, как развивалась идея модерна с конца XVIII века до нашего времени, и покажут, в каких формах искусства эти изменения видны лучше всего. Используя примеры из литературы, искусства и философии, авторы курса показывают, как модерн превратился в один из основных факторов развития мировой культуры, а модернизм и постмодернизм стали обязательными понятиями для разговора об искусстве.

На базе Института русского языка имени А.С. Пушкина два исследователя — искусствовед и психолог — создали курс, который помогает слушателям с нуля разобраться в современном русском искусстве. Из курса вы узнаете, когда оно появилось, о чем оно и кто его зритель. Задача авторов — рассказать про основные понятия и форматы XX века: картину, коллаж, объект, инсталляцию, перформанс, новые медиа, концепцию, фигуру куратора и критика, музей, арт-галерею и так далее. В содержании курса опыты прошлого связываются с практикой наших современников, что помогает объяснить, как и почему менялись темы и жанры в искусстве XX века.

В этом курсе психологические аспекты памяти иллюстрируются с помощью мирового кинематографа: монтаж отдельного фильма и структура повествования сравниваются с механизмами запоминания и забывания человеком информации. На примере кинофрагментов авторы курса показывают, как одни данные могут быть заблокированы нашей памятью, а другие, напротив, постоянно воспроизводятся. История мирового кинематографа после этих лекций превращается в историю методов влияния на зрителя — его взгляд, устройство оперативной памяти и возможность сопротивления визуальной культуре, которая транслируется с экранов в режиме нон-стоп.

Каждый день изображения окружают человека и влияют на его жизнь. В этом подкасте история современного искусства с 1980-х годов рассматривается как череда создаваемых изображений, меняющих социальную реальность и взгляд человека. Основная миссия курса — показать, как образы, созданные современными художниками, влияют на повседневную жизнь и диктуют свои нормы восприятия визуальной составляющей мира.

Специалисты Массачусетского колледжа искусств и дизайна объясняют историю западной культуры через 24 шедевра западного искусства. Этот курс — про сложные отношения художника и зрителя, многочисленные интерпретации произведений, место и время их появления, обстоятельства их экспонирования и оценки. Курс начинается с изучения Парфенона и классической греческой архитектуры и скульптуры, а продолжается лекциями о римском Пантеоне, раннем Средневековье, Ренессансе. Особое внимание уделяется местам существования произведений искусства — храмовым комплексам и дворцам. Заканчивается курс Джексоном Поллоком.

В нескольких видеолекциях нам рассказывают, как с помощью кинематографа можно проследить изменения в социальной жизни Америки и Европы — как семейные отношения демонстрировались Голливудом и как формировалась индустрия семейных ценностей для зрителя в XX веке. Постепенно перед слушателем разворачивается эволюция жанра «семейное кино». Авторы курса исследуют, как семейные ценности и нормативность отношений в семье проникают в другие киножанры и что происходит в результате этого синтеза.