Ни для кого не секрет, что наш великий и могучий язык постоянно становится жертвой творений нерадивых писателей и без конца нуждается в помощи блюстителей чистоты. T&P публикуют главу о штампах из книги основателя сервиса «Главред» Максима Ильяхова и соавтора популярной «Рассылки Главреда» Людмилы Сарычевой «Пиши, сокращай: Как создавать сильный текст», которая выйдет в издательстве «Альпина Паблишер» в начале октября.

Максим Ильяхов

основатель сервиса «Главред»

Не повторять за другими

Начнем с примера:

Ни для кого не секрет, что штампы — это самая что ни на есть характерная черта русского языка. Это единственная в своем роде проблема: ничто так не загромождает великий и могучий русский язык, как появляющиеся как грибы после дождя штампы. Повальное увлечение штампами сейчас переживает взрывной рост. Хотя не будем забывать, что издревле на Руси пользовались штампами — однако именно сейчас число штампов растет как на дрожжах, а новые штампы появляются в языке как гром среди ясного неба.

Теперь менее нарочитый пример, ближе к реальности. Выделяем только штампы, остальное не трогаем:

Штампы по праву считаются серьезной проблемой современного языка. С виду обычные слова, они делают текст неинформативным и перегруженным. Каждый из нас встречает их в повседневной жизни и зачастую не может не раздражаться от их повсеместного использования. Но, справедливости ради, штампы уже неоднократно становились объектом нападок со стороны блюстителей чистоты русского языка.

Штамп — это популярное устойчивое словосочетание, смысл которого либо неясен, либо можно выразить одним словом. Штамп легко узнать по тому, как от него в тексте создается особое ощущение: рекламности, официальности, журнальности или еще какое-нибудь. Если вы читаете текст и в нем вдруг густо запахло Союзом журналистов РСФСР — кто-то накидал в него штампов.

Штампы — все, что знакомо

Штампы знакомые. Читатель встречал их в СМИ и в интернете, писал в школьном сочинении или слышал на собрании политбюро:

Штамп — Не штамп:

Жизнь бьет ключом. — Жизнь тарахтит всеми клапанами. Жизнь цветет, как дикий боярышник.

Раскрасил всеми цветами радуги. — Раскрасил всеми цветами из набора детских красок «Гамма».

Человеку интересно все новое и скучно от всего обыденного. Штампы по определению обыденные. Это только кажется, что выражение «всеми цветами радуги» интересное и творческое — на самом деле оно настолько затерто, что еще при Брежневе вызывало зевок. Если текст перегружен штампами, читатель быстро потеряет интерес. Он почувствует, что автор здесь налил водички, ничего стоящего в тексте не будет. Давайте выключим здесь выделение штампов — интересно читать такую статью?

Ни для кого не секрет, что издревле наша великая держава славилась своими умами! Сколько светлых голов взрастила земля Русская! Как писал классик, «может собственных Платонов и быстрых разумом Невтонов Российская земля рождать». Примечателен тот факт, что именно в недрах и на просторах нашей великой державы были порождены такие выдающиеся изобретения человечества, как радио и космические спутники.

Сравните с таким началом: «Россия теряет инженеров — в том числе программистов». Сразу к делу, без соплей и прелюдий. Штамп обозначает одно слово, но выражается несколькими:

Штамп — Не штамп:

Купил компанию со всеми потрохами. — Купил всю компанию. Сварил суп с костями и потрохами.

Ученые ломают голову над проблемой перенаселения. — Ученые работают над проблемой перенаселения.

Мы одержали победу. — Мы победили.

Штамп — противоположность информативности. То, что сказано на восьми строках, можно было сказать на четырех:

Мы двигались к завершению проекта семимильными шагами, и вот уже не за горами был финал, как вдруг, как гром среди ясного неба, нас застала новость о преждевременной кончине нашего инвестора Ивана Иосифовича.

Когда мы узнали о смерти нашего инвестора Ивана Иосифовича, до конца проекта оставалось две недели.

Штампы не делают текст богаче по смыслу. Наоборот: вместо того, чтобы сказать четко и без кривляний, они наводят морок. Текст со штампами не становится более человечным, заботливым или добрым. В тексте те же мысли — просто высказанные бóльшим количеством слов. Он даже красивее не стал — здесь используются отборные скучные штампы.

