Основатели компактных бизнесов выбирают коворкинги, потому что не хотят тратить силы и деньги на организацию и обслуживание рабочего пространства. В коворкингах нет лишних людей, царит здоровая атмосфера, регулярно проводятся конференции, есть хороший интернет и мандаринки. Несмотря на шумовой фон, который могут создавать сотрудники call-центров и отделов продаж, многие таким форматом очень довольны. В спецпроекте «Рабочая среда» — пять историй резидентов.

Константин Найчуков

евангелист eLama.ru

Площадка для IT-стартапов #tceh

Партнер спецпроекта Juwoto — сервис, который позволяет свободному человеку найти свое пространство для работы.

Я евангелист сервиса по автоматизации работы с контекстной рекламой eLama.ru. Веду вебинары, выступаю на конференциях, провожу исследования и эксперименты, тестирую новые функции «Директа» и AdWords, «Метрики» и Analytics. Из дома работать сложно — легко отвлечься на что-то более веселое, например на свежую серию The Walking Dead или партию в Hearthstone. Кроме того, для вебинаров нужен стабильный интернет, хороший звук, приличный фон. В #tceh для этого есть неплохая переговорка. Организовать такое же дома — целый сложный проект.

Я работал, как все, в офисе, потом был организатором шайки фрилансеров, которая называла себя веб-студией, но никогда на собиралась всем составом в одной комнате, после опять работал в офисе. Переехал из Кемерово в Москву, был стартапером и работал из офиса «Яндекса», работал в интернет-агентстве на удаленке, а потом стал единственным и неповторимым сотрудником eLama.ru в Москве (все мои коллеги работают в Питере). Сначала работал из офиса Impulse VC, потом у них стало тесно и неудобно вести вебинары. Пришлось искать коворкинг, а тут рядом ФРИИ и много знакомых, поэтому попросил арендовать рабочее место в #tceh. Благодаря такому разнообразному опыту понял, что могу работать только с гибким графиком, но полная автономия — это тоже не для меня.

История о том, как я стал евангелистом, вообще фантастическая. Когда мне в очередной раз надоело работать в агентстве, я задумался, чего хочу на самом деле. Составил майндмэп, чтобы понять, какую работу надо искать. Пришел к тому, что мне подходит либо должность евангелиста в технологической компании, либо бизнес-консультанта. В консалтинг я никогда не верил, а евангелистов никто не нанимает. Поэтому решил устроиться интернет-маркетологом в какой-нибудь e-commerce-проект. Походил по собеседованиям, никуда не брали без опыта работы в интернет-магазине, а куда брали — я сам бы не пошел. И тут у Алексея Довжикова, основателя eLama, на фейсбуке увидел вакансию евангелиста-аналитика. У Вселенной, видимо, есть чувство юмора. Дальше уже было дело техники — резюме, тестовое задание, испытательный срок, первые вебинары, положительные отзывы, и вот я евангелист технологической компании, которых никто не нанимает.

Коворкинг помогает сконцентрироваться на рабочих задачах и впахивать, ни на что не отвлекаясь. Заряжает энтузиазмом резидентов-стартаперов. Дает возможность общаться с живыми людьми на кухне за кофе, узнавать от них что-то новое и интересное, видеться со знакомыми по Yandex Tolstoy Startup Camp и ФРИИ. Но стартаперы — люди увлекающиеся, они забывают, что их проект важен на самом деле только для них самих. Тут все бегают, у всех сверхважные дела — они же меняют мир, не меньше. Поэтому могут заглянуть в переговорку, чтобы спросить что-то важное для себя (не могу ли я освободить переговорку пораньше, можно ли взять стул, забрать забытую зарядку и т. п.). А у меня вебинар, я в прямом эфире. Так родилась табличка «Идет вебинар. Не входи — убьет». Помогает.

Людмила Голубкова

сооснователь и управляющий партнер венчурного фонда Starta Capital

Deworkacy, API Moscow «Красный Октябрь»

Я специалист по отбору, оценке и повышению инвестиционной привлекательности технологических проектов ранних стадий в фонде Starta Capital. Капитал фонда небольшой, поэтому вознаграждение за управление, management fee, — скромное. Мы втроем, управляющие партнеры фонда, сразу приняли решение отказаться от аренды офиса. Осенью 2013 года выиграли конкурс на статус партнера площадки API Moscow на «Красном Октябре», где и провели следующие веселые, суматошные и полезные два года вместе с большинством наших портфельных компаний.

