T&P запускают сериал о революционерах современного дизайна: тех, кто первым понял, что дизайн есть не создание красивой формы, но процесс проектирования ее сути. В первом выпуске — рок-звезда от современного дизайна Стефан Загмайстер, который за время своей карьеры получил почти все важные международные награды, «Грэмми» за дизайн бокс-сета Talking Heads, создал работы для «Роллинг Стоунз», HBO и музея Гуггенхайма и заработал репутацию дизайн-эксгибициониста.

Самое удивительное в Загмайстере — даже не его работы, а талант быть дизайнером и при этом не быть материалистом. Он выступает где-нибудь почти каждую неделю: перед студентами School of Visual Arts, на дизайнерских конференциях и биеннале, конференциях TED — и никто не слышал от него рассуждений о том, как правильно верстать брошюры или выбирать фирменные цвета. Не то что бы он этим никогда не занимался, но для Загмайстера смысл профессии в другом: «Вместо того, чтобы концентрироваться на своей работе, графические дизайнеры выполняют обязанности шрифтовиков, ретушеров, метранпажей, цветокорректоров и других специалистов. Мне кажется, дизайнер должен больше думать. А думать, конечно, сложнее, чем создавать шрифты».

В 2005 году в Порту закончилось строительство одного из важнейших проектов Рема Колхаса — городского концертного зала Casa da Musica. Когда Стефана Загмайстера попросили придумать фирменный стиль для этой музыкальной площадки, в качестве логотипа он воспроизвел форму ее здания, неправильный многогранник. Дизайнер посчитал, что незачем плодить энтропию — у концертного зала уже появился свой визуальный символ, пусть он и будет основой логотипа. В сфере современной визуальной культуры — это хороший пример той самой гармонии, которую принято называть sustainability.

Дизайнер нарисовал 3D-модель, на основе которой было создано 6 вариантов знака (в зависимости от угла обзора: запад, юг, север, восток, верх и низ) — таким образом, архитектурная логика стала живой коммуникацией бренда.

Музыкальные обложки авторства Загмайстера:

The Rolling Stones, Bridges to Babylon

Talking Heads, Once In A Lifetime

Aerosmith, 9 Lives

Для цветового решения была придумана программа-агрегатор, которая анализирует цвета любого изображения и предлагает соответствующую палитру. Если знак нужен для афиши бетховенского вечера, цвета сканируются с классического портрета композитора, а если для концерта Лу Рида — с фотографии рок-музыканта. Это не только красивое инженерное решение, но и всегда стопроцентное попадание в гамму носителя — из каких бы безумных цветов она ни состояла.

У Загмайстера крошечная студия в Нью-Йорке — 3 человека включая самого основателя — то есть не больше 5-6 проектов одновременно. Этот масштаб — осознанное и принципиальное решение. «Сначала на тебя работают пять человек, через год — десять, а через какое-то время в штате студии сорок человек, и каждый месяц им нужно платить зарплату, — рассказывает дизайнер. — И тогда ты становишься зависимым от клиентов и уже не можешь отказаться от глупого заказа, потому что нужны деньги». Клиенты, с которыми работает Загмайстер, отбираются очень тщательно: «Мы стараемся не работать с теми, кто нам не нравится. Нет никакого морального оправдания сотрудничеству с идиотами».

Каждые 7 лет он берет годовой отпуск: студия закрывается, а сотрудники разъезжаются по миру, чтобы заниматься творческими экспериментами. Загмайстер тратит этот год на то, чтобы поправить профессиональную точку сборки — убедиться в том, что он все так же получает удовлетворение от своей работы. И чтобы решить, чем Sagmeister Inc. будет заниматься следующие 7 лет.

Еще один пример его гениальной дотошности — логотип для научного издательства Seed Media Group. На первый взгляд он похож на какой-то абстрактный цветочный паттерн, на самом же деле — это филлотаксис, распространенная ботаническая протоформа с винтовой осью симметрии. Задолго до Загмайстера филлотаксис перекочевал из естественных наук в технические и пластические области, скажем, стал традиционным элементом архитектурной бионики.

