То, как родители называют своих детей, во многом зависит от того, как звучит то или иное имя. Как сообщает американское издание Journal of Personality and Social Psychology, именно поэтому имена определенного типа скорее дают мальчикам, а не девочкам, и наоборот. О том, как работает звуковой символизм, — в материале T&P.

Ученые давно обсуждают звуковой символизм. Суть этой концепции в том, что произношение слова также несет определенное значение — вне зависимости от его определения в словаре. Самый известный пример — эффект «буба — кики»: люди разных культур и возрастов ассоциируют выдуманное слово «буба» с круглыми объектами, а «кики» — с острыми.

Исследователь звукового символизма Майкл Слепьян из Школы бизнеса Колумбийского университета и его коллега Адам Галински проанализировали 270 миллионов имен, которые давали детям в США с 1937-го по 2013 год. Ученые обнаружили, что мальчики чаще получают имена, которые начинаются со звонких фонем, таких как «А» в «Адам» и «Б» в «Брайан». Имена, начинающиеся с глухих фонем — например, с «Ф» в «Фиона» и «Х» в «Хизер», — чаще дают девочкам.

Таблица имен, начинающихся со звонких и&nb...

Таблица имен, начинающихся со звонких и глухих фонем

В ходе нескольких экспериментов исследователи показали, что люди и в США, и в Индии воспринимают настоящие и выдуманные звонкие имена как мужские. Кроме того, сильнее связывают звук с полом приверженцы дихотомии «мужчина — жесткий, женщина — мягкая». Слепьян замечает, что, выбирая имена своим детям, родители могут использовать эти данные, чтобы играть по гендерным правилам или идти против них.

Значение слова может изменяться и в зависимости от движений артикуляционного аппарата. Слова, которые произносятся от горла к губам, такие как «кот» и «газ», чаще ассоциируются с избеганием или отталкиванием. А те слова, в которых звук идет наоборот, например «пик» и «шик», как правило, вызывают ассоциации доступности.