Газетные штампы

Газетные штампы пришли из печатных и онлайновых СМИ. Неопытные журналисты заучивают их, чтобы звучать профессионально. Но в языке такие штампы выглядят нелепо, особенно если фразы вынесены из архивов советской прессы:

В первый день лета в стенах Московского технологического института состоялось традиционное вручение дипломов выпускникам. С сегодняшнего дня новоиспеченные инженеры начнут свою трудовую жизнь на ниве служения обществу. На празднике царила атмосфера дружбы и радости. Виновники торжества со слезами на глазах попрощались с беззаботной студенческой жизнью, получили наставление от старших товарищей, и для них началась настоящая взрослая жизнь.

Неопытные журналисты любят газетные штампы, потому что с ними плохой текст выглядит более профессионально. Но настоящий журналист — не тот, кто владеет штампами, а тот, кто владеет фактами:

1 июня в МТИ вручали дипломы выпускникам набора 2010 года. Дипломы получили 100 инженеров электроники, 200 программистов и системных архитекторов, 80 инженеров информационной безопасности и 300 инженеров других специальностей. По данным МТИ, 75% выпускников этого года уже работают по специальности. Рабочие места предоставили партнеры МТИ: Яндекс, Сбербанк и МТС. Четверть выпускников военной кафедры МТИ уже работают в Минобороны. «Нам важно, чтобы наши студенты сразу после выпуска имели возможность работать по специальности. Для этого мы подключаем потенциальных работодателей еще на третьем-четвертом курсе», — прокомментировал ректор…

Благодаря подобранным фактам этот текст сообщает читателю: «После МТИ выпускники получают высокооплачиваемую работу». Эта задача решается без красивых фраз и штампов. К сожалению, работа с фактами не исключает манипуляцию мнением читателя. В примере о выпускниках МТИ мы специально отобрали факты, которые говорили бы только о хорошем. Какие-то факты могли быть ложью. Тем не менее доверия к такому тексту больше, чем к штампованной мазне.

А как быть с журналистикой мнения? С колонками, рецензиями, рассуждениями? Все то же. В хорошей журналистской колонке главное не красивые слова, а мысли автора. Если они есть, достаточно изложить их простым языком. Если мыслей нет, то колонке не помогут украшательства:

Безусловно, написан этот роман в лучших традициях магического реализма, и только слепой не заметит в нем отсылки к мастерам этого жанра. Однако не стоит забывать, что место действия романа — Россия, что, безусловно, накладывает отпечаток

В предыдущем примере много написано, но ничего не сказано. Журналист будто стесняется сказать что-то внятное, чтобы не показаться дураком. Свою неуверенность он прикрывает штампами, но текст пустой. Сравните с этим фрагментом:

Чтобы понять этот роман, нужно сначала прочитать «Сто лет одиночества» Маркеса и статью на Википедии о магическом реализме. Это такое литературное течение с основной идеей, что мир волшебный и это нормально. В книгах такого рода герои смотрят на чудеса, как на что-то обыденное. И вот: слесарь Захаров живет в общаге на окраине поселка. Однажды к нему в комнату заселяется вобла, которая видит будущее.

В этой рецензии слова вроде простые, но говорится о непростых вещах. Журналист намеренно сбивает градус помпезности, чтобы сделать свою мысль более доступной. Он говорит не «Почувствуйте, какой я умный», а «Люди, тут интересно, приходите сюда». Текст звучит дружелюбнее, его прочитают больше людей, они купят роман, лучше его поймут и будут рекомендовать другим. Текст решит задачу. От штампов трудно избавиться. Мы привыкли, что текст на публику должен звучать как-то по-особенному: умно, респектабельно, круто. Но круто не надо. Респектабельно не надо. Надо полезно и уважительно. Лучшая статья — не та, после которой читатель сказал «Как красиво написано», а та, после которой он сделал то, что вы хотели.

Бытовые штампы

Бытовые штампы — фразочки, которые настолько прочно вошли в обиход, что уже не вспомнишь, откуда они взялись. Опасность в том, что их чертовски трудно выявить:

Сейчас на каждом шагу жулики, пройдохи и проходимцы. Куда ни глянь — всюду так и норовят обмануть. Едва ли не каждый второй — бизнес-консультант или коуч личной эффективности. Честно говоря, этот пресловутый инфобизнес уже вот где сидит.

