В рейтинге стран по удобству ведения бизнеса Россия занимает 81-е место из 144, а Всемирный экономический форум ставит нам 3,8 балла из 7 возможных по степени сложности ведения бизнеса и 3,3 из 7 — по развитию инноваций. Начинающим предпринимателям приходится нелегко из-за высоких налогов, неоднозначной нормативной базы и слабой защиты интеллектуальной собственности. В коворкинге DI Telegraph таких смельчаков называют пиратами, чей здоровый авантюризм толкает на исследование неизвестного. Продолжаем серию материалов «Рабочая среда» рассказом о том, какую роль в судьбе креативного класса в России играют пространства для совместной работы, и бонус-подсказками DI Telegraph всем, кто готовит питч для инвестора.

Российские коворкинги и их обитатели

Партнер спецпроекта Juwoto — сервис, который позволяет свободному человеку найти свое пространство для работы.

Большая часть коворкингов в стране приходится на Москву, где потребность в инфраструктуре, способствующей реализации креативных идей, высока. В городе можно найти нестандартные компетенции и сформировать команду, стать частью профессионального сообщества, найти подходящий акселератор и профильного инвестора. Оговоримся, что «большая часть коворкингов в стране» — это всего лишь 50 с небольшим живых столичных рабочих пространств, в регионах их гораздо меньше: есть несколько в Екатеринбурге, Тюмени, Казани, Санкт-Петербурге.

Коворкингов мало, но и предпринимателей в России немного, а креативный класс и того меньше. В стране чуть больше 2,4 миллиона индивидуальных предпринимателей, почти 2 миллиона микропредприятий со штатом менее 15 человек и 242,7 тыс. малых предприятий со штатом от 16 до 100 человек. По данным Small Business Administration, на территории США действует 28 миллионов только малых предприятий, которые дают 55% всех рабочих мест.

Логично, что креативный класс (то есть творческие профессионалы из научной и технической сферы, архитекторы и дизайнеры, специалисты, занятые в образовании и искусстве, представители hi-tech индустрии), к которому принадлежат большинство коворкеров, еще меньше, чем класс предпринимателей. Согласно индексу креативности Global Creativity Index, который подсчитывает Институт процветания Мартина Ротманской школы управления Университета Торонто, Россия находится на оптимистичном 38-м месте, а в первую пятерку входят Австралия, США, Новая Зеландия, Канада и Дания. Индекс креативности включает оценки по таким параметрам, как концентрация талантов, развитие технологий и уровень толерантности в обществе. Творческих профессионалов не так много и во всем мире, и это подтверждает перепись коворкеров: Global Coworking Survey в 2016 году обнаружила всего 735 тысяч резидентов.

Несмотря на то что коворкинги в России — штучный товар, стартапам и фрилансерам есть где разместиться. Среди крупных игроков этого рынка в Москве — «Рабочая станция», DI Telegraph, тех-хаб KL10CH, #tceh, коворкинг-хостел «Дерево», Flacon Coworking, Cabinet Lounge, Start Hub и другие (WeWork в Россию пока не пришли). Из недавно открытых мест — Deworkacy на «Красном Октябре». В развитии отрасли активно поучаствовало государство: в 2012 году мэрия Москвы запустила программу «Москва. Коворкинг 2.0» для создания «благоприятных условий для работы независимых профессионалов и для развития новых бизнесов в реальном секторе экономики». Первым госковоркингом стал «Клуб Нагатино» — самый крупный в России на момент открытия. Один за другим формировались акселераторы гособразца — при МГУ, ВШЭ, РВК, ФРИИ. О том, как живется московскому коворкингу в 2016 году, мы поговорили с Марией Уваровой, генеральным директором DI Telegraph:

