Говорить с ребенком о смерти обычно принято с помощью изящных эвфемизмов, от вопроса «Откуда берутся дети?» по возможности уворачиваться, а о наркотиках и вовсе либо плохо, либо ничего. Пробелы в знаниях такого рода, как правило, восполняет только жизненный опыт. Хотя на самом деле эти темы могут стать предметом серьезного научного интереса. T&P подготовили обзор российских и зарубежных образовательных программ и курсов на «взрослые» темы.

Секс

Секс существовал всегда, но в поле научных исследований до недавнего времени не попадал. Конечно, попытки изучать секс предпринимались, но первопроходцам приходилось сталкиваться с осуждением и запретами. Даже медицинские исследования в области акушерства и венерических заболеваний зачастую встречали неодобрение. Так, в 1851 году гинеколог Джеймс Платт Уайт был исключен из Американской медицинской ассоциации за то, что разрешил студентам-медикам наблюдать за процессом родов, — и это при том, что роженица дала свое согласие.

Врачи-мужчины старались не смотреть на женские гениталии и даже катетер вводили вслепую. Только в XX веке мировое научное сообщество приступило к основательному изучению сексуальных практик, сексуальной психологии и сексуальности человека. Этому способствовало появление феминистских движений. В 70-е годы на Западе сформировался гендерный подход в социологии: нормативные «мужественность», «женственность» и сексуальные практики определяются не биологическими, а социальными факторами. Стали развиваться «женские» и «мужские» исследования, а также исследования сексуальной ориентации.

В России за вопросы сексуального поведения и гендера активно взялись только в 90-е годы. За короткий срок российская наука значительно продвинулась, но говорить о создании необходимой академической базы еще рано. Пока в России нет ни одной полноценной образовательной программы, посвященной теме секса и гендерных практик. Но некоторые университеты могут предложить курсы в рамках классических программ. А в Вышке есть магистратура «Системная семейная психотерапия», хотя все-таки большая часть курса посвящена отношениям супругов и воспитанию детей.

Конечно, можно пойти в медицинский и стать сексологом, акушером или, например, урологом. Но если вас интересует теория и академический труд, то лучше выбрать подходящую магистратуру или аспирантуру, пойти к авторитетному профессору и заняться собственным исследованием.

Если еще есть сомнения, стоит ли браться за такую тему, можно начать с курса про сексуальную идентичность и гомосексуальность на Colta. Полезно будет почитать исследования Европейского университета и Центра молодежных исследований ВШЭ в Санкт-Петербурге. А еще можно побывать в экспертной школе — Центр независимых социологических исследований организует зимнюю школу «Современные теории гендера» (к сожалению, в этом году заявки уже не принимаются).

Всерьез изучать тему секса лучше за рубежом. Самое сложное — выбрать из множества вариантов. Можно отправиться в США, Великобританию, Германию, Испанию, Ирландию и даже в Австралию.

Бакалавриат: «Женские исследования, гендер и сексуальность» (Women’s, Gender, and Sexuality Studies), College of Arts & Sciences | American University

Междисциплинарная программа, включающая курсы по сексуальности, феминистским и мужским исследованиям, а также предметы «Домашнее насилие», «Еврейская культура» и «Произведения Шекспира».

Магистратура: «Гендер, сексуальность и культура» (Gender, Sexuality and Culture), The University of Manchester

Годичная магистерская программа, которая рассматривает сексуальность и гендер в историческом, политическом, социальном и культурном контексте.

PhD: «Сравнительные гендерные исследования» (Comparative Gender Studies, PhD), Central European University

Курс учит критическому анализу устаревших и современных теорий гендера и сексуальности, а также включает исследования сексуальности в контексте квир-теории, национализма и поп-культуры.

Курс: «Знакомство с репродуктивной системой» (Introduction to Reproduction), Coursera

Все о женской репродуктивной системе — от гормонов до анатомии, от пубертатного возраста до рождения ребенка.

Наркотики

Первые наркотики были открыты до нашей эры. Это были растительные вещества — опиум, конопля и кокаин, — и употребляли их бесконтрольно. Сейчас перечень пополнился несколькими десятками позиций —в основном благодаря изобретению синтетических наркотиков. Появились службы по борьбе с наркоторговлей, реабилитационные центры для зависимых и социальная реклама. В современном мире возможности изучения наркотиков и их воздействия на организм человека ограничены законом и моральными установками. Но научный интерес не приемлет отказа.

Существующие подходы к изучению наркотических веществ и их влияния условно можно разделить на негативные и позитивные. Негативный подход подразумевает исследование опасных эффектов и последствий, психологической зависимости, методов борьбы с наркоманией и т. д. К позитивным относятся исследования рекреационных и медицинских наркотиков и положительного влияния запрещенных веществ на организм человека. Замечательный пример: Дэвид Натт, профессор нейропсихофармакологии, занимается объективной оценкой вреда и пользы психоактивных веществ. Его лишили поста главы Совета по вопросам наркополитики правительства Великобритании, потому что он критиковал решение об ужесточении наказания за экстази.