Мы отбираем в фонд проекты на предпосевной стадии и в течение нескольких месяцев доводим их до инвестиционной готовности, чтобы они смогли получить поддержку следующих инвесторов. Для этого требуется очень плотная индивидуальная работа, и коворкинг позволяет вести сразу несколько команд.

Формат open space, часто c нефиксированными местами, требует серьезной самоорганизации и дисциплины. Для большинства российских основателей бизнесов, привыкших к перегородкам и комнатам, это стало непростым испытанием. Сидишь в переговорной со стеклянными стенами, чувствуешь себя рыбкой в аквариуме. Мне, наверное, было сложнее всех в команде: до возвращения в венчурную отрасль я долгое время работала топ-менеджером в крупных компаниях, где были собственные просторные кабинеты, большие кресла и столы для совещаний. Но в коворкинге я получила то, чего мне не могли дать кабинеты: простор и обзор. Приходишь — и сразу понятно, какое у резидентов настроение, у кого все получается, а у кого сложности. Мы настаивали на том, чтобы команды наших портфельных компаний провели в коворкинге хотя бы несколько месяцев. Особенно те, которые планируют строить свою инвестиционную историю в США. И этот опыт им пригодился: open space в Америке является нормой. В Нью-Йорке у нас есть акселератор для стартапов Starta Accelerator, мы арендуем помещение коворкинга на Манхэттене, и резиденты акселератора проводят там лучшие 3,5 месяца своей жизни. По крайней мере, нам бы хотелось так думать.

Для коворкинга, претендующего на развитие инновационной культуры, очень важно расположение и атмосфера. Последнее время коворкинги в Москве растут как грибы, но многие расположены на окраинах, в глубине бывших промплощадок. Некоторые находятся в центре, но у них нет четкого фокуса. Ни один уважающий себя стартапер не будет работать бок о бок с членами клуба художественной вышивки, не станет освобождать помещение в 19:00 для вечера любителей романса, а в выходные — для проведения детского праздника. Правильный коворкинг — это идеальное место для кратких первых встреч со стартаперами. Мы называем их speed dating: за полчаса-час надо определить, с кем можно работать дальше. Атмосфера коворкинга, где все чем-то заняты, встречаются, общаются, настраивает на нужный лад. Основная задача менеджмента коворкинга — создать рабочую среду, но при этом не нарушить атмосферу вечного праздника, присущего бурлящей инновационной тусовке.

Когда закрылась площадка API Moscow, я обошла несколько коворкингов внутри Садового кольца. Большинство, к сожалению, напоминают ночлежки или детские клубы. Только с одним коворкингом установился тесный контакт — «Хорошая республика», мы даже проводили там несколько мероприятий для наших венчурных партнеров-инвесторов в первой половине года. «Красный Октябрь» с точки зрения близости к центру отличается в выгодную сторону. За несколько лет здесь сосредоточился московский креативный класс, возникло место силы. Как только в конце лета открылся Deworkacy, мы сразу заключили договор. На «Красный Октябрь» не зазорно прийти и стартаперам, и коллегам, и состоятельным бизнесменам.

Илья Сергеенко

сооснователь и инвестор Tickets Cloud

«Рабочая станция», API Moscow «Красный Октябрь», #tceh, Deworkacy

Я работал в офисах, продавал недвижимость — денег было много, но было неинтересно, поэтому и уехал в Сербию по приглашению друга, который планировал делать стартап. Работали в центре Белграда, в большом доме с командой из десяти человек и одного кота. Столкнулись со всеми сложностями обеспечения собственного офиса, неудобств — масса. Через девять месяцев, в 2012 году, я вернулся в Россию, тогда же впервые оказался в коворкинге — в «Рабочей станции» в парке Горького. В 2014 году мы запустили Tickets Cloud и, как сооснователи портфельной компании фонда Starta Capital, получили квоту для сотрудников в API Moscow «Красный Октябрь». В 2015 году API закрыли, и мы перевезли команду в #tceh. Все было хорошо, но команда сильно разрослась — половина резидентов мечтала о казни нашего call-центра, поэтому решили поскорее переехать в отдельный офис на «Тульской», но не зашло. Продержались полгода и вернулись обратно на родной остров, теперь уже в новый Deworkacy.

Работа в коворкинге позволяет не застаиваться: профильные ивенты и соседи, с которыми можно обменяться опытом офлайн, часто бывают полезны. При этом два-три дня в неделю я работаю из дома: с моим темпераментом полезно чередовать обстановку. За время пребывания в коворкингах лично я встретил огромное количество интересных стартаперов и инвесторов. Для начинающей компании в стадии сида такой формат очень продуктивен. Коворкинги сильны нетворкингом, а мешают шумом, иногда — чрезмерной движухой.