Мария Уварова
Мария Уварова

— DI Telegraph — это два бизнеса в одном: мы работаем как коворкинг на ~200 рабочих мест и как площадка для проведения событий самого разного формата для аудитории до 500 человек (в 2015 году — 270 мероприятий). За 2,5 года мы пришли к такой статистике: 466 уникальных коворкеров-одиночек, среди которых, например, «человек-команда» Ричард Крейцман —директор и бессменный лидер Maverick Oil and Gas. Но чаще всего фрилансеры — это переменная величина, они сильно зависят от сезонности и наличия проектов. Постоянство наблюдается в командах с полугодовым циклом жизни, которые уже получили посевное финансирование. У нас размещались от 32 до 52 команд-резидентов, самая многочисленная из которых насчитывает 38 человек, и это команда медиаплощадки Slon.ru. Сейчас в DI Telegraph работают 36 команд в среднем по 11–12 человек, но и до конца года еще далеко — впереди традиционно активные осенние месяцы, когда приходят новые люди. Средняя продолжительность резидентства — от четырех до семи месяцев в году.

DI Telegraph

DI Telegraph

Среди команд DI Telegraph — разработчики веб-сайтов и мобильных приложений Astroshock; сервис для поиска экскурсий и других приключений по всему миру VIVAster; медиаплощадка Slon.ru; «М. Видео», которые отсадили в коворкинг проектную команду, затевающую что-то интересное; фонд «Протяни руку»; венчурный фонд Enchant VC; создатели онлайн-платформы для профессионалов индустрии моды и дизайна Trendsquire; школа программирования Moscow Coding School. Здесь же сидят разработчики чат-бота Find Attractions — решения на стыке технологий искусственного интеллекта и нейросетей, которое поможет пользователю по фотографии узнать, что за место или достопримечательность ему так понравились в инстаграме или на любом другом сайте. В конце июня команда выиграла AngelHack Moscow, а теперь едет на 12-недельный акселератор и глобальный Demo Day в Сан-Франциско.

Ассимиляцию новых команд коворкинг берет на себя — устраивает вечеринки, экскурсии или ужины, которые позволяют интегрировать новых участников в «семью».

DI Telegraph

DI Telegraph

Сила притяжения

35 панорамных окон здания Центрального телеграфа, в котором расположился коворкинг, не только освещают площадку в любое время года, но и притягивают инвестиции для своих резидентов. За время работы в коворкинге команда DriveBack, которая разрабатывает инструменты персонализации сайтов для интернет-магазинов, привлекла 10 млн руб. Международный сервис для поиска попутчиков BlaBlaCar получил $100 млн инвестиций за то время, что работал в коворкинге Dream Industries. Команда Trucker Path, создатели мобильного приложения для дальнобойщиков, получили $1,5 млн инвестиций.

— Российский коворкер — это первооткрыватель, в каком-то смысле авантюрист, человек, способный пуститься в плавание и не знать, достигнет он земли или нет. Он может быть дизайнером, маркетологом, кодером, медийщиком, инженером. Пока он в меньшей степени продавец, но это поправимо, нужно чуть больше времени, — комментирует Мария.

В коворкинг приходят акселераторы, внутренняя ресурсная система настраивается на проведение образовательных сессий для резидентов, которые бы учили команды правилам хорошего питча, маркетингу и другим премудростям бизнесоведения. Уже провели 32 встречи Moscow Tech Meetup с привлечением инвесторов, предпринимателей и экспертов. Помимо бизнес-асан от ведущих гуру своего дела, в DI Telegraph можно прийти на классическую йогу (занятия возобновятся осенью).

Elevator pitch: бонус-подсказки от DI Telegraph

Презентацию перед инвестором нужно готовить заранее, а построить каркас удачного питча можно по следующим ориентирам:

1) Кто вы, что вы делаете и для кого вы это делаете? 140 символов текста и лого.

2) Какую проблему решает ваш сервис/продукт и каким образом? Оцените размер рынка вашего продукта.

3) Сколько денег потребуется, чтобы открыть бизнес?

4) Какими каналами продаж воспользуетесь, как организуете маркетинговую кампанию?

5) Оцените финансовые перспективы: доходы, расходы и прибыль.

6) Расскажите инвестору о целевых ориентирах (первый контракт — первый миллиард пользователей сервиса — Fortune 500).

7) Кто в вашей команде?

8) Кто ваши партнеры?