Кажется, что этому не будет конца, но уже скоро это сойдет на нет, но пока что волшебным образом этого сброда становится все больше. Но поживем — увидим, во что это выльется в ближайшем будущем.

В конце концов, есть же среди них и нормальные люди, которых просто завела кривая в инфобизнес. Так или иначе, они разберутся.

Бытовые штампы безобидны во всем, кроме длины. Чаще всего эти многословные конструкции ужимаются до одного слова:

Несколько слов:

На каждом шагу
Куда ни глянь
Сплошь и рядом
Каждый второй
Каждый встречный

Одно слово:

Все, везде, каждый

Несколько слов:

Одному ему понятным образом
Волшебным образом
Как по волшебству

Одно слово:

Неясно

Несколько слов:

Уже вот где сидит
Глаза б мои не видели

Одно слово:

Утомило, надоело

Корпоративные штампы

Корпоративные и рекламные штампы — затертые фразы с сайтов, буклетов и наружной рекламы. Неопытные авторы стараются использовать их как можно чаще, чтобы звучать профессионально. Но профессионализм не в этом. Посмотрите на эту рекламу:

Добро пожаловать на сайт компании «Штамп-3000»! Наша команда единомышленников с радостью выполнит работы любой сложности в кратчайшие сроки под ключ. Мы работаем для вас, чтобы решать задачи вашего бизнеса максимально эффективно. Нашу команду профессионалов отличает честность и порядочность, а комплексный подход ко всему, что мы делаем, позволил нам завоевать доверие крупнейших компаний на рынке. За последнее время мы существенно расширили географию продаж, а наш высокий профессионализм был отмечен наградами и премиями многих российских и международных конкурсов. Мы станем вашим надежным партнером и верным спутником во всех ваших начинаниях!

У компании, может быть, действительно профессиональная команда порядочных и честных людей. Но так как такие слова о себе пишут все, читателю текст ничего не сообщает. Фразы теряют силу, становятся мусором, а текст — пустым. Перечитайте пример и ответьте себе на вопрос: «Чем занимается эта фирма?» Справедливости ради, штампованный текст не означает, что клиент развернется и уйдет. Если у компании подходящий продукт по приемлемой цене, а продавцы хорошо работают, то унылый рекламный текст ничему не навредит. Клиенты ведь покупают не текст, а продукт. Есть в жизни вещи гораздо более важные, чем реклама. Тем не менее как авторы мы обязаны писать лучше.

Чтобы сделать заштампованный рекламный текст интересным, придется вместо штампов поставить что-то полезное и свежее:

Штамп — Интересное:

Команда единомышленников, объединенных общей целью. — Компанию основали выпускники МФТИ в 2010 году. На старших курсах мы вместе создали технологию шифрования данных, которая сейчас работает в МТС…

Работы любой сложности. — Мы любим сложные задачи, но поможем и с простыми. Нам интересно оборудовать завод, ангар или нефтехранилище, но мы возьмемся и за офис, и за квартиру, и за частную школу.

Решать задачи бизнеса. — Мы делаем так, чтобы ваши службы безопасности мгновенно узнавали об авариях на производстве и могли сразу на них среагировать: вмешаться лично, включить автоматику или вызвать спасателей.

Неопытные писатели и многие их клиенты уверены, что корпоративные штампы добавляют тексту респектабельности. Но серьезность компании придают не красивые слова, а сильные факты. Если у компании есть достижения, то о них можно рассказывать и без пафоса:

Мы проектируем спутники и ракеты-носители для Роскосмоса. Создаем надежные и безопасные ракеты, экологичные системы выведения на орбиту. Иногда в процессе открываем новые материалы, которые становятся основой потребительских продуктов: электроники, посуды и бытовой техники. Наши двигатели стоят в пылесосах «Тайфун» и «Черная дыра», а созданное в нашей лаборатории водоотталкивающее покрытие входит в состав всех средств для ухода за обувью.

Согласны, это нечестно. Любая компания будет выглядеть хорошо, если она запускает ракеты. Пусть у нас будет не космическое КБ, а диспетчерская дома быта:

Мы — диспетчерская домашних мастеров. Если у вас течет кран, искрит в розетке, вы хотите повесить полку или прочистить канализационную трубу — наши мастера помогут. Мастера приезжают круглосуточно в удобное для вас время. Если у вас авария, мастер приедет через сорок минут или быстрее. Диспетчерская работает круглосуточно и без выходных, в том числе в ночь на 1 января и 1 мая. Если 31 декабря в восемь вечера у вас потекла труба, к десяти мастер ее починит, и Новый год вы встретите без протечек.

