В Москве прошла VI конференция «Медиабизнес», ежегодный проект Издательского дома Financial Times и газеты «Ведомости». В отчете T&P: обсуждение тенденций, новых подходов и направления развития медиаотрасли, а также выступление Фарита Хусноярова, не на шутку разозлившее представителей «Интерфакса» и РИА «Новости».

Прогнозы и тенденции


Конференцию открыли генеральный директор TNS Россия Руслан Тагиев, генеральный директор GroupM в Европе Доминик Гренджер, президент Aegis Media Олег Поляков, исполнительный директор «Группы Онэксим» Сергей Лаврухин и главный редактор электронной версии газеты «Ведомости» Елизавета Осетинская. После двухчасового обсуждения текущей ситуации на медиарынке спикеры пришли к выводу, что предвыборный 2011 год пройдет без революционных потрясений, денег на рынке будет больше, а технологический прогресс движется в сторону персонификации рекламы, таргетированности аудитории и доминирования планшетов, смартфонов и приложений.

Руслан Тагиев: «Телевидение и интернет оказывают наибольшее влияние на общество и медийный рынок. С точки зрения аудитории два этих носителя имеют ярко выраженную тенденцию роста, а не просто стабильны».

Сергей Лаврухин: «Web 2.0 — это уход из живой прессы в онлайн, возможность сэкономить на контенте и затратах на редакцию». Этим Лаврухин объяснил, почему было принято решение о том, что газета F5 перестанет выходить в печатном формате.

Электронная жизнь традиционных СМИ


Самая интересная часть конференции была посвящена актуальным темам: электронной жизни традиционных СМИ, конкуренции на рынке, экспериментам, контенту и его монетизации. Итогом обсуждения стал вывод о том, что будущее за нишевыми тематическими сайтами с интегрированными элементами социальных сетей, когнитивным излишком, бесплатным контентом, независимым мнением и профессиональными журналистами, которые рано или поздно научатся думать цифровыми категориями.

[**Когнитивный излишек**](http://www.ted.com/talks/lang/rus/clay_shirky_how_cognitive_surplus_will_change_the_world.html) —термин, который ввел в обращение американский ученый Клэй Ширки. По его мнению, излишек времени и сил у людей появился из-за того, что они стали меньше тратить времени на просмотр телевизора, благодаря чему начали создавать ценности общественного характера.

Екатерина Базилевская, сооснователь и коммерческий директор Look At Me: «Важно понимать и разделять такие понятия, как «информационные сервисы» — хранение, поиск, фильтрация контента; «социальные сети» — персональное общение; «электронные СМИ» — создание редакционного контента. И не объединять в одно — «электронные медиа». Самое главное изменение, которое мы должны пережить, — это мутации в голове журналиста. Большинство из них принципиально не готовы к тому, чтобы конкурировать с читателем и получать от него критические или уточнящие комментарии. Это вызывает агрессию и страх».

Максим Кашулинский, главный редактор Forbes.ru: «Два года назад перед нами стояла амбициозная задача, имея на руках ежемесячный журнал, сделать сайт, который бы посещало больше 100 000 человек в день. Мы решились на инвестиции и создали не большую интернет-редакцию, которая занимается производством контента ежедневно и, конечно же, использует материалы и из журнала. Таким образом, с самого начала у нас была задача не в том, чтобы сделать электронную версию журнала Forbes, а в том, чтобы перенести бренд журнала Forbes из бумаги в интернет».

Дмитрий Навоша, генеральный директор Sports.ru: «Медиапотребление меняется, фрагментируется: люди любят потреблять информацию меньшими кусками, но зато в режиме онлайн, эмоциональные обсуждения, яканье и так далее. Такие вещи в традиционных журналистских форматах встречаются не часто. Мы вне всяких сомнений нащупали какую-то нишу, и у нас только один вопрос к себе: почему мы не начали делать это раньше?

Рекламодатели ищут новые способы размещения, они устали размещать баннеры, им хочется какого-то нестандарта, интерактива, всем очень нравится, когда вокруг их бренда возникает движуха».

Блогеры против информационных агентств


Самую активную дискуссию на конференции вызвало выступление директора по развитию компании «Медиалогия» Фарита Хусноярова. В своей презентации он представил результаты исследований, показывающие, что социальные сети формируют новости быстрее и распространяют их лучше, чем традиционные информационные агентства. По словам Хусноярова, блогеры уже давно играют довольно существенную роль в интернете, а федеральные СМИ только начинают использовать подобные каналы в качестве источника информации.

Фарит Хуснояров: «Объем цитирования инфоповодов, которые были целиком и полностью сгенерированы блогерами, существенный — это не капля в море. Миграция аудитории в интернет и то, что люди начинают читать новости в интернет-СМИ, происходят из-за того, что онлайн-медиа быстрее реагируют — им начинают доверять немножко больше».

Валерий Левченко, заместитель главного редактора РИА «Новости»: «Эти результаты нельзя рассматривать как серьезные. Если бы вы хотели хорошо подготовиться к докладу, вы бы запросили у агентств тайминг по ленте — и мы с удовольствием вам его дали. Вы не можете проводить измерения по открытой информации, потому что наш бизнес заключается в том, что мы оптовым образом передаем информацию в масс-медиа».

Web 2.0 — это уход из живой прессы в онлайн, возможность сэкономить на контенте и затратах на редакцию.

Юрий Погорелый, исполнительный директор службы финансово-экономической информации «Интерфакс»: «У «Медиалогии» такой взгляд на вещи, потому что в ее базе данных нет наших платных, быстрых подписных лент. Для нас сайт Interfax.ru — это наше общественное служение в предоставлении всем информации, на которую можно полагаться. Естественно, мы не будем производить публично доступный, халявный продукт с той же скоростью, как мы это делаем для наших платных клиентов».

Владимир Сунгоркин, генеральный директор и главный редактор издательского дома «Комсомольская правда»: «Я предлагаю аудитории рассматривать презентацию «Медиалогии» как некий анекдот и недоразумение. Меня восхищает дискуссия о ни о чем! «Медиалогия» дает совершенно абсурдные таблицы — в них нет вообще «Комсомольской правды», например. Впрочем, и хорошо, что нас нет: какие-то цены, мухосранская газета «Правда»… Я предлагаю дискуссию дальше не вести».