20 октября в Москве откроется фестиваль научного кино «360°», который ежегодно организует Политехнический музей. Над кинопрограммой работала команда Beat Film Festival, в подборку вошли работы самых разных режиссеров со всего мира. Почему люди каждый день лгут, могут ли жуки спасти человечество от голода, способны ли шимпанзе защитить свои права в американском суде и как глобальное потепление поможет нам построить новое общество — «Теории и практики» выбрали самое интересное.

Вернер Херцог, режиссер «Агирре, гнев божий» и еще десятка известных фильмов, мало пользуется интернетом (только пишет электронные письма и иногда смотрит смешные видео с кошками), однако его интересует влияние сети на общество. В новом фильме Херцог через личные истории разных героев рассказывает о воздействии интернета на жизнь людей. Режиссер посещает одного из отцов интернета Леонарда Клейнрока, разговаривает с основателем SpaceX Илоном Маском, разработчиками роботов и искусственного интеллекта и даже с людьми, которые считают интернет «манифестацией самого дьявола». Фильм Херцога можно будет посмотреть не только на фестивале, но и в российских кинотеатрах — он выйдет в широкий прокат 27 октября. Для всех, кто интересуется взаимодействием сети и реальной жизни, Политех проведет киноут-баттл между журналистом Юрием Сапрыкиным и научным психологом Робертом Эпштейном «Могут ли поисковые системы менять исход выборов?».

«Ребенок будущего»

Мария Арламовски / Австрия

Австрийский режиссер и сценарист Мария Арламовски встретилась с врачами и учеными из разных стран, которые исследуют возможности ЭКО. Эту технологию еще называют искусственным оплодотворением (или оплодотворением в пробирке) и применяют при бесплодии с 1978 года, когда в Великобритании появилась Луиза Браун — первый в мире «ребенок из пробирки». Сегодня возможности ЭКО расширяются — благодаря технологии CRISPR, которая позволяет редактировать геном человека. Цель Арламовски — понять, как новые технологии влияют на наше представление о родительстве и что они значат для будущего человечества.

Главный герой «(БЕС)Честности» — Дэн Ариели, специалист по поведенческой экономике и автор книги «Предсказуемая иррациональность». Он утверждает, что нечестность — это не порок плохих людей, а просто естественная человеческая склонность, и рассказывает о своих исследованиях, из которых следует, что, несмотря на общественное порицание, многие лгут почти ежедневно. Чтобы объяснить, почему так происходит, Ариели разбирает известные случаи обмана — скандалы с участием политиков, знаменитостей и спортсменов.

«Это меняет все»

Ави Льюис / США — Канада

Фильм канадского режиссера Ави Льюиса по мотивам одноименной книги Наоми Кляйн о глобальном потеплении. Во время съемок писательница путешествовала вместе с командой Льюиса: они посетили несколько стран, чтобы показать, как деятельность человека влияет на природу всего земного шара. По словам создателей фильма, 20% населения Земли (жители развитых стран) несут ответственность за 70% глобальных вредных выбросов в атмосферу. Кляйн и Льюис критикуют капиталистическую систему, стремящуюся к бесконечному «прогрессу» и увеличению объемов производства, но уверены, что нынешний кризис — это отличный шанс построить новое общество.

«Записки о слепоте»

Пит Миддлтон, Джеймс Спинни / Великобритания

Британский профессор теологии Джон Халл ослеп в 1980-х годах. Чтобы пережить трудный период, он начал записывать на кассеты свои наблюдения и переживания. Спустя два десятилетия после появления его аудиодневника британские режиссеры Пит Миддлтон и Джеймс Спинни сняли о Халле полнометражный фильм и 16-минутное видео для очков виртуальной реальности — за это они удостоились специального приза на кинофестивале Tribeca 2016.

«Открывая клетку»

Крис Эгедус, Д.А. Пеннебейкер / США

*Синема верите (фр. cinéma vérité, правдивое кино) — направление в киноискусстве, основанное на интервью и наблюдении за героями в повседневной жизни; документальные и документально-художественные фильмы, в которых режиссер стремится максимально точно отражать действительность.

Фильм Д.А. Пеннебейкера, одного из основателей направления синема верите*, и его жены Крис Эгедус. Пеннебейкер прославился благодаря своим работам о рок-звездах и политиках (он выпустил документалку про предвыборную кампанию Билла Клинтона), а теперь обратился к проблеме защиты прав животных. Режиссер отказался от типичных клише, связанных с этой тематикой, и снял настоящую судебную драму о Стивене Вайзе — адвокате и активисте, который защищает права шимпанзе в американских судах, пытаясь доказать, что некоторые животные должны обладать теми же свободами, что и люди.

«Жуки»

Андреас Йонсен / Дания, Нидерланды, Франция, Германия

В 2050 году население Земли достигнет 9 миллиардов человек. Чтобы обеспечить людей едой, ее производство надо будет увеличить на 70% (по оценкам ООН). Молодой датский режиссер Андреас Йонсен решил исследовать одно из возможных решений этой проблемы — добычу и обработку съедобных жуков, которых многие ученые считают отличной альтернативой мясу. В рамках фестиваля также пройдет лекция «Как правильно есть жуков?», которую проведет герой фильма и сотрудник Nordic Food Lab Джош Эванс, а также вечеринка на Даниловском рынке, в которой примет участие сам Йонсен: он предложит гостям блюда из жуков и расскажет про фильм.

«Машина человеческой мечты»

Рой Коэн / Израиль, Великобритания, Гонконг

Дебютная работа британского режиссера Роя Коэна посвящена проектам исследователя искусственного интеллекта Бена Герцеля. Коэн рассказывает историю стартапа Opencog и его попыток создать человекоподобных роботов — поначалу фильм похож на многие другие картины про успехи технологических предпринимателей, но Коэн показывает, что часто такие организации — совсем не то, чем кажутся.

«Темный ген»

Мириам Якобс, Герхард Шик / Германия — Швейцария

Фильм Мириам Якобс и Герхарда Шика рассказывает историю невролога Франка Шаудера, который много лет страдает депрессией. Вместе с создателями «Темного гена» герой пытается ответить на вопрос: «Живу ли я своей жизнью — или моя жизнь живет мной?» Он общается с ведущими специалистами в области генетики, чтобы понять, насколько ДНК предопределяет нашу жизнь, заболевания и характер и могут ли новые технологии помочь нам исправить наследственную информацию. В дополнение к фильму Политехнический музей организует дискуссию с генетиком Верой Ижевской и директором компании Genotek Валерием Ильинским — они обсудят, может ли генетический тест предсказать будущее и как поступать с его результатами.

«Эпоха антропоцена»

Стив Брэдшоу / Великобритания, Кения, Норвегия, Швейцария

Фильм британского режиссера и бывшего корреспондента BBC Стива Брэдшоу. Картина посвящена эре антропоцена — так ученые называют геологическую эру, в которую мы живем. По мнению некоторых экологов, химиков и геологов, этот период начался в 1950-е, когда деятельность человека привела к особенно быстрым изменениям окружающей среды и природы Земли. Брэдшоу пообщался с исследователями, которые выступают за новое определение нашей эпохи, и выяснил, как этот термин может помочь нам понять настоящее.