Но что если мы не работаем 31 декабря и 1 января?

Диспетчерская работает круглосуточно и без выходных, кроме двух дней в году: 31 декабря и 1 января. Если в эти дни у вас произошла авария, звоните в диспетчерскую ЖЭК или ТСЖ. В остальные дни — звоните нам в любое время.

Идея не в том, чтобы наобещать того, что компания не может выполнить. Идея в том, чтобы рассказать правду и не прятаться за трусливыми штампами:

Наша компания оказывает услуги в области бытового ремонта и устранения аварий бытового характера в кратчайшие сроки. Мастера высочайшего класса приедут к вам по первому требованию и окажут услуги экстренного бытового ремонта качественно и в срок. Мы — одни из лидеров рынка бытовых услуг: за долгие годы работы мы завоевали доверие тысяч клиентов по всему городу!

Главная беда штампов в рекламе — кто угодно может их использовать. Если вы написали о себе со штампами, то точно такое же о себе может написать любая другая компания. Посмотрите на этот рекламный текст со штампами. Мы замазали в нем ключевые слова, и теперь на их место можно подставить любые другие, и текст будет о другом. Но если текст может быть о чем угодно — этот текст ни о чем. Это пустословие:

Наша компания оказывает услуги в области бытового ремонта и устранения аварий бытового характера в кратчайшие сроки. Мастера высочайшего класса приедут к вам по первому требованию и окажут услуги экстренного бытового ремонта качественно и в срок. Мы — одни из лидеров рынка бытовых услуг: за долгие годы работы мы завоевали доверие тысяч клиентов по всему городу!

Побеждайте правдой, а не словами.

Паразиты времени

Паразиты времени — еще одна группа штампов. Чаще всего встречается у бюрократов, формалистов и неопытных журналистов. Паразиты времени стоят в начале предложения и указывают на настоящее время:

В наши дни во всем мире все большую актуальность приобретает проблема нехватки питьевой воды.

В современной России все острее чувствуется необходимость реформы школьного образования.

Автор использует паразиты времени, чтобы подчеркнуть актуальность темы. Кажется, что если проблема актуальна сейчас, то она становится острее и привлекает внимание. Но в русском языке настоящее время — это время «по умолчанию»: если не сказано иное, мы воспринимаем текст в настоящем.

В наше время вузы выпускают специалистов, не готовых к работе. — Вузы выпускают специалистов, не готовых к работе.

Знания современного выпускника устарели еще до того, как он поступил в вуз. — Знания выпускников устаревают еще до того, как они поступают в вузы.

В современном мире не знать английский стыдно. — Не знать английский стыдно.

Сегодня никто не работает по специальности. — У меня нет никого из знакомых, кто работает по специальности.

Паразиты времени засоряют предложение бессмысленной информацией. Если их выбросить, время уточнить, а актуальность проблемы доказать, то предложение станет сильнее:

В наши дни в мире актуальна проблема нехватки питьевой воды. — По данным Water.org, 10% населения Земли не имеет доступа к безопасной питьевой воде.

В современной России все острее чувствуется необходимость реформы школьного образования. — По мнению министра, школьное образование в России устарело.

В последнее время специалисты все чаще отмечают агрессивное поведение на дороге. — Росстат посчитал, что 4 из 10 дорожных происшествий оканчиваются драками.

Сегодня количество курильщиков среди подростков идет на спад. — За последние пять лет количество курящих подростков уменьшилось на 18%.

Паразиты времени не делали текст понятнее — только добавляли тумана. Рассеивайте туман, и будет хорошо. «В наши дни» — убрать.

Язык бюрократа

Паразиты времени помогают бюрократам создать впечатление, будто на проблему стоит потратить деньги налогоплательщиков:

В современной России качество жизни служащего как никогда важно для поддержания стабильности текущего общественного развития Российской Федерации. В свете недавних изменений вопрос индексирования зарплат чиновников стоит в центре внимания общества. Поэтому именно сейчас, как никогда раньше, внимание общественности должно быть приковано к этому вопросу. Можно сказать, что сейчас решается судьба государства.

