20–30 октября в Москве в шестой раз пройдет Международный фестиваль кино о науке и технологиях «360°», организуемый Политехническим музеем. Традиционно фестиваль — это не только фильмы про искусственный интеллект, права животных и проблемы будущего, но еще и дискуссионная программа, в которой среди прочего планируется киноут-баттл Роберта Эпштейна и Юрия Сапрыкина и дегустация жуков. T&P попросили организаторов рассказать, как они формируют список фильмов, придумывают мероприятия и для кого они все это делают.

Как накормить жуками 200 человек?

Александра Хазина

куратор дискуссионной программы фестиваля

«Когда занимаешься популяризацией науки, пытаешься найти науку в каких-то смежных, близких к повседневности областях. Несколько лет назад я узнала о существовании Nordic Food Lab — датской НКО, основанной шеф-поваром знаменитого ресторана Noma Рене Редзепи в Копенгагене. Nordic Food Lab исследует различные кулинарные техники и альтернативные источники питания по всему миру, чтобы расширить съедобный потенциал Скандинавии. То есть это такое «Think bigger to eat local»: каждую неделю на кухне NFL проводятся бранчи, обеды и ужины, на которых тестируются салаты с водорослями и корешками, джин на муравьях, старое масло и еще огромное количество рецептов со странными ингредиентами (все фотографируется и публикуется в образчик скандинавского стиля — блог NFL). В некотором роде Москве с импортозамещением, модой на локальную еду, попытками вырастить на кухне камамбер, гнать сидр из антоновки и печь домашний хлеб все это очень близко.

В фестивальном фильме «Жуки» речь идет как раз о поиске новых вкусов: ребята ездят по миру и пробуют гусениц, муравьев и сверчков, тестируют локальные рецепты в Кении и Мексике. Они движимы в первую очередь поиском новых уникальных вкусов, но есть и другие причины — например, поиск более экологичных источников протеина (один из самых объективных аргументов вегетарианства — это влияние мясной индустрии на окружающую среду: на производство 1 кг говядины приходится 27 кг углекислого газа). Важно и то, что насекомых в пищу употребляют на регулярной основе в странах третьего мира, — интересно, как на них (и их экономике) может сказаться массовое использование жуков в пищу? Может быть, это путь к изменению экономического баланса в мире, а может, ровно наоборот.

Когда мы поняли, какой огромный блок вопросов связан с этим феноменом, то решили провести эксперимент: 28 октября на Даниловском рынке в рамках фестиваля мы проведем дегустацию насекомых, а 30 октября угостим всех желающих полноценным обедом в ресторане Delicatessen. Готовить будет мексиканский шеф и герой фильма Хосе Карлос Редон, специалист по слоу-фуд и разводчик личинок, которых он привезет из Мексики в холодильной сумке. Предрекаю удивление работников таможни.

Все мы помним, что психологически люди очень консервативны; нам нужно, чтобы еда выглядела как еда. Мы не будем угощать гостей цельными жуками — скорее приятно порезанными, хорошо прожаренными кусочками, а личинки будут взбиты в мороженое с карамелью. Важно, что ингредиенты к нам едут совершенно оригинальные: это значит, что можно быть уверенным на 100%, что здесь не просто нет ничего опасного, но даже более того — это самая настоящая высокая кухня, опробованная самыми взыскательными фуди. Впрочем, заставлять мы никого тоже не будем — о жуках, в конце концов, можно будет просто поговорить с героем фильма Джошем Эвансом, который прочитает лекцию о том, как их правильно есть. Тем, кому особенно понравится, мы расскажем, где купить в Москве съедобных гусениц, чтобы добавить что-то новенькое в котлетки с пюрешкой».

Зачем смотреть фильмы о правах животных, интернете и временах года?

Кирилл Сорокин

арт-директор фестиваля

«Отбирая фильмы для фестиваля, мы делаем акцент не столько на принадлежности к науке и технологиям, сколько на том, насколько фильмы соответствуют критерию познавательности и способствуют расширению сознания. Существовал и существует некоторый канон, заданный телевизионными фильмами вроде BBC, которого мы стараемся избегать. Все кино, представленное в этом году на фестивале (во всяком случае, в конкурсной программе), по своей художественности значительно превосходит традиционные часовые телепередачи, сделанные для BBC или HBO. При этом понятно, что это качественная документалистика.

