В книгах о музыке никогда не пишут только о музыке. Как правило, это истории не столько о жанрах, сколько о событиях и людях, которые их создают. Так вышло, что книги о развитии танцевальной и электронной музыки в России не очень популярны среди издателей, но они есть. О секвенсорах, драм-машинах, легендарных Kraftwerk, техно-турах в Берлин и история дабстепа — в обзоре T&P.

Андрей Хаас был одним из создателей первого в России рейв-сквота «Танцпол» на набережной Фонтанки, 145, и первого ночного клуба «Тоннель». Эта книга — его версия событий, которые повлияли на развитие танцевальной культуры в России. Все начинается с захвата группой молодых людей здания на Фонтанке и заканчивается уходом Хааса из «Тоннеля». По сути, «Корпорация счастья» — это не история электронной музыки, а зарисовка эпохи, в которой жили, работали и веселились люди, причастные к рейв-культуре. Это путешествие от 1990 года к 2008-му — с массой деталей, в том числе описанием бандитского этикета той поры.

«Рейв»

Илья Стогов и Олег Азелицкий

«Рейв» — это набор интервью и бесед с пионерами русского техно. Она написана в том же стиле, что и книга об истории панк-рока «Прошу, убей меня!»: очень разные люди комментируют одни и те же явления и времена, так что читатель видит события со всех сторон.

«Музпросвет»

Андрей Горохов

На рубеже 90-х и нулевых на «Немецкой волне» каждую неделю выходила программа «Музпросвет», в которой критик Андрей Горохов анализировал популярную музыку. Эта книга — ее бумажный вариант, «первая краткая история современной музыки после рок-н-ролла, написанная по-русски». Базовые стили, ключевые термины и главные герои музыкальной революции от 70-х до нулевых.

«История диджеев»

Билл Брюстер и Фрэнк Броутон

Авторы хотели написать книгу об истории нью-йоркской диско-сцены, а получилось исследование электронной танцевальной музыки и диджеинга в XX веке. Такой охват и гигантский объем малоизвестного фактографического материала встречаются редко. На английском книга появилась в 1999 году и за рубежом выдержала три издания. В России «История диджеев» вышла в 2007-м. Правда, перевод немного подвел: порой он неточен (что видно хотя бы из названия — в оригинале это «Last Night a DJ Saved My Life: The History of the Disc Jockey»), но это часто встречается в первых переводных изданиях тематических книг.

Дом Филлипс был главным редактором журнала Mixmag с 1993 по 1999 год, то есть видел изнутри, как развивалась танцевальная и клубная культура, как с этой музыкой начинали работать лейблы и что делало определенных исполнителей фаворитами. Издательство «Белое яблоко» очень трепетно относится к своим книгам: оформление согласовывается с зарубежными издателями, к переводу трудно придраться, и, кажется, у них даже опечаток не бывает. Идеальный набор.

Журналист Тобиас Рапп уверен, что лоукостер EasyJet помог огромному количеству людей приобщиться к берлинской клубной техно-культуре. Рапп атмосферно описывает не только как менялись локации техно-тусовок и развивался техно-туризм, но и как менялся сам звук в конце 2000-х — и все это через историю главных клубов Берлина.

«Электрошок»

Лоран Гарнье и Давид Брен-Ламбер

Первое издание «Электрошока» случилось в 2005 году. Авторы рассказывали о зарождении рейв-культуры, феномене диджеинга, клубах, отношениях тусовки с обществом и властями. Через восемь лет Гарнье — знаменитый французский диджей — решил дописать историю. Так появилось «полное издание 1987–2013», в котором уже есть EDM, дабстеп и вся современная электронная сцена. Лайфхак: если подключить к чтению плейлист с сайта Гарнье, издание окажется еще полнее.

Группа Kraftwerk — не просто легенда электронной музыки, это, как говорится, эпоха. Именно Kraftwerk изобрели многое из той электроники, к которой мы привыкли. Непростые отношения внутри группы и с руководством, успехи и неудачи — все это британский журналист Дэвид Бакли описал в своей книге.

Социолог Юлия Стракович пишет не просто об электронной музыке, а об электронной цифровой эпохе в целом: о том, как переход на цифру изменил музыку, музыкантов и их слушателей. В отличие от других книг из списка, в этой идет речь уже не о революции в музыке, а о революции в технологиях, которые влияют на музыкальную индустрию и куда-то ее ведут.