Избавляйтесь от бюрократского языка везде, где можете. Первый шаг — удаляйте паразиты времени, это проще всего.

Противопоставление

Паразиты времени полезны, когда вы сравниваете настоящее с прошлым или будущим:

В советское время выпускников вузов отправляли работать по распределению, сейчас такой системы нет.
В наше время китайский нужен разве что дипломатам и промышленникам, но через 100 лет он станет языком международного общения.
При прошлом начальнике мы часто получали премию, а теперь только раз в год.

Если противопоставляете одно время другому, указатели времени помогают читателю сориентироваться.

Канцеляризмы и формализм

Канцеляризмы — штампы, которыми разговаривают бюрократы и руководители крупных постсоветских организаций:

Производство строительных работ поручено ООО «Ремонтник»
Выдача загранпаспортов осуществляется по адресу...
Запись на прием производится посредством звонка
Данное решение было принято в результате заседания
Во избежание несанкционированного использования
В целях проведения праздничных мероприятий
Председатель будет избран путем голосования собравшихся

Канцеляризмы из речи чиновников просачиваются в обычную речь. Из-за этого там, где нужно написать просто, автор накручивает официоза.

Официально — Просто:

Возможность произвольного падения с платформы. — Осторожно: высокая платформа.
В данном окне осуществляется открытие счета. — Здесь вам откроют счет.
Открытие дверей производится в автоматическом режиме. — Автоматическая дверь.

Во избежание самопроизвольного перемещения предметов личного багажа убедительная просьба самостоятельно придерживать данные предметы посредством ручек и ремней. — Придерживайте сумки, чтобы они не катались по вагону и не падали с эскалаторов.

Иногда авторы прикрывают канцеляризмами плохие новости и неудобную правду. Канцеляризмы отлично с этим справляются: хорошей бюрократической фразой можно мгновенно осуществить действия по сокрытию достоверной информации в целях понижения уровня тревожности читателя. Однако когда вы не говорите людям правду, вы причиняете им вред. Они не могут сделать правильные выводы и принимают неверные решения. Виноваты в этом ровно те люди, которые скрывают правду. Всегда выбирайте правду, даже если она неудобная:

Было принято решение о временной приостановке работ по проекту. — Мы замораживаем проект до августа.
Правительство осуществляет экстренные действия, направленные на стабилизацию экономической ситуации. — Правительство пытается спасти экономику.
В целях обеспечения явки участников митинга персонал будет доставлен путем перевозки... — Руководство обязало сотрудников приехать на митинг на нашем автобусе.

Некоторые фразы из языка бюрократов настолько прижились в языке, что кажутся родными и знакомыми. Мы даже не замечаем, что речь завалена этим мусором:

Гражданин находился в состоянии алкогольного опьянения. — Мужчина был пьян.
Приказываю в установленном порядке провести мероприятия по пожарной безопасности. — Приказываю провести семинары и учения по пожарной безопасности.
Просьба обеспечить доступ в квартиру с целью проверки на предмет утечек газа. — Встретьте инженеров Мосгаза и проведите их на кухню.

Как только мы избавляемся от традиционных оборотов, смысл сообщения становится понятным и у нас появляется место для полезной информации. Традиционные обороты редко состоят из одного слова. Как и другие штампы в языке, канцеляризмы пытаются выразить простой смысл множеством слов. Учитесь видеть такие штампы и заменять на одно простое слово:

Смертность демонстрирует ускоренные темпы роста. — Смертность растет быстрее, чем мы ожидали.
Сотрудники полиции ведут активную борьбу с наркоторговлей. — Полицейские борются с наркоторговлей.
Фонд оказывает поддержку малым предприятиям. — Фонд помогает малому бизнесу.

Формализм

Формализм — это соблюдение формального порядка в ущерб пользе. Проще объяснить на примере. Компания продает пылесосы и ремонтирует их в своей мастерской. Помимо пылесосов они продают аксессуары и запчасти. Формально компания продает товары и оказывает услуги. Вот что они пишут о гарантии:

Гарантия на товары и услуги — 1 год с момента приобретения или оказания таковых.