«Мы стараемся не работать с теми, кто нам не нравится. Нет никакого морального оправдания сотрудничеству с идиотами»

Выбрать для фирменного стиля Seed Media эту форму в ее классическом виде было бы слишком простым решением, ведь суть науки не только в анализе окружающего мира, но и в экспериментах над ним — поэтому дизайнер не побоялся исказить филлотаксис, экспериментируя с его геометрией. Например, в знаке, адаптированном для визитных карточек сотрудников издательства, можно рассмотреть очертания их лиц. А в вариациях логотипа, которые появятся на каждой отдельной книжной обложке, Загмайстер применяет уже знакомую систему автоматической генерации цветовой палитры.

Sagmeister Inc. специализируется в четырех направлениях дизайна: социальном, музыкальном, корпоративном и авторском. Но «авторский» не значит обращенный в себя, Стефан умеет превращать коммерческие заказы в авторские проекты. В 2004 году он придумал проект Things I have learned in my life so far, в который вошли работы, сделанные для самых разных брендов. Он брал из своего дневника по одной мысли (например, «Желание выглядеть хорошо ограничивает мою жизнь») и придумывал на ее основе рекламу для своих клиентов. Мудрые высказывания, как выяснилось, продают не хуже рекламных слоганов. «Работать со своими мыслями — неплохая идея, потому что я на самом деле в это верю, а говорить миру то, во что ты веришь, правильно и приятно, — считает Загмайстер. — Я убеждал всех своих заказчиков в том, чтобы они разрешили мне использовать в своей рекламе фразы из моего дневника. Это звучало дико, но постепенно заработало».

«Это мастер графической коммуникации, который орудует бритвенным лезвием в непосредственной близости от нашей кожи. Изящный, брутальный и не устающий удивлять»

Для Загмайстера дизайн — очень личное дело: он не только показывает всему миру свои дневниковые записи, но и однажды расцарапал ножом собственный торс для рекламного плаката AIGA: рассказывал, что раны заживали месяц. Уже сейчас видно, что почти все его работы встают в аккуратную последовательность — что-то вроде графического сериала о происходящем у него в голове.

В каждом втором интервью Загмайстер скромно признается, что ничего не понимает в мультимедийном дизайне в вообще почти не умеет пользоваться компьютером, поэтому предпочитает работать с принтами. Но когда дело дошло до редизайна его сайта, Стефан выдумал технически простую, но эмоционально очень инновационную штуку.

На потолке студии была установлена камера, изображение с которой в режиме реального времени транслируется на бэкграунд новой главной страницы.

[**5 книг, которые изменят ваше представление о дизайне**](http://theoryandpractice.ru/posts/1522-5-knig-kotorye-izmenyat-vashe-predstavlenie-o-dizayne)

На потертом полу наклеили шесть стикеров с названиями разделов страницы: контакты, работы, пресса — они превратились в меню. Если зайти на сайт в урочное по Нью-Йорку время, можно наблюдать, как Загмайстер и его коллеги работают, разговаривают, играют в пинг-понг и копаются в книжных стеллажах. Сложно решить, какая часть этого концепта более захватывающая: то, что дизайнеры стали жителями своего собственного сайта и устроили локальное реалити-шоу в отдельно взятом офисе (это к вопросу эксгибиционизма), или то, что веб-проект отчасти материализовался в реальном мире, например, в виде кнопок меню, которые со временем поблекнут и сотрутся синхронно — и в действительности, и на сайте.

Лучше всех про Загмайстера сказала куратор MoMA Паола Антонелли (Paola Antonelli): «Стефан — Джонни Депп в мире дизайна. Он мастер графической коммуникации, который орудует бритвенным лезвием в непосредственной близости от нашей кожи. Изящный, брутальный и не устающий удивлять».