Адам Ньюманн и Мигель Маккелви, основатели сети коворкингов WeWork, сделали ставку на альтернативу офисам, когда экономический кризис в США вытолкнул из рабочих пространств часть резидентов. Стартап силами двоих компаньонов нашел отклик у подрастающих миллениалов: сегодня сеть WeWork объединяет 50 тысяч человек, которые работают по-новому в 177 точках, 32 городах и 13 странах мира. Бизнес двух предпринимателей оценивается в 16 миллиардов долларов. В рамках спецпроекта «Рабочая среда» T&P рассказывают, как архитектор и финансовый агент собственной сестры-модели навсегда изменили правила игры на рынке аренды офисных помещений.

Образ жизни как услуга

Партнер спецпроекта Juwoto — сервис, который позволяет свободному человеку найти свое пространство для работы.

Коворкинги будто естественным образом встроились в картину мира современного профессионала — представителя поколения миллениалов, у которого нет потребности в большом офисном пространстве (как и кредита на его долгосрочную аренду), но есть стремление к самовыражению и общности. Аудитория новых офисов не ограничивается предпринимателями-одиночками и группами бизнес-энтузиастов: компании со стажем с интересом повернули головы в сторону компактных офисных пространств. Среди корпоративных клиентов сети WeWork — гиганты PepsiCo, American Express, Silicon Valley Bank, Cognizant, Merck и консалтинговая компания KPMG, которая держит за собой 75 рабочих столов в отделении WeWork на Манхэттене. Крупный бизнес небезосновательно считает, что коворкинги — это хабы перемен, и лучше быть в эпицентре, чем читать о трендах в СМИ. Помимо прочего, коворкинги — это источник новых клиентов.

Вступить в ряды WeWork можно на разных условиях — от формата Hot Desk для арендаторов любого свободного стола до оборудованного компактного офиса вместимостью до 100 человек. Оказавшись в сети, новобранец получает доступ ко всем бонусам, которых у WeWork целая коллекция: групповые страховые программы, HR-услуги, бухгалтерия, платежные сервисы, веб-хостинг и пиво (последнее — бесплатно и в любое время дня).

WeWork в Нью-Йорке

WeWork в Нью-Йорке

Каждую неделю на площадках WeWork представители разных индустрий общаются с начинающими предпринимателями, периодически устраивают лайф-коучинг сессии, встречи tech-talks и демо-дни, так что WeWork — это еще и площадка, где можно показать прототип или готовое решение инвесторам, рекламщикам, партнерам. Идеи можно обсуждать и в неформальной обстановке книжного клуба, соревнований по пинг-понгу, классов сальсы, йоги и медитации, охоты за пасхальными яйцами, дегустации вин, киновечеров и других мероприятий вроде викторин. В каждой локации WeWork есть свой комьюнити-менеджер, который отвечает за богатство факультативной программы.

WeWork в Бостоне

WeWork в Бостоне

Мобильное приложение WeWork объединяет 50-тысячную семью коворкеров по всему миру. Это и соцсеть, и инструмент продвижения услуг, и поисковик возможностей для развития бизнеса, и афиша всех событий. Компания ежегодно проводит летний лагерь для предпринимателей в горах Адирондак на северо-востоке штата Нью-Йорк. Одним словом, создатели делают многое для того, чтобы «физическая социальная сеть», как называет WeWork сам Адам Ньюманн, выполняла свою функцию: объединяла поколение личностей в сообщество нового формата. Адам, детство которого прошло в израильском кибуце, знает о комфортном совместном существовании не понаслышке.

1,5 миллиарда долларов к 37 годам

Адаму Ньюманну 37, в 2015-м он занял 16-ю строчку в списке богатейших предпринимателей США в возрасте до 40 лет. Его личное состояние оценивается в 1,5 миллиарда долларов, которые он заработал на собственном бизнесе WeWork, то есть за последние шесть лет.

Адам Ньюманн
Адам Ньюманн

В 2001-м Адам переехал в Нью-Йорк из Израиля вслед за сестрой-моделью и несколько лет работал ее финансовым агентом, параллельно пытаясь открыть собственную линию детской одежды. Предпринимательское прозрение посетило его в начале 2008 года, когда из соображений экономии он начал сдавать рабочее место в своем офисе. Чуть позже он снимет этаж в офисном здании, а его приятель, архитектор Мигель Маккелви, разработает планировку и дизайн пространства, которое поделят на 15 офисов. Так возникла их первая коворкинг-компания Green Desk, которая развивалась на фоне финансового кризиса в США. Люди лишались работы, уходили на фриланс и нуждались не только в крове, но и в причастности к профессиональному сообществу. Именно этот набор услуг предлагали компаньоны Ньюманн и Маккелви. Через год они продали свою долю владельцу офисного здания, в котором расположился Green Desk, и занялись подготовкой к открытию собственного бренда. Первое пространство WeWork открылось в районе Сохо в Нью-Йорке в 2010-м. Последователь каббалы, Ньюманн вкладывает в свой бизнес намерение изменить мир к лучшему. Он верит, что успех, деньги и счастье — неизменные спутники любви к собственному делу. Полтора миллиарда долларов служат тому доказательством.

Airbnb и Uber рынка коммерческой недвижимости

WeWork сравнивают с Airbnb и Uber, аргументируя этот тезис масштабом перемен, которые пришли в индустрию аренды офисных помещений вместе с компанией. Ньюманн и Маккелви уверены, что покупка недвижимости — это «медленный бизнес». Гораздо маневренней арендовать пространства по сниженной цене (поскольку это сразу несколько этажей в здании), делить их на новые функциональные зоны и пересдавать арендаторам готовые решения (отдельные рабочие места или полноценные офисные помещения) за ежемесячную плату. Бизнес-модель работает: WeWork оценивается в 16 миллиардов долларов, занимая шестое место в списке стартапов стоимостью выше одного миллиарда. Uber стоимостью 68 миллиардов — на первом месте, Airbnb — на третьем ($25,5 млрд).

В WeWork верят инвесторы: в марте 2016 года общий объем финансирования, полученного стартапом, составил 1,4 миллиарда долларов. WeWork, в свою очередь, верит в города с высоким уровнем IQ, где и открывает новые представительства. Сейчас сеть объединяет 177 пространств в 13 странах мира: США, Великобритании, Израиле, Франции, Германии, Гонконге, Канаде, Австралии, Мексике, Голландии, Южной Корее и Китае. Следующим пунктом в планах на расширение стоит Индия. К 2018 году WeWork планирует вырасти до 376 офисов по всему миру.

Конечно, компания — не монополист, в бизнесе новых офисных пространств есть заметные игроки — например, компания Regus, возникшая еще в 1989 году, ближайший конкурент WeWork из классической отрасли управления коммерческой недвижимостью. На волне популярности новых пространств Regus отдала четверть своих площадей под коворкинги. Но Адам Ньюманн утверждает, что WeWork конкурирует не с другими коворкингами, а с офисами, а это $15-триллионный бизнес только на территории США.

Дополненная реальность

На офисах амбиции WeWork не закончились, и в 2016 году компания открыла кибуцы городского типа — пространства для совместного проживания WeLive, которые отвечают базовым принципам WeWork: личный угол (квартиры или студии под аренду) дополняется общей территорией, услугами (клининг, прачечная) и совместным времяпрепровождением (фитнес- и йога-классы, караоке, киновечера и другие вечеринки). Первые тестовые коливинги заработали в Нью-Йорке и Вашингтоне.

Столовая в коливинге

Столовая в коливинге