Получается тяжело. Хочется написать «гарантия на пылесосы — год», но формально у компании не только пылесосы, но и ремонт. Юристы настаивают, что нужно писать и о товарах, и об услугах. Получается бесполезное следование фактам. Вот еще примеры:

Формально, но бесполезно — Неформально и полезно:

Приложение будет удалено из памяти телефона. Вы уверены? — Удалить приложение?
Деньги будут зачислены не позднее 2 дней с момента отправки. — Зачислим за 2 дня.
Пополнение через партнерскую сеть платежных терминалов. — Пополнение через терминалы.

Формально правда не на вашей стороне. Приложение удаляется из памяти телефона; платеж придет быстрее двух дней, но не всегда; не всякий платежный терминал входит в партнерскую сеть. Но в таком виде эти знания бесполезны для читателя. Чтобы текст стал полезным, потребуется вдумчиво поработать. Давайте разберемся, почему эти формальные детали важны. Возможно, они скрывают важную информацию?

Приложение будет удалено из памяти телефона. — Приложение удалится из телефона, но останется в облаке.
Пополнение через партнерскую сеть платежных терминалов. — Пополнение через терминалы «Связного», «Киви», «Компэя» и «Евросети». Не принимаем деньги через «МКБ» и «Сильверстар».

Смотрите: «МКБ» не принимает наши пополнения. Это важная информация, которой не было в формальном предложении. Хорошо, что мы это явно прописали. Чаще всего писать формально вас попросят юристы, чтобы обезопасить вас на суде: мол, мы не обещали, что пополнить можно через любой терминал. Но куда лучше не довести до суда и заранее предупредить читателя, какие пополнения не сработают. Так вы не только защититесь на суде, но и поможете читателю. А интересы читателя всегда стоят выше, чем интересы вашего заказчика. Если видите некрасивую формальную подробность, либо удалите ее, либо объясните, зачем она нужна читателю. Никакие формальные усложнения не должны появиться в тексте просто так, «для порядка».

С уважением, но без уважения

Часто авторы путают канцелярский стиль с уважением к читателю. Мол, если навалить канцелярщины, то читатель почувствует, что его уважают. Но уважение никогда не в словах — оно в реальной заботе. Ее не сымитировать никакими словами:

Уважаемые пассажиры! 8 февраля 2015 года станция «Авангард» закрывается для проведения ремонтных работ и будет закрыта для входа и выхода пассажиров. Для проезда пользуйтесь специально организованными автобусами «М» от станции «Малевич». Приносим извинения за доставленные неудобства.

Это объявления официальное, но уважения и заботы нет. Исправим:

Станция «Авангард» закрыта на ремонт до 24 декабря. Со ст. «Кандинской» ходят бесплатные автобусы до ст. «Малевич» и обратно. Они помогут вам добраться до нужной станции. Дорога на автобусе занимает 40 минут. На ст. «Авангард» работают самые старые тоннельные эскалаторы в мире: их установили в 1944 году. Использовать их опасно и неэкономично, поэтому мы их заменим и установим еще один. Очереди на вход станут меньше, а эскалаторы будут безопасны даже для детей. Также мы отремонтируем вестибюль и станцию. Чтобы успеть в срок, строители будут работать круглосуточно. Извините за неудобство! Надеюсь, вам понравится результат. Начальник метрополитена Жоан Миро

Читатели T&P могут приобретать книги издательства «Альпина» с 15% скидкой. Для этого при заказе в интернет-магазине вам нужно ввести в соответствующее поле кодовое слово — theoryandpractice.

Уважительный тон подходит для любых объявлений: в магазинах, поликлиниках, детских садах.

ВНИМАНИЕ! Курить на площадке строго запрещается! — Не курите на площадке. Сигаретный дым по вентиляции попадает в офисы, спортзал и детский центр. Дым вредит нашим гостям. Удобные места для курения на улице.

Уважаемые жильцы!!! Доводим до вашего сведения, что 29 сентября, с 8:00 до 16:00 будет осуществляться пуск горячей воды в систему отопления. Просьба находиться в данное время дома и обеспечить сантехникам доступ в квартиры. — Откройте сантехникам 29 сентября с 08:00 до 16:00. Мосгортепло готовит трубы к началу отопления. Если их не проверить, во время запуска отопления в вашем доме трубы может прорвать.

В этих объявлениях нет официоза и попытки надавить на читателя. Мы не заставляем его делать что-то, а помогаем ему решить свою проблему, не мешая нам. Уважение к читателю должно проявляться в искренней заботе о нем.

Фото: © iStock/triocean, © iStock/KlausKreckler.