Темой 11-го международного фестиваля ландшафтных объектов «Архстояние» в «Никола-Ленивце» станет концепция убежища. В преддверии фестиваля, который пройдет с 22 по 24 июля, T&P попросили его куратора Антона Кочуркина рассказать, откуда берет начало концепция убежища и как художники собираются воплощать ее на территории деревни в Калужской области.

Двадцать лет назад Никола-Ленивец стал своеобразным убежищем для художников и архитекторов, которые в 90-х искали спасение и покой от городов и того, что в них происходило. В тот момент, когда где-то был бурный рост, а где-то, наоборот, разорение и слом всех устоев и догм, несколько человек выехали в Ленивец в поисках укрытия. Художник Николай Полисский начал делать здесь произведения искусства, архитектор Вася Щетинин — строить дома, а остальные — морально поддерживать все происходящее в деревеньке и отдыхать.

Сегодня это совсем другое пространство. Его нельзя назвать убежищем в том же смысле, что 20 лет назад. «Никола-Ленивец» приобрел статус туристической Мекки, всемирно признанной выставки, куда едут люди со всего света. Искать здесь тишину и покой, которые были тогда, невозможно. Это уже место, наполненное множеством культурных слоев, которое прошло через разные перипетии, встав на уровень культурных институций не только страны, но и мира. Тема убежища — напоминание о некоторой сущности «Ленивца». Вместе с тем «Ленивец» — еще и художественная вольница, суть которой мы бережем. Человек, приезжая сюда, приобщается к творчеству, многие не художники начинают здесь творить, а художников (признанных или нет — неважно) «Ленивец» вдохновляет на новые жесты и проекты, которые зачастую выносят авторов на пьедестал.

5 объектов фестиваля «Архстояние-2016»

«Теневой павильон»

Ирина Корина и Илья Вознесенский

Объект российской художницы Ирины Кориной — одно из самых ярких воплощений убежища из-за размера и материалов, из которых он сделан. Шишка из металлического скелета и 33 укрепленных на нем оборонительных полицейских щита соразмерна укрытию, способному защитить человеческое существо. Элементы орнамента повторяются и похожи на матрешку, напоминая о русских сказках.

Антон Кочуркин:

В этом году у нас появляются совершенно неожиданные проекты как по формату, так и по содержанию. Мы используем новые для фестиваля материалы. Сейчас мы отступаем от концепции деревянного искусства, которой мы запомнились Европе, однако контекстуальность по-прежнему присутствует. Авторы, с которыми мы работаем, исследуют территорию «Ленивца», их объекты предназначены для конкретного места и времени, они созрели именно здесь и реализуют общую тематическую канву. Объект Ирины Кориной можно назвать самым ярким воплощением убежища в смысле материала и формы: это шишка, которая ощетинилась от всего мира. Она выполнена из полицейских щитов, из металла — материала, который в чистом виде никогда в «Ленивце» не использовался.

«Личная вселенная № 5»

Дмитрий Жуков

Объект Дмитрия Жукова можно назвать символическим воплощением убежища. По мнению художника, укрытием для человека может служить не место на карте, а его сердце, в котором, как эти полосы металла, сплетаются его воспоминания и чувства. Отсекая все лишнее, эти полосы скрывают зрителей-беглецов от мира и оставляют их наедине с собой.

Антон Кочуркин:

Дмитрий Жуков — автор из Карелии, делает объект полностью из железа. У него собственная техника: целый лист толстого металла раздирается на полосы, создавая ощущение, что перед тобой то ли плавленая дамасская сталь, то ли разодранный исполинской силой лист.

«Обитаемое вещество»

Елена и Дмитрий Каварга

Конструкция состоит из синтетических материалов, которые никогда не использовались в «Ленивце» — полимеров и композитов, полиэфирной смолы и стекловолокон, — так что воспринимается как живое существо. «Обитаемый» объект потому, что его пространства достаточно, чтобы скрыться от суеты и проникнуться аудиоинсталляцией от Kryptogen Rundfunk.

Антон Кочуркин:

Уже в течение некоторого времени мы переживаем острые политические баталии со взаимными экономическими санкциями, стрессовым информационным фоном. Люди были напуганы ожиданием войны, и нельзя сказать, что сейчас ситуация стала мирной. Мы как международный фестиваль противопоставляем политике творчество, которое созревает и создается в «Ленивце». Наш фестиваль не признает военных границ, политических лагерей, мы за другое — за художественные смыслы, которые пронизывают всю нашу общепланетарную культуру. Мы отстаиваем миротворческую позицию. И, говоря об убежище, мы имеем в виду не ДОТ, в котором нужно сидеть и отстреливаться, а укрытие, которое поможет сохранить жизнь ради чего-то большего.

