Основная проблема системы высшего образования заключается в ее громоздкости и, как следствие, медлительности: когда из печати выходит новый учебник, он, скорее всего, уже устарел. Особенно это касается сфер, связанных с наукоемкими технологиями или бизнесом. Выпускники онлайн-школы городских предпринимателей Vector рассказали T&P, где они берут знания, может ли онлайн заменить академическое образование и как заставить себя доучиться до конца.

Артем Алтухов

сооснователь сервиса Busfor

Где учился: Coursera, блог Go Practice!, YouTube

«Мой бизнес — это первый опыт работы в e-commerce для меня, так что приходится самостоятельно погружаться в совершенно новые вопросы (например, принципы современных бизнес-моделей типа Uber, систем бронирования билетов; каналы цифрового маркетинга, франшиза, эффективное управление ТВ-рекламой и так далее). Чтобы закрыть эти пробелы, я читаю авторитетных авторов, которые, как правило, дают ссылки на другие интересные материалы и источники. Так можно без конца переходить по ссылкам. Например, я ищу информацию в блоге ведущего российского онлайн-маркетолога или на YouTube-канале известного немецкого журналиста, который берет интервью у местных предпринимателей. Преград для самообучения сейчас все меньше и меньше — весь вопрос в желании и потребностях.

Конечно, такой подход приемлем для решения узкоспециализированных задач, профессию таким образом не получишь. Никто и не ждет полной замены традиционных учебных заведений онлайн-аналогами. Например, элитные университеты, наоборот, подчеркивают важность живого общения между студентами, чтобы у тех появлялись нужные для профессии знакомства и связи. Эту задачу никакие онлайн-проекты не решат, даже если они предлагают получить диплом Гарварда или Стэнфорда».

Екатерина Антоневич

основатель проекта Morkov Moscow

Где училась: Coursera, онлайн-школа Vector

«Я проходила курсы онлайн-школы городских предпринимателей Vector, а из иностранных — только Coursera. Изучала кулинарию, экономику, медицину, Big Data. Какие-то курсы бросала сразу, потому что понимала, что моего бэкграунда и компетенций не хватает. Какие-то, наоборот, проходила за пару дней.

Я считаю, что за онлайн-образованием будущее. Это удобно и качественно, каждый ученик сам несет ответственность за уровень приобретенных знаний. Главное — самодисциплина, без которой очень трудно закончить любой онлайн-курс. За собой я замечала, что мотивацию повышают интерактивные задания и общение с тьюторами. Мне такое разнообразие нравится, оно дает ощущение игры и нацеливает на результат».

Николай Шестаков

сооснователь performance-агентства Adventum

Где учился: Coursera, TEDx

«У меня много претензий к академическому образованию. Я считаю, что оно актуально только для фундаментальных наук. Современным профессиям в сферах IT, маркетинга и рекламы невозможно обучить за пять лет университета. Сейчас все меняется настолько быстро, что, пока ты создашь учебник, он уже, скорее всего, устареет.

Я окончил два курса на Coursera — digital marketing и управление digital-компаниями, оба на английском языке. Лекции читают практикующие специалисты, которые глубоко погружены в тему. Всего полтора часа в день в течение месяца лекций и домашних заданий. Это удобный режим. Вообще, моя давнишняя мечта — засесть на год-полтора под пальмой с ноутбуком и интернетом и учиться. Еще несколько лет назад такой возможности не было. Я регулярно смотрю TEDx, они затрагивают очень важные темы, хотя напрямую образование получить через них, конечно, нельзя. Лично мне важен не столько сертификат, сколько сами знания, опыт и кейсы.

Онлайн-образованию не хватает живого общения и работы в группах. Это минус. К примеру, несмотря на то, что классическое MBA-образование уже устаревает, в его системе есть огромный плюс — это не только обмен опытом, но и нетворкинг».

Анна Масленникова

основатель проекта «Коробочка»

Где училась: онлайн-школа Vector

«На мой взгляд, онлайн-курсы — идеальный способ образования. Ты можешь находиться где угодно, совмещать учебу с работой и другими делами, главное — чтобы под рукой был планшет и интернет. Я задумалась о таком формате, когда поняла, что мне не хватает знаний для работы над моим проектом. Нужно было сделать финансовую и бизнес-модель, хотелось услышать мнение со стороны. Поэтому я пошла в онлайн-школу городских предпринимателей Vector. За месяц мы прошли две программы: «Как создать городской стартап» и «Финансовая грамотность для предпринимателей». Я думала, онлайн-образование — это что-то совершенно неинтерактивное, но я сильно ошибалась. Кураторы были с нами на связи 24 часа в сутки и даже ночью помогали с презентациями. Кроме того, целый месяц я общалась с другими участниками проекта, такими же увлеченными своим делом людьми. Это меня очень вдохновило».

Илья Соболь

основатель изобретательского бюро Izobrulo

Где учился: курсы Udemy

«Моя история с онлайн-образованием началась семь лет назад, причем я был преподавателем: тогда я занимался музыкой, и друзья попросили рассказать, как она делается. Я решил записать лекцию и выложить видео на YouTube, чтобы этот урок могли смотреть из любой точки мира. Количество просмотров меня вдохновило. Потом я начал заниматься с учениками по скайпу, записывал каждое индивидуальное занятие на видео, а после высылал им персональные уроки. Такой бонус может пригодиться, ведь нужно тренироваться, поэтому удобно пересматривать занятия, вспоминать, если что-то подзабыл. Каждый ученик в итоге получал уникальный курс. Мне очень нравился такой формат.

Теперь я сменил тему: рассказываю о промышленном дизайне и конструкторах — модульных системах. Тема специфичная, индивидуально заниматься мне невыгодно. Поэтому я решил делать обучающие видео вместе с лабораторией инновационных образовательных технологий МФТИ. Сейчас мы думаем, каким должен быть идеальный формат. Мне кажется, оптимальный вариант — это реалити-курс, в котором можно показывать весь процесс в деталях. Важно придумать интересные задания и упражнения, чтобы ученики могли усвоить материал, а преподаватели — проверить, правильно ли их поняли, и дать полезный отзыв.

Сам я тоже иногда прохожу курсы. Единственная проблема онлайн-образования, как мне кажется, в том, что сложно пройти весь курс до конца. Из тех, которые я все-таки довел до победного, — курс Udemy по изучению одной из дизайн-программ. Там я получил сертификат. Это было обязательно и нужно для работы, на 90% меня мотивировало именно это. Интересно, что большая часть существующих онлайн-курсов — англоязычная. Почти у каждого зарубежного университета есть свой курс или портал для онлайн-обучения. Русскоязычному рынку еще есть куда развиваться. Это лучшая возможность для бизнеса охватить все города России».