В начале июля в Дирекции образовательных программ прошла лекция Маттейса ван Дейка, профессора Делфтского технического университета, соавтора книги «Дизайн как концепция развития: руководство для инноваторов» и основателя компании Reframing Studio. Известный промышленный дизайнер рассказал о собственном методе работы и поделился этическими принципами, которыми должны руководствоваться его коллеги. Об идеях Дейка и способах их воплощения в рамках его студии (которая, среди прочего, участвует в проекте реформирования системы психиатрии Нидерландов) — в материале T&P.

Дизайн — везде

Маттейс ван Дейк не впервые в России: несколько лет назад он разрабатывал инструменты для развития социальной среды в «Сколково». Подмосковный наукоград получил тогда от голландского эксперта рекомендации — как сделать так, чтобы местные концепции заработали. По словам Дейка, «эти рекомендации, к сожалению, так и не были внедрены».

Среди множества проектов Reframing Studio — разработка дизайна автомобилей и колясок для людей с ограниченной мобильностью, проектирование торговых киосков и больших супермаркетов, стоек самостоятельного оформления багажа в аэропорту и уличных урн, разработка стратегии внедрения инноваций для авиаперевозчиков и мобильных приложений для социальной адаптации людей с психическими расстройствами. Если раньше дизайн был частью искусства, а затем — производства, то сегодня он стал неотъемлемой составляющей бизнеса, то есть почти всего, что нас окружает. Энергичный профессор (за два часа лекции Дейк присел всего пару раз) говорит, что успешный дизайн зависит не от узкоспециальных знаний о продукте, а от понимания задачи, которую нужно решить, и постоянной фокусировки на ней.

Правила эффективных инноваций от Маттейса ван Дейка

За годы исследований и практики Дейк выработал правила, которых, по его мнению, стоит придерживаться дизайнеру, особенно в начале работы над проектом. Они помогают держать фокус на будущем, находить новые пути в дизайне и формируют правильный подход с точки зрения этики.

Дизайн — это про будущее

Несмотря на то что практически не существует дизайнерских методик, которые обращены к будущему, решать проблемы завтрашнего, а не вчерашнего дня — цель профессионала.

Дизайн — это всегда про людей

В первую очередь дизайнер создает не предмет, а эффект, который продукт произведет на человека.

Среда важна

Нужно учитывать место, где наш дизайн будет применяться, и все особенности, которые с этим связаны: климат, культуру, историю, социальное и экономическое положение и пр. Чтобы продукт оценили, он должен максимально соответствовать условиям, в которых будет использоваться.

Не упрощать

Не надо стремиться все упрощать — стоит помнить о сложности и многогранности мира. Многие задачи действительно непросто решить, и нужно учитывать огромное количество условий.

Отказаться от предрассудков

Внимательность и открытость миру помогают понять, как вещи на самом деле устроены и как они будут развиваться.

Уметь анализировать себя

И отличать, что является просто привычкой, а что действительно желанно и необходимо.

Работать для конкретных людей

Но при этом думать и о том, какой результат это принесет для общества.

Действовать без промедления

Не нужно ждать знака свыше, чтобы взять на себя ответственность и начать работать.

Учитывать интересы других людей

И стремиться искоренить эксплуатацию.

Дизайн с терапевтическим уклоном

«Другой проект, над которым мы работаем совместно с 50 другими участниками, — реформирование системы психиатрического лечения в Голландии. Это не просто изменение фирменного стиля или графического дизайна: задача подразумевает полную переделку системы отношений пациентов с обществом и улучшение их адаптации в нем. Для Reframing Studio участие в этом проекте началось в 2012 году с мобильного приложения Temstem.

Нашей задачей было придумать способ помочь людям, которые слышат навязчивые голоса в голове. Как правило, при таких проявлениях психоза человек слышит оскорбительные и пренебрежительные замечания о себе, и это является для него сильнейшим депрессивным фактором. Совместно с врачами-психиатрами из компании Parnassia Groep мы разобрались, что при проявлении симптома фантомных голосов задействованы те же участки мозга, что и при говорении. Когда человек начинает разговаривать, один участок мозга не может выполнять два процесса сразу, и голоса затихают. Но это не решало задачи, потому что необходимость справиться с голосами может возникнуть в любой момент, и человек, вдруг начинающий говорить что-то не очень связное посреди улицы, тоже оказывается не в лучшем положении. Продолжив работу, наша команда обнаружила, что, если человек ищет взаимосвязи между словами, терапевтический эффект получается тот же. В результате получилось мобильное приложение Temstem — игра, в которой выпадают два случайных слова, и нужно определить, есть ли между ними что-то общее». За создание этого приложения Reframing Studio и медицинская компания Parnassia Groep получили в 2013 году одну из самых престижных голландских премий в области дизайна — Rotterdam Design Prize.

