[©Jazmin Million](http://www.flickr.com/photos/jazminmillion/2774879588/in/photostream/) ###С 1 марта Британский Совет и T&P начали [конкурс](http://theoryandpractice.ru/specials/yce) для молодых музыкальных предпринимателей. Для участия нужно рассказать о своем вкладе в музыкальную индустрию России. Победитель поедет на профессиональную конференцию в Великобританию, где встретится с представителями местных креативных индустрий. T&P решили разобраться, кто такие творческие предприниматели и у кого будет больше шансов на победу. Конкурсы для молодых творческих предпринимателей Британский Совет проводит уже несколько лет в рамках проекта «Креативная экономика». За последние пару лет их провели в области моды, кино, интерактивного бизнеса, исполнительских искусств, книгоиздания, медиа и коммуникаций. Каждый раз основным призом была поездка в Великобританию для прохождения профессиональной программы-стажировки и посещения крупного мероприятия — такого, как London Film Festival, EdinburghFestival или London Fashion Week. В этом году проведут еще два конкурса — для молодых предпринимателей в области дизайна и новых медиа. Конкурсы начали проводить в 2007 году, а на сегодняшний день уже 250 финалистов из 52 стран побывали в Великобритании.
**Евгения Герасимова, руководитель проекта «Креативная экономика» Британского совета:** «Серьезную оценку проекта в России еще не провели — как правило, основной анализ проводится к закрытию программы. От самих победителей я слышу, что они получают от поездок: контакты британских потенциальных партнеров и знаковых людей в индустрии, знакомства с такими же, как они, из других стран и возможность запустить с ними совместные проекты».
Если тебе по душе музыка, ты начинаешь в ней вариться. Сначала помогаешь, чем можешь, потом рождаются какие-то экономические модели — то есть, собственно, бизнес.

T&P узнали у жюри конкурса, кто такие музыкальные предприниматели и зачем им участвовать в конкурсе.

**[Борис Барабанов](http://theoryandpractice.ru/presenters/3559-boris-barabanov), музыкальный обозреватель «Коммерсантъ»:** «Если есть поддержка на ТВ и радио, продать можно любую музыку. Был бы бюджет или гарантированнный медийный ресурс. «Самодеятельные» продюсеры, для которых, как я понимаю, устроен этот конкурс, идут другим путем. Самое верное дело — ориентация на уже существующие меломанские сообщества — хип-хоп, умная электроника, хардкор или музыка из японских мультсериалов. Там тоже своя жизнь. Я недавно попал на целый конкурс исполнителей караоке для фанатов аниме. Естественно, главный канал продвижения музыки в таких сообществах — интернет. Я не стал бы заявлять, что вот таких-то артистов сейчас продюсировать выгоднее всего. В идеале в музыку для начала надо влюбиться. Это постепенный процесс: если тебе по душе музыка, ты начинаешь в ней вариться, сначала помогаешь, чем можешь, потом рождаются какие-то экономические модели — то есть, собственно, бизнес. На конкурсе мне было бы интересно видеть людей, которые не являются калькой с кого-то, хочется, чтобы конкурсанты представляли артистов песенного жанра. Сейчас каждый второй экспериментирует с компьютерами, с помощью программ можно сделать что угодно и при известной доле расторопности объявить все это дело новым словом в музыке. Хочется увидеть новых исполнителей со своими текстом и музыкой, людей, которые ни на кого не похожи и при этом поют на русском языке. Большинство талантливых молодых музыкантов сейчас поют по-английски, желая понравиться какой-то специальной публике или заявить о себе на международной арене. А мне бы хотелось видеть такие модели индустрии, в которых музыканту было бы интересно обращаться к соотечественникам».
Сама этимология слова «предприниматель» подсказывает, что ты можешь и должен предпринять что-то сам, без посторонней помощи.
**[Юрий Сапрыкин](http://theoryandpractice.ru/presenters/5-yuriy-saprykin), редакционный директор «Афиши»:** «Я не знаю ни одного по-настоящему значимого предпринимателя, который бы пробился наверх через конкурсы предпринимателей: сама этимология слова «предприниматель» подсказывает, что ты можешь и должен предпринять что-то сам, без посторонней помощи. Стив Джобс не выигрывал конкурсы предпринимателей в области IT-бизнеса, и Марк Цукерберг не побеждал в соревнованиях интернет-стартаперов. И тем не менее, если у кого-то из нынешних начинающих благодаря конкурсу появится возможность съездить в Лондон и посмотреть, как у людей все устроено, уже хорошо — это здорово расширяет сознание и прочищает мозги, а значит, в конечном счете затея эта полезная и нужная».
**Алексей Аляев, директор по репертуару Soyuz Music:** «Давайте разберемся, кто такой «музыкальный предприниматель». Музыкальным предпринимателем может быть, например, представитель музыкальной прессы. О музыке у нас пишут в «Афише», пишут в Rolling Stones, — но по сути музыкальной прессы в России нет. Клабмейкеры — тоже предприниматели. И тут нужно отделять Москву от всей России: в Москве всегде все было проще в клубной индустрии. Свой лейбл или клуб было относительно легко открыть еще несколько лет назад, но сейчас все опять в тупике. Что касается музыкальных магазинов, то тут тяжелая ситуация: продажи упали на 20% по сравнению с прошлым годом, пиратство давит, нет решения со стороны правоохранительных органов. Надо менять сами правила игры. С тех пор как появился интернет, ситуация изменилась раз и навсегда — музыка появляется в сети на следующий день после релиза. Вот вы, например, прочитаете о новинках в «Афише» — и куда вы пойдете за ними? Конечно, скачивать. Сейчас лейблы, как и вся музыка, уходит в интернет. Кстати, хотелось бы увидеть среди конкурсантов представителей net-лейблов, потому что сейчас я не знаю ни одного в России. А ведь решение не надо выдумавать, оно уже есть: весь интернет сейчас в руках провайдеров, поэтому надо поставить дополнительную акцизу за интернет-подписку, и из этих денег часть платить обладателям авторских прав. Это утопично, потому что сразу надо решать проблемы коррупции, препятствий для малого бизнеса и много чего еще. Нет глобальной идеи, как таковой. Поэтому все эти конкурсы — это здорово, но проблемы в музыкальном предпринимательстве надо решать на государственном уровне».
Хотелось бы увидеть среди конкурсантов представителей net-лейблов, потому что сейчас я не знаю ни одного в России.

