Участники программы «Лифт в будущее» учебу в школе совмещают с разработкой собственных инновационных проектов: стажируются в криогенных лабораториях, помогают слепоглухонемым общаться в мессенджерах, конструируют медицинские браслеты и изобретают новые способы добычи нефти в России. Несколько недель в выездном лагере, посвященном интенсивной проектной деятельности, выполняют для них роль социального лифта: там знакомятся с будущими научными руководителями и получают опыт командной работы. Продолжая спецпроект о детях-инженерах, публикуем историю 14-летнего Николая Минеева, который в пятом классе начал интересоваться вопросами лечения онкологии, а через пару лет уже спроектировал теплонасосный дистиллятор.

Все началось с того, что я в третьем классе попал в железнодорожный кружок, занимался там моделированием. За все это время мы множество проектов разработали, изобрели — и некоторые даже воплотили в жизнь. Наша основная задача — облегчать труд людей на железной дороге. Это не игровая задача, а самая что ни на есть реальная. И проекты наши более чем реальны. На один из них мы даже получили патент. Это установка, которая очищает поверхность двигателя в локомотиве. Если объяснять просто, то работа двигателя зависит от того, насколько гладкая поверхность и как плотно прилегают детали друг к другу. Чтобы двигатель не выходил из строя, нужно регулярно все чистить. Это все делается вручную, рабочие локомотивного депо попросту чистят все сами, угольная пыль попадает в атмосферу, ею же дышат сами люди — в общем, ничего хорошего. И процесс занимает около двух часов. Мы взяли и автоматизировали этот процесс очистки. Сделали такую щетку, которая справляется с работой за пять минут. Нашу установку с радостью взяли в работу и применяют в нашем же местном локомотивном депо. Никто пока не жаловался.

«Я ведь не изобретатель, я инженер. Я люблю и умею делать так, чтобы разработки воплощались в жизнь, чтобы то, что не работало, вдруг заработало»

Еще один проект, с которым я, собственно, поехал на форум «Будущие интеллектуальные лидеры» в город Ярославль и где выиграл путевку в «Артек», на проект «Лифт в будущее», — это еще один механизм. Установка для автоматизированной пескоструйной обработки колесных пар, узлов и агрегатов. Суть идеи примерно та же — избавить человека, работника железной дороги, от лишних действий. Автоматизировать то, что делается вручную, ведь на дворе XXI век — зачем кому-то дышать угольной пылью, когда можно создать замкнутую камеру и с ее помощью избавляться от коррозии?

Когда я попал в «Артек» и погрузился в работу «Лифта», я сразу обратил внимание на то, что атмосфера там вовсе не пионерского лагеря. Очень деловая, дельная даже. Нас ждала очень сосредоточенная, плотная, концентрированная работа над тем, что нам интересно. Это то что надо. Но в то же время — общение, незаменимое общение людей со схожими интересами. Это такой обмен и знаниями, и какой-то еще энергией. Мне очень понравилось.

В первый же день нас поделили на кластеры. Я выбрал инженерный. Я ведь не изобретатель, я инженер. Я люблю и умею делать так, чтобы разработки воплощались в жизнь, чтобы то, что не работало, вдруг заработало. Моими руками. Это ни с чем не сравнимое ощущение.

Итак, мы в группе занялись своими проектами, а именно созданием грузового локомотива нового поколения. Нашей задачей было разработать такой локомотив, чтобы доставка груза шла с большей скоростью. Из Москвы до Владивостока, если вы знаете, грузовой поезд идет около месяца. Пропуская пассажирские, останавливаясь повсюду. А мы целиком переработали всю концепцию двигателей локомотива грузового состава, мы переделали всю его техническую часть. Собрали все, что на сегодняшний день известно в мире о передовых разработках подобных локомотивов. И получился локомотив, способный пересечь нашу страну за неделю. Со мной над этим проектом работал Николай Зернов — он постарше меня, мы до сих пор очень дружим. Нашу работу оценили высоко, наградили даже.

«Мой поезд мечты будет развивать скорость до 300 км/ч и, может быть, даже больше, если руководство железных дорог решится модернизировать всю сеть в целом»

Таких друзей (даже больше — коллег) много не бывает. Это очень ценные люди. Я живу в маленьком городке. У нас нет вузов и по большому счету только одно предприятие — химзавод. Есть и локомотивное депо, и только там я бы мог работать, если бы захотел остаться. Но я хочу после школы поехать в Москву и поступить в институт инженерного транспорта. Мой отец когда-то работал на железной дороге, железная дорогая для меня — очень знакомая стихия. Я бы хотел связать с ней свою профессиональную жизнь.

Сейчас я отличник. Мне интересны как технические, так и гуманитарные науки. Я вообще считаю, что называть кого-то исключительно технарем или гуманитарием странно. Просто у кого-то интересов в одной из сфер больше. Но все в какой-то мере полезно и важно. Я всю жизнь любил научную фантастику, одна из любимых моих книг — «20 000 лье под водой» Жюля Верна. Вполне себе увлечение на стыке наук!

У меня есть мечта. И вероятность того, что она сбудется, крайне велика — но только если сойдутся несколько очень важных факторов. Я бы очень хотел создать высокоскоростной поезд. Все знают, что самый передовой на нашей железной дороге сейчас — «Сапсан». Но его производят в Германии, и по тамошним меркам он уже не такой уж и крутой, а покупают его за большие деньги. Отчего-то начальству железнодорожному проще поступать именно так. «Сапсан» дорабатывали под наши условия, меняли ширину колеи, адаптировали под местные климатические особенности. Это все затраты.

А я знаю, как и каким образом производить куда более современные поезда нашими, российскими усилиями. Из наших комплектующих, на наших заводах: это ведь могли бы быть и рабочие места, и гордость транспортной промышленности. И не так уж это и дорого, если разобраться: уж точно дешевле, чем покупать в Европе.

Мой поезд мечты будет развивать скорость до 300 км/ч и, может быть, даже больше, если руководство железных дорог решится модернизировать всю сеть в целом. Она строилась давно, тогда никто не представлял себе ни таких нагрузок, ни таких скоростей.

Я очень благодарен «Лифту в будущее»: он, как скоростной поезд, подбросил меня к тем идеям, к тем мыслям и мечтам, над которыми теперь остается только работать. Что я и буду делать по мере своих сил и умений.

Фотографии: Николай Минеев и «Лифт в будущее»