«Зиккурат» и «Трайбл»

Эти два объекта в ночь с 23 на 24 июля станут площадками для музыкальной программы и воплотят метафору двух идейно противоположных лагерей. Сцена «Зиккурата» станет центром техно и индустриального звука, а «Трайбл» — шаманским лагерем для ритуальных танцев и общения с духами с помощью модульных синтезаторов. Среди приглашенных техно-музыкантов — британские группы Demdike Stare и Lakker, аудиовизуальный дуэт Andron Nikolaev; на сцене «Трайбла» выступят M. Geddes Gengras из Лос-Анджелеса, Moa Pillar и Suokas.

Антон Кочуркин:

В этом году у нас две музыкальные сцены. В качестве концертной площадки впервые будет использован «Зиккурат», на крыше которого будут играть музыканты. Куратором музыкальной программы выступит Андрей Морозов, его программа также посвящена теме убежища и основана на противопоставлениях: одна сцена будет в красных тонах, другая — в темных. Помимо архитектурной и музыкальной частей, зрителей ждет событийная программа. Это перформанс последовательницы Марины Абрамович Ольги Косманидзе, которая опубличит данный себе обет в перформансе «Зона комфорта» в арке Бернасокни. В противоположной части парка откроет свой «секретный перформанс» Оля Кройтор. В этом году рекордное количество новых качественных объектов, расползающихся по большой территории. Во время своей променад-экскурсии театральный режиссер Юрий Муравицкий представит цепочку действий в разных местах парка, которая поможет восприятию, свяжет в единый сценарий всю территорию и объединит геометрию расположения объектов в единое целое. Курс Муравицкого продолжает линию поиска новой сакральности, его актеры будут волхвами в белых халатах и противогазах. Кроме этого перформанса, зрителей ждет представление Школы вокальной импровизации, которое наполнит и оживит пространство «Ленивца» вокальным пением, о чем я давно мечтал. Это возвращение к самому естественному и самому трепетному музыкальному инструменту, голосу, сподвигнет музыкантов и зрителей проделать путь от страха к покою через расширение границ, идущих от внутреннего «я». Если опыт будет удачным, то в следующем году это разовьется в большой вокальный перформанс, а пока этот перемещающийся звучащий эксперимент наполнит пространство парка, как живая вода, которая сохранилась в убежище.

«Мост»

Дмитрий Ликин и Олег Шапиро, бюро Wowhaus

Объект архитектурного бюро Wowhaus — это символ союза природы и разума и нынешнего «Архстояния» с фестивалем следующего года, темой которого станет объединение берегов. Мост соединяет берег деревни Звизжи с берегом ландшафтного парка «Никола-Ленивца», так что речку теперь не нужно будет обходить. Простая и гибкая конструкция моста гармонично вписана в природную среду: объект становится ее частью, видоизменяясь вместе с ней.

Антон Кочуркин:

Сейчас «Никола-Ленивец» переживает не лучшие времена: у нас нет попечителей и инвесторов или институций, которые поддерживали бы нас финансово. Можно сказать, что сейчас эпоха для нас героическая, потому что все средства, которые мы находим для реализации таких грандиозных проектов, — это помощь тех, кто к нам приезжает, покупает билеты. Уникальный случай в мировой практике, когда качественные искусство/архитектура создаются на выручку от проданных билетов и посильную помощь спонсоров, которые помогают материалами. Спасибо за это нашим зрителям и партнерам. Одна из главных черт фестиваля — вовлечение местных жителей в его работу и организацию. Они помогают нам с охраной, едой, проживанием и многим другим, то есть это уже понятные и прозрачные отношения для всех. Из местных художников мы работаем с артелью Николая Полисского. На «Архстоянии детском» Николай и Никола-Ленивецкие промыслы представили проект «101 гиперболоид». Для «Убежища» Николай возведет свою знаменитую арку — объект, который ранее уже был представлен на площадке Политеха, а в этом году появится в «Никола-Ленивце». Важно сказать, что нам очень помогают волонтеры. В прошлом году их было 40 человек, в этом году больше. Роль волонтеров возрастает каждый год. Все вкладываются в фестиваль, в его территорию, это вселяет еще большую уверенность, что все получится.