Чувственный дизайн

Круг интересов Маттейса ван Дейка не ограничивается коммерческими проектами и работой в университете. Еще один проект, сооснователем которого он является, — Design&Emotion Society. Это платформа, объединяющая профессионалов, которые обмениваются опытом и занимаются совместными исследованиями в области разработки дизайна с высоким эмоциональным вовлечением пользователей. В феврале 2016 года Reframing Studio принимала участие в мюнхенской конференции, посвященной этике дизайна, где обсуждали ответственность автора и влияние результата его работы на общество.

Метод Reframing

«Во многом то, чем мы занимаемся, — это анализ психологии потребителя и воздействия продукта на человека. Метод Reframing (перефокусировка) раскладывает саму дизайнерскую задачу на три уровня. На первом (нижнем) рассматривается сам продукт дизайна, на втором — его взаимодействие с человеком, на третьем — контекст и задача, которую необходимо решить. У каждого уровня есть два временных измерения: прошлое и будущее.

Иллюстрация метода Reframing

Иллюстрация метода Reframing

На верхнем уровне решается вопрос, зачем этот продукт вообще нужен, какую проблему он будет решать. На среднем определяется, как он будет взаимодействовать с потребителем. На нижнем создается итоговая форма продукта, решения или сервиса. Движение к новому продукту может начинаться несколькими путями, и наиболее ошибочный вариант — развитие с нижнего уровня. Можно взять имеющийся продукт (old product на схеме), найти его слабую сторону, усовершенствовать ее и затем по готовой идее определить, для чего он нужен. С учетом того, что путь от концепции до производства часто занимает годы, очень вероятно, что решение устареет еще до того, как увидит свет».

Предсказание как главный инструмент дизайнера

По утверждению голландского профессора, путь к новому продукту должен начинаться строго с верхнего уровня. С учетом долгого пути от идеи до воплощения в жизнь должно быть придумано такое решение возникшей проблемы (past context), которое будет действовать как минимум ближайшие 10 лет (future context).

Суть метода Reframing заключается в том, чтобы видеть ситуацию целиком и занимать опережающую позицию. Важно не исправлять недостатки существующего продукта, а решать проблему, которая вызвала необходимость изменений. Чтобы сделать это эффективно, дизайнер должен детально разобраться в среде, в которой будет существовать его продукт, и ни много ни мало предсказать будущее. Для общения с будущим амстердамская студия Дейка не использует магический шар и прочие мистические атрибуты, а проводит детальные исследования. К примеру, для проекта реформирования системы психиатрии в Нидерландах по специальной методике Reframing Studio прорабатывают 650 факторов, так или иначе влияющих на эту сферу. Такое масштабное видение дает возможность влиять на ситуацию в целом, а не бороться с последствиями — отдельными проблемами.

Задай мне правильный вопрос

После того как появляется понимание, зачем решать проблему в долгосрочной перспективе, можно спускаться на второй уровень и решать, как будут взаимодействовать человек и продукт, какие чувства он должен вызывать, какие связи создавать. Продукт — средство взаимодействия человека с миром, который приобретает ценность, когда создает возможность такого взаимодействия. Когда ответ на эти вопросы получен, можно приступать к решению следующего вопроса — что это будет за продукт, то есть к разработке его внешнего вида, интерфейса, наполнения, функционала и пр. Цепочка вопросов, на которые отвечает дизайнер, выглядит так: зачем? как? и что?

Сила метода заключается в том, что, проанализировав ситуацию и представив вероятную картину будущего, дизайнер может понять, устраивает его такое развитие событий или нет. Если перспективы кажутся ему неправильными, если они не созвучны его этическим ориентирам, он может попробовать повлиять на будущее с помощью продукта, который он придумывает сегодня. Дизайн при таком подходе несет эмоциональный посыл и становится личным высказыванием автора.