В своем дневнике Поль Гоген размышлял, что бы он ответил критику, если бы тот попросил взглянуть на его зарисовки: «Мои наброски? Ни за что! Это мои личные письма, в них мои секреты». Чаще всего художники относятся к черновикам именно так, не подразумевая, что они будут доступны зрителю. Но они позволяют взглянуть на творческий процесс и проследить, когда и какие изменения вносили в работу Леонардо да Винчи и Жорж Сера, прежде чем открыть картину публике.

Леонардо да Винчи

«Портрет Изабеллы д'Эсте» (1499–1500) и «Мона Лиза» (1503–1506)

До сих пор без ответов остаются множество вопросов, связанных с «Моной Лизой» — пожалуй, одним из самых знаменитых произведений в истории искусства. Однако рисунок карандашом, сделанный четырьмя годами ранее, может дать ответ на один из них: кто же стал прототипом женщины, изображенной на портрете? В 1499 году да Винчи по дороге из Милана в Венецию посетил жену маркграфа Мантуи, покровительницу художников эпохи Возрождения Изабеллу д’Эсте. Сделав набросок, он пообещал ей закончить работу позже. На эскизе видно, что Изабелла д’Эсте сидит в платье с прямым вырезом, а ее руки сложены одна на другой. В ее позе, жестах, фасоне платья можно узнать будущую Джоконду.

Питер Пауль Рубенс

«Лев» (1612–1613) и «Даниил в логове львов» (1614–1616)

На картине Рубенса, в которой рассказывается библейская история о Данииле в логове львов, мы можем заметить, что художник отображает некоторые детали очень достоверно. Например, лев, изображенный на полотне, — точная копия североафриканского вида, вымершего много лет назад. У Рубенса как у придворного художника была уникальная возможность зарисовать животное, которое содержалось в королевском зверинце в Брюсселе. Если верить легенде, художник дошел до того, что даже перевез льва в свою студию в Антверпен, где и сделал зарисовку.

Жан Огюст Доминик Энгр «Зарисовка мадам Муатесье» и «Мадам Муатесье» (1851)

«Чертовы портреты! — записал Энгр в дневнике, получив заказ нарисовать дочь чиновника Муатесье. — [Портреты] всегда отвлекают меня от важных насущных дел, которые я не могу делать быстрее. Портрет — такая сложная вещь».

Несмотря на то что сначала Энгр отказался от заказа, так как пытался сосредоточиться на исторической живописи, он все же приступил к работе над портретом, когда увидел лицо дочери чиновника. Он потратил 12 лет, чтобы написать два портрета молодой матери. В десятках эскизов художник тщательно прорабатывал детали наряда, украшений, жестов, чтобы передать ее природную красоту.

Жорж Сера

«Воскресный день на острове Гранд-Жатт»

Прежде чем написать свое монументальное полотно «Воскресный день на острове Гранд-Жатт», где изображена сцена отдыха в загородном парке, художник сделал 60 набросков. Сера посещал остров в течение шести месяцев — и когда он был полон отдыхающих, и когда там никого не было. Задача художника состояла в том, чтобы изучить, как отражается свет в разное время суток. На одном из этюдов к центральной части «Воскресного дня» можно увидеть эксперименты Сера с горизонтальными и вертикальными мазками, которые потом станут его фирменным стилем, а в истории искусств получат название пуантилизм.

Пабло Пикассо

«Алжирские женщины» и «Алжирские женщины» («Версия О») (1955)

В мае 2015 года работа Пабло Пикассо «Алжирские женщины» («Версия О») была продана с аукциона за 179,4 млн долларов, что сделало ее самой дорогой картиной в истории торгов. Она входит в серию из 15 картин под названием «От А до О», написанную под впечатлением от картины Эжена Делакруа «Алжирские женщины в своих покоях» (1834). Пикассо приступил к работе над серией после смерти своего друга и соперника Анри Матисса, который также вдохновлялся Делакруа. В «Версии Е» из коллекции Музея современного искусства Сан-Франциско изображены три женщины (вместо четырех в итоговой версии), лежащие в комнате, облицованной плиткой.

Джуди Чикаго

«Вирджиния Вулф» (1976) и «Званый ужин» (1979)

Зачастую при изучении культуры Западной Европы художественную композицию «Званый ужин» Джуди Чикаго оставляют без внимания. Однако пройти мимо нее довольно трудно: она выглядит как огромный треугольник, каждая сторона которого равняется примерно полутора метрам. А сам треугольник сделан в виде стола, за который приглашены 39 легендарных женщин — от Иштар до Эмили Диксон. На наброске того участка на картине, где должна сидеть писательница Вирджиния Вулф, изображен керамический цветок со страницами-лепестками, символизирующими творческую плодотворность писательницы. Из этих страниц выходит луч света — отсылка к одной из новаторских для того времени работ Вулф «На маяк» (1927). На наброске есть записи и пометки самой Джуди Чикаго о творческом наследии Вулф и выдуманные ситуации из жизни писательницы, например: «Медленно, не спеша, Вирджиния надела шляпу и пальто». Такая зарисовка с деталями и отсылками к различным культурным сюжетам сделана для каждой гостьи «Званого ужина», что создает яркий, живой и индивидуальный портрет каждой приглашенной к столу.

Фрэнк Гери

Проект стены со стороны воды Музея Гуггенхайма в Бильбао, Испания, (1991), Музей Гуггенхайма в Бильбао (1997)

Музей Гугенхайма в Бильбао, созданный известным деконструктивистом Гери, является, по мнению многих специалистов, наиболее значимым архитектурным сооружением в этом направлении, построенным с 1980 года. В нем хорошо видны отличительные черты стиля архитектора: разделенные на части разорванные прямоугольники, но в то же время здание укладывается в рамки традиционной архитектуры. Для визуализации своих идей Гери предпочитает делать наброски от руки, а не пользоваться сложными программами, что выделяет его среди других современных архитекторов. В нарисованном в свободной манере наброске музея в Бильбао мы можем увидеть, как Гери сначала представляет и прорабатывает форму здания и как в результате за пересечениями тяжелых линий и выступающих треугольников вырисовывается рыба. «Я понял, что [рыбы] очень архитектурные животные, — пишет Гери. — В них есть динамика, даже когда они не двигаются».

Кара Уокер

Зарисовка сфинкса (2013), без названия (2013–2014), «Деликатность» (2014)

В 2000-е годы инсталляция Кары Уокер «Деликатность» (2014) была одной из самых провокационных работ в мире искусства. Ее центральной фигурой является сфинкс, покрытый 30 тоннами кристаллизованного сахара, 11 метров в высоту и 23 метра в ширину. Сахарный сфинкс стал памятником «сладкому золоту», которое в XVII–XIX веках олицетворяло рабовладельчество. В скетчах Уокер видно, как художница старательно прорабатывает, вырисовывает части фигуры, характерные для афроамериканской женщины. «Мои наброски воплощают то, чего я никогда не хотела бы видеть: рабство, индустриальность, сахар, ожирение, использование безотходных технологий», — сказала Уокер, комментируя набросок к финальной версии сфинкса.