Виктория Тадтаева

менеджер по развитию бизнеса Must App

Deworkacy

Миф о том, что рабочей идеи достаточно, чтобы реализовать проект, на деле сталкивается с жесткой реальностью. Любому стартапу нужны правильные люди, и в IT-индустрии действует этот же закон. Наша команда сформировалась под крылом «Инновы», которая известна своим особым отношением к сотрудникам, здесь ты всегда — часть команды. Поскольку для меня это было второе место работы, первые месяцы чувствовала себя гостем на шоколадной фабрике Чарли.

Наша команда сначала занималась онлайн-кинотеатром «Aййo», а в процессе мы поняли, что люди задаются вопросом «Что посмотреть вечером?», и решили помочь. Так появился отдельный продукт — персональный ассистент в мире кино Must App. В команде нет случайных людей, каждый сотрудник попадает к нам после долгих собеседований и тщательного отбора. Откровенно говоря, мы не верим в работу на удаленке: скорее это исключение из правил. Людям нужны люди. Поэтому, когда встал вопрос о переезде, мы точно знали, что нам нужен новый дом. После недельного просмотра безлюдных площадок ноги и дружеский совет привели нас в Deworkacy, и мы сразу подтвердили резидентство. В коворкинге работаем с 1 ноября, но уже понимаем, насколько правильным было это решение. Для команды из восьми человек аренда собственного помещения может оказаться неподъемной. Уборка помещения, коммунальные платежи, интернет-провайдер, оргтехника, охрана — маленькой команде эта головная боль ни к чему.

Андрей Григорьев

сооснователь GetShop.TV

API Moscow «Красный Октябрь», #tceh

Я работал из дома шесть лет, поэтому знаю: дома не сфокусироваться. Дом все-таки для отдыха, а офис — для работы. Так получилось, что с первого официального рабочего дня GetShop.TV базируется в коворкингах. Venture Club, который помогал нам с поиском инвестиций, были резидентами API Moscow и помогли закрепить за нами четыре рабочих места. В октябре 2015-го коворкинг закрыли, а мы начали думать, куда переезжать. Я тогда был трекером в очном акселераторе ФРИИ и предложил #tceh. Работать в центре Москвы экономически целесообразно, потому что у нас по две-три выездные встречи в день. Найти за небольшие деньги офис с таким расположением, в котором было бы действительно приятно работать, показалось нам нереальной задачей. Перед тем как заехать в #tceh, устроили грандиозную распродажу — на прошлом проекте снимали офис, и часть вещей до сих пор лежит у меня дома.

Команду собирали по крупицам. Мы, три основателя GetShop.TV, работаем вместе уже в третьей компании. Первого сотрудника наняли в сентябре прошлого года — нашего back-end разработчика Екатерину, она была самой талантливой студенткой нашего технического директора (Николай преподает Haskell на факультете вычислительной математики и кибернетики МГУ им. М. В. Ломоносова). В этом году мы усилили команду коммерческим директором Анной Бариновой. Для нее это первый опыт работы в коворкинге, говорит, что очень приятно работать в месте, где сплошь умные и увлеченные люди, а еще Аня освоила электричку. Забрали Аню Густову, нашего key account менеджера, из «Медузы». Очень помогли рекомендации друзей! Нашего дизайнера Владу я нашел в «русском Тиндере» — приложении Privet, когда решил посмотреть, как ребята отстроились от конкурента. Пролистывая фото, увидел карточку с подписью «ищу работу дизайнера, опыт шесть лет», а я в тот момент как раз мониторил рынок дизайнеров. Влада оказалась отличным специалистом, и теперь она с нами в команде. Сейчас нас восемь, один человек работает на удаленке из Казани, а семеро — в коворкинге.

Коворкинг берет на себя заботу о базовых потребностях, а ты просто приходишь и работаешь, экономишь время и нервы. Здесь есть переговорки, диваны и отдельная кухня. Маленькой команде держать нефункциональные отдельные помещения, конечно, накладно. Очень важно, чтобы соседи по коворкингу были бодрыми ребятами: часть коворкингов мы забраковали из-за слишком расслабленной атмосферы. Ну и мелкие плюшки тоже хороши: бесплатный глинтвейн на Новый год, мандаринки, день массажа или поход в лазертаг.