«То, что сначала мы представляем алгоритм в голове, а потом переводим его в код, добавляет этому процессу эмоционально-чувственную составляющую», — считает медиахудожник, в прошлом автор статей по теоретической физике Вадим Эпштейн. Код и алгоритм становятся соавторами и соучастниками мыслительного процесса. Они перестают быть просто инструментами или языком и обретают содержание и смысл, а запрограммированные системы и вовсе начинают вести себя как живые. T&P публикуют конспект лекции Эпштейна «Новые медиа для нового мира», в которой он на примерах объясняет, чем арт-кодинг отличается от обычного программирования.

Лекция «Новые медиа для нового мира» прошла в рамках параллельной программы выставочного проекта Политехнического музея и центра Ars Electronica «Лаборатория Земля».

Существует очевидная разница между аналоговым форматом данных и цифровым: первый отличается непрерывностью, плавностью и своей принципиальной уникальностью. Это значит, что мы можем дробить окружающую реальность на мелкие части, увеличивать ее условный зум и смотреть, что происходит внутри. При этом мы все время будем получать новую информацию и не сможем делать абсолютно идентичные копии аналоговой материи. Цифра же отличается дискретностью: на определенном уровне она разбивается на множество нулей и единиц с возможностью быть скопированной, сохранив содержание.

У арт-кодинга несколько принципов. Первый — emergence complexity, когда есть четкий алгоритм, создающий предсказуемые, хотя и красивые произведения. И второй — принцип новой органики, когда система сначала выращивается, а потом живет сама по себе.

Лекция Бориса Гройса о том, как медиа распространяют распространение и репродуцируют репродуцирование

Последние пять-десять лет с пугающей скоростью и частотой создаются системы и платформы, которые упрощают процесс вовлечения обычных пользователей. Развивается концепция визуального программирования с готовыми модулями и блок-схемами. Такие готовые модели с понятным для человека принципом действия — что-то вроде аккордов для компьютера, которые он исполняет и превращает в программу. Трехмерные проекции, нейроволны, дроны, соцсети и так далее, с одной стороны, иллюстрируют техническую развитость окружающего мира, с другой — постепенно начинают доминировать и играть все большую роль в нашей жизни на разных ее уровнях. Ключевые иерархии, архетипы и структуры, на которых человек строил свое понимание мира, сменяются прототипами — попытками нащупать сиюминутные решения, распространяющиеся как вирусы.

Эволюция в коде

Genetic Cars

Теория кода как эволюционной системы описана у Станислава Лема в романе «Голем XIV», в котором главной сущностью на Земле считались не отдельные индивидуумы, а сама суть саморазвивающегося кода, который позволял сохранять и совершенствовать биологический вид людей. Игра-скрипт Genetic Cars наглядно иллюстрирует теорию кода как эволюционной системы: обгоняя остальных и преодолевая некоторые расстояния, одна-две машинки становятся устойчивее к изменениям системы и передают приобретенные способности следующим поколениям машинок. Гонка в игре — это модель процесса эволюции, только в данном случае пользователь может варьировать скорость мутации, силу тяжести и другие параметры.

Когда цифровое притворяется аналоговым

PomPom Mirror

За абсолютно аналоговым на первый взгляд устройством Даниэля Розина PomPom Mirror стоят 464 механических транспортера, сенсор движения Xbox Kinect, управляющий компьютер и специальное программное обеспечение. Система будто притворяется аналоговой: зеркалом для пользователя тут становится не монитор, а 928 помпонов из искусственного меха.

Влияние окружающей среды

Light Barrier

Любое цифровое произведение не существует само по себе, в отрыве от технического контекста, в котором оно может быть исполнено. Даже если мы используем разные плееры для чтения файла, у нас получаются его разные вариации. Инсталляция Эллиота Вудса и Мими Сона Light Barrier — это сотни откалиброванных балок, создающих эффект плавающего концентрированного свечения. Используя всего один файл-перформер, код задает вариативное движение фантомов света.

Код-гипнотизер

Grocery Trip

Самые сильные резонансные волны человеческого мозга — альфа и бета — соответствуют состоянию сна или гипноза и бодрствования, то есть концентрации, соответственно. Когда человек надевает нейросканер, считывающий эти волны, и просматривает материалы кислотного содержания, возникает эффект ряби в глазах и почти что физическое ощущение ухода под воду. Это значит, что альфа-фон повышается, а бета, наоборот, снижается. Устройство следит за комбинацией волн, переключая картинки и балансируя альфа- и бета-фоны, так что сознание с восприятием колеблются на границах этих волн. 15 минут, проведенных в таком состоянии, повышают работоспособность, настраивают человеческую оптику. Grocery Trip артиста с ником Pouff — как раз один из таких кислотных роликов. Проверьте свое самочувствие после просмотра.

Единая сеть всего

Если бы самые гениальные алгоритмы ограничивались только условными компьютерами, было бы скучно. Когда есть устройства, которые можно запрограммировать на материальном уровне, это всегда интереснее. Например, IFTTT связывает множество продуктов (аналоговых в том числе), создавая единую сеть — интернет вещей: кошка пришла домой, а вы уже получили об этом сообщение от системы, которая даже успела покормить животное.

Жить своей жизнью

Cdak

О некой условной киберреволюции начали говорить еще 30 лет назад, когда уровень технического развития не был столь высок. Впервые речь об этом зашла, когда появился персональный компьютер, но ведь IT-телекоммуникационная прослойка — это всего лишь технология из разряда «одна из». Настоящая киберреволюция, которая заключается в использовании механизмов с регулируемым набором действий, развернулась пару лет назад. Один из таких механизмов — Diaspora* — open-source код, готовая соцсеть, или, проще говоря, пользовательский фейсбук. Мы как бы наделяем логическим мышлением и условной самостоятельностью цифровой плеер, который считывает файл — определенный набор команд и реакций самого плеера на них. При небольших усилиях мы получаем результат — пусть и зависимый от того, что мы вложили в него на уровне команд и информации, но который сложно предугадать. Можно сто раз обновлять страницу «Яндекс.Автопоэт», но робот не выдаст одинаковые рифмованные строки из поисковых запросов и заголовков новостей.

Как математика может неожиданно описывать физические явления, не имея с ними ничего общего, так и алгоритм Cdak иллюстративно и смыслообразующе подходит к глобальным вещам: в этом — постматематизм креативного программирования.

Equilibrium

Проект Мемо Актена Equilibrium представляет собой абстракцию живой системы в подвешенном состоянии, которая каждый раз меняется и живет самостоятельно запрограммированной и потому противоречивой жизнью. Когда наблюдаешь за метаморфозами такой системы, кажется, будто это живой организм, — настолько динамично и естественно она себя ведет.