Роман Мазуренко, директор по спецпроектам Института архитектуры, медиа и дизайна «Стрелка»:

«Музыка — это универсальный язык, способный объединить большое количество людей. Стоимость входного билета в музыкальную индустрию довольно низка, порой нулевая, поэтому это хороший старт для молодого предпринимателя. Один из главных принципов успешного бизнеса — заниматься тем, что хорошо понимаешь. Молодость по своей сути сексуальна и модна, поэтому музыка служит идеальным каналом по переводу хайпа в деньги. Как эти каналом воспользуются участники конкурса, лично для меня представляет большой интерес».

Данил Перушев, один из основателей T&P:

«Мне интересно узнать, кто будет участвовать в этом конкурсе, потому что сейчас у меня есть лишь примерное представление о том, кто такие российские музыкальные предприниматели. Интересно, что происходит не только в Москве, что происходит в музыкальной индустрии в регионах и какую музыку там можно успешно продать? Мне кажется, эта программа поможет нам понять, что происходит в российском музыкальном бизнесе, а у участников есть шанс не только выиграть поездку, но и набраться полезного опыта в процессе конкурса».

Прошлые конкурсы молодых предпринимателей уже выигрывали руководитель агентства CoolConnections Надя Котова, коммерческий директор Lookatme Катя Базилевская, основатель Sunday Up Market Маша Бергельсон и другие представители творческой индустрии. По просьбе T&P они рассказали, что дала им поездка в Великобританию.

Шаши Мартынова, сооснователь книжных магазинов «Додо», победитель конкурса молодых предпринимателей в книгоиздании в 2009 году:

«Участие в конкурсе и в финальном туре дали мне возможность, во-первых, познакомиться с устройством книжного рынка в других странах и на этих примерах понять что-то и про наш; во-вторых, навещая мимоходом редакцию одного шотландского издательства, застолбить права на «Кота Саймона» — одного из самых ярких бестселлеров издательства Livebook, чью редакционную политику я курирую последние 7 лет. Ну и, в-третьих, окончательно сформулировать концепцию нишевого книжного магазина, которая была реализована в виде «Додо Мэджик Букрум» (сейчас магазинов уже два, планируется открытие еще двух в ближайший год). И это далеко не все».

Данис Сулейманов, директор креативного агентства 2nova в Санкт-Петербурге, победитель конкурса молодых профессионалов в области медиа и интерактивных развлечений в 2010 году:

«В финале конкуренция была очень достойная. Я считаю, что наши проекты были значительно выше среднего уровня финалистов. Однако победили справедливо сильнейшие ребята из Индии и Мексики. Конкурс дал понимание возможностей международного ведения бизнеса, определенные контакты в Лондоне и конечно среди остальных участников программы. Конкретных сделок мы пока не получили, но есть предложения от компаний, которые мы с партнером посещали вне официальной программы. Надеемся на сотрудничество с агенствами RGA и Cloud9 после ребрендинга — на встрече с ними сразу нашли общий язык.

Самое ценное в поездке — коллекция полезных инсайдов из различных компаний».