В программе нашлось место и последнему фильму австрийского режиссера Николауса Гейрхальтера. В прошлом году мы показывали его кино про адронный коллайдер, а в этом — безмолвную картину постапокалиптического мира. Не придуманные декорации, а просто пейзажи мест, созданных и покинутых человеком. Также в программе — последний фильм великого американского документалиста Пеннебейкера «Открывая клетку». Это судебная драма о правах животных, дико увлекательная история. Фестиваль открывается последним фильмом Вернера Херцога, и это большое событие.

В программе этого года впервые появились детские фильмы. Удивлюсь, если на них не разлетятся билеты. Будучи отцом ребенка, который уже проявляет интерес к кино, в том числе и документальному, могу сказать, что дела с осмысленными развлечениями для детей в Москве обстоят не очень хорошо. Мы покажем два фильма, на которые можно вести детей с пяти-шести лет. Первый — «Времена года», который снял тот же режиссер, что и фильм «Океаны» — один из самых успешных документальных фильмов, выпущенных когда-либо в России. По телевизору его показывают чуть ли не круглосуточно, и на него даже можно наткнуться в неочевидных кафе и ресторанах в качестве фонового сопровождения. Второй фильм — Отто Белл, «Укротительница орлов» — сейчас колесит по всему миру. Это история про девочку, которая участвует в нетипичном для женского пола состязании. Моя дочь его уже посмотрела, поэтому можно сказать, что мы уже протестировали его на целевой аудитории. Тест прошел более чем успешно. Программа фестиваля в этом году объективно очень высокого уровня. Это фильмы, обладающие большим количеством призов, интересные не только гикам или молодым аспирантам, но и молодой городской аудитории».

Как устроить киноут-баттл и привезти Роберта Эпштейна в Москву?

Ольга Вад

куратор дискуссионной программы фестиваля

«Делать дискуссионную программу нужно так, чтобы она была не менее интересна, чем фильмы из кинопрограммы. Во-первых, нужно не думать о том, что она вспомогательная или должна заключаться только в комментарии к фильмам. Темы фильмов могут стать отправной точкой для тем лекций и дискуссий и развить их проблематику в совершенно новом ключе. Кроме того, у нас еще с прошлого фестиваля появилась традиция приглашать с лекцией киноут-спикера, чье выступление ценно само по себе и кого интересно было бы послушать безотносительно фильма. В этом году у нас будет не просто лекция киноута, а целый киноут-баттл! Не только мы, но и Первый канал, а также другие государственные СМИ очень заинтересовались исследованием Роберта Эпштейна, ведущего научного психолога Американского института поведенческих исследований и технологий. В течение нескольких лет он проводил исследования о влиянии поисковых систем вроде Google на наши действия, мысли и чувства и в частности на то, как мы голосуем на выборах. Он также задался вопросом, как устроен поисковый алгоритм и как он решает, какие ссылки вывести в первые строчки результата поиска, которые пользователь с большой долей вероятности откроет и которые могут повлиять на принятие решений.

Если Google поддержит одного из кандидатов, может ли это решить исход выборов? Тема исследования сложная, поэтому нам стало интересно представить разные точки зрения на этот вопрос и спровоцировать публичную дискуссию. В качестве оппонента мы пригласили Юрия Сапрыкина. Собственно, существует ли способ установить, обладает ли интернет такими утонченными формами влияния, как считает Эпштейн? Является ли это алармизмом, или такие исследования заслуживают внимания? Хотим обсудить этический вопрос использования big data и в целом построить разговор о разных стратегиях отношения к будущему, в частности к будущему технологий».

Как придумывать необычные форматы?

Алена Бочарова

генеральный продюсер фестиваля

«Кинофестивали делятся на индустриальные и зрительские. Первые определяют тенденции и служат профессиональной площадкой, вторые — как фестиваль «360°» — обращаются прежде всего к зрителю. Для меня как продюсера крайне важно сделать так, чтобы с фильмами встретилось как можно больше зрителей, и под это заточен весь процесс создания фестиваля: от разработки его концепции, в которой в этом году, например, впервые есть детская программа, до выбора площадок (фильм о Стиве Джобсе и компании Apple времен, когда она была не корпорацией, а стартапом, мы покажем в Digital October, а фильм о гастрономическом путешествии в поисках съедобных насекомых — на Даниловском рынке) и каналов коммуникации. Про престиж фестиваля в глазах киносообщества, российского и международного, мы тоже не забываем: в этом году фестиваль откроет фильм великого документалиста Вернера Херцога, а в конце октября Политехнический музей и компания Beat Films выпустят его в прокат по России, что тоже, в общем-то, невиданное доселе дело».

Почему крутящийся глаз?