В России теме изучения наркотиков пока не удалось завоевать значимое место в науке: изучают их скорее в контексте преступности и опасных заболеваний. Самое очевидное направление обучения — психиатрия-наркология в медицинских институтах. Однако обычно курс наркологии предназначен для ординатуры, а значит, без медицинского образования туда не попасть. Если же у вас есть соответствующий диплом, то можно еще попробовать курс факультета повышения квалификации медицинских работников в РУДН. Другой извилистый путь к науке о наркотиках — криминалистика. Но стоит помнить, что наркотическим веществам посвящена очень небольшая часть курса. Но можно ограничиться онлайн-курсами, которые доступны и в России. Например, Understanding Drugs and Addiction на FutureLearn, Drugs and the Brain на Coursera.

За рубежом существует несколько вузов, которые предлагают образовательные программы и курсы на эту тему. Для начала стоит определиться, что именно вы хотите изучать. Наука о наркотиках очень многогранна: можно получить диплом консультанта по наркозависимости, степень по фармакологии или, скажем, сертификат пекаря по специальности «Готовим с марихуаной». Конечно, несколько подходящих университетов есть в Нидерландах. Также можно отправиться в США и Великобританию или поучиться онлайн (например, пройти бакалаврский курс «Зависимость и выздоровление» в Liberty University).

Бакалавриат: «Психология зависимостей» (Psychology in Addictions), Kaplan University

Глубокое исследование зависимости от наркотических веществ и алкоголя, а также курсы по основам лечения и предотвращения этих зависимостей.

Магистратура: «Сравнительные исследования наркотиков и алкоголя» (Comparative Drug and Alcohol Studies), Middlesex University

Программа учит применять мультидисциплинарный и кросс-культурный подход к определению и лечению наркотической и алкогольной зависимости.

PhD: «Нейробиология зависимостей» (Addiction Neuroscience), Indiana University

Как алкоголь и наркотики взаимодействуют с механизмами нервной системы человека и почему возникает зависимость.

Курс: «Использование психоделиков в терапии и исследованиях» (Psychedelic-Assisted Therapies and Research), California Institute of Integral Studies

Краткие летние и осенние курсы в Калифорнии для тех, кто хочет узнать, как использовать психоделические наркотики в психотерапии и научных исследованиях.

Смерть

Объектом научных исследований смерть стала в XIX–XX веках. С развитием медицины начала развиваться танатология — изучение организма в конечной стадии патологического процесса, динамики и механизмов умирания. Вслед за медицинским подходом появился философский, социологический и психологический. За рубежом комплексную науку о смерти принято называть Death Studies, особое внимание в ней уделяется принятию и осмыслению смерти.

В российском обществе не принято открыто обсуждать смерть, приближаться к ней ради исследовательских интересов. Редактор научного журнала «Археология русской смерти» Сергей Мохов отмечает, что россияне просто не понимают, как говорить о смерти. Соответствующих образовательных программ в России пока нет, наука развивается благодаря отдельным проектам и исследованиям. Пока изучать смерть можно в рамках культурологии или социологии. В этом случае лучше идти в аспирантуру и искать идеального научного руководителя. Также есть шанс поработать со смертью в буквальном смысле — для этой цели подойдут программы по криминалистике, судебной экспертизе трупов и паталогической анатомии. Если подходить так близко не хочется, начните с ознакомительных курсов и видеолекций. Например, посмотрите урок Дмитрия Рогозина «Социология смерти» на «ПостНауке» или ознакомьтесь с исследованиями смертности и самоубийств Центра демографии ВШЭ. Также можно поискать онлайн-курсы на английском языке — в открытом доступе находятся лекции по теме смерти Йельского университета.

Зарубежные образовательные программы по Death Studies делятся на несколько категорий: курсы по танатологии, исследования смерти как культурного и социального феномена и курсы по похоронному делу. Также к ним можно причислить программы по расследованию убийств и экспертизе трупов. Много курсов собрано в США и Великобритании. Для тех, кто предпочитает онлайн-образование, хорошим вариантом будет магистерская программа по специальности «Смерть, религия и культура» (Death, Religion and Culture) в университете Уинчестер (The University of Winchester).

Бакалавриат: Похоронные услуги (Funeral Service), University of Central Oklahoma

Программа готовит студентов к работе в сфере мемориальных услуг. Здесь можно научиться общаться с родственниками погибших и деликатно обращаться с человеческими останками.

Магистратура: «Археология смерти и память» (Archaeology of Death and Memory), University of Chester

История смерти и похорон с эпохи палеолита до наших дней: как раньше обращались с мертвыми и почему.

PhD: «Смерть и утрата» (Death, Dying and Bereavement), Open University

В рамках курса особое внимание уделяется заботе об умирающих и мертвых (например, о недоношенных детях и стариках) и их погребению.

Курс: «Установление личности погибших» (Identifying the Dead), FutureLearn

Первый шаг к изучению судебной антропологии: все необходимые инструменты, поиск причины смерти и методики реконструкции черепа.