Максим Вольхин

арт-директор Политехнического музея

«Самым важным элементом визуальной коммуникации по-прежнему остается транслируемый образ, независимо от того, сколько готовится или длится фестиваль. Так как мы показываем кино про науку и жанр нашего кинофестиваля еще не такой устоявшийся, как у других больших кинофестивалей, есть возможность сделать что-то интересное. Одна из важных узнаваемых деталей визуального повествования фестиваля «360°» — элемент, напоминающий по форме человеческий глаз со зрачком и радужкой. «Глаз» спроектирован с использованием метатрона — основы, которая заложена и в знаке Политехнического музея, букве «П». Таким образом, этот элемент одновременно очень точно и метафорично раскрывает тему кино и укрепляет связь с основным брендингом музея. В прошлом году глаз был центральным имиджем, теперь он отошел на второй план. В этот раз мы усложнили ассоциативные ряды, но сохранили научную тематику в дизайне благодаря присутствию абстрактного элемента».

А чем заняты пиарщики?

Александра Хейфец

директор отдела коммуникаций Политехнического музея

«Для музея выставка — очевидно более органичный и ожидаемый продукт. Фестиваль же — это обращение Политеха к посетителям на совершенно другом языке. Сегодня музей выходит в кинозалы, на улицу, на разные площадки. Главное — заманить зрителей в этот самый кинозал, дать возможность посмотреть кино, поговорить о нем. Документалистика о науке может быть тяжелой, спорной, вызывать много вопросов, но это точно не зря потраченное время.

Мы стараемся общаться с очень разными медиа: от газеты Metro до N+1. Подбираем конкретные фильмы, темы для материалов, учитываем интересы целевой аудитории и запросы самого издания. Бывает, что кого-то практически невозможно уговорить сделать публикацию. И в таких случаях нам всегда очень по-детски обидно. Ведь кажется, что это же грандиозно! Разве дискуссия «Может ли генетический тест предсказать будущее, и если да, то что с этим делать?» может быть кому-то безразлична? На самом деле может. И это не повод не делать фестиваль, а повод придумать еще миллион других важных тем, чтобы пробудить интерес.

PR-отдел делает все то, что никто не любит делать: звонит журналистам, пишет на почту, в мессенджеры, снова звонит, требует, просит и рассказывает всем и каждому о проектах Политеха. Новый хороший материал — это как отдельный состоявшийся проект. Добиться интервью, согласовать даты, составить вопросы для журналиста (да, и такое бывает), расшифровать, отредактировать и проследить, чтобы название фестиваля и даты не забыли. Такое вот бесконечное веселье и хайп».

Правда ли, что начальник — это человек, который работает меньше всех?

Иван Боганцев

директор Международного фестиваля кино о науке и технологиях «360°»

«Это правда, на то он и начальник! Но, знаете, безделье совсем не приносит той радости, которую ему почему-то приписывают. Мне кажется, люди просто не видят обратной стороны медали, грубо говоря, той цены, которую за безделье приходится платить. Не знаю, как другие, но я, например, уезжая с работы раньше всех, когда коллеги только выходят на обеденный перерыв, всегда испытываю невероятный стресс. Настолько, что пару лет назад, когда на одном проекте я уже совсем перестал что-то делать, у меня начались серьезные проблемы со сном и пропал аппетит. Было действительно очень тяжело. Но даже если оставить в стороне эти крайние случаи, свободное время, появившееся в результате безделья, заполнить бывает очень сложно. Ведь ни для кого не секрет, что мы живем в каком-то привычном ритме, эти ритмы более-менее синхронизированы, и когда из него выбиваешься, оказывается, что ты невероятно одинок. Cкажем, понравилась тебе коллега, ну просто по-человечески, зовешь ее в кино, а она работает. Правильно, в общем, ты же ей что-то там и поручил. А когда у нее появилось немного свободного времени, то уже сил ни на какое кино нет.

Хорошо если, как в случае c «360°», мы делаем кинофестиваль, и эти вещи где-то можно совместить. Поэтому, честно говоря, стараюсь в последнее время не делегировать слишком много и хотя бы что-нибудь на работе, но делать. Иногда даже выдумываю себе какие-то занятия: напишу деловое письмо, например, сотру (как бы случайно) и заново напишу. Пока, конечно, сложно войти в общий ритм, но, мне кажется, и я, и коллеги начинаем постепенно привыкать к тому, что я всегда в строю! И говоря совсем откровенно, если фестиваль в этом году получится ярче и интереснее предыдущего, то не в последнюю очередь именно благодаря слаженной работы всей нашей команды».

Фотографии: © Международный фестиваль кино о науке и технологиях «360°»