В Москву со своей выставкой «Тексты и образы», в рамках VII Московского Международного фестиваля «Мода и стиль в фотографии 2011», приехал Юрген Теллер — fashion-фотограф, работавший над рекламными кампаниями для Marc Jacobs, Vivienne Westwood и Helmut Lang. 14 марта состоялся мастер-класс фотографа: встречу вела Ольга Свиблова, директор Московского Дома Фотографии.

Выставка состоит из работ для газеты Die Zeit, где Теллер уже какое-то время ведет свою колонку, которая состоит из фотографии и текста под ней с рассказом о съемках и историями, происходившими во время работы над проектом. Экспозиция состоит из 40 фотографий, сделанных Теллером с начала 90-х и по сегодняшний день: среди них знаменитое фото обнаженной Хеллен Миррен в ванне и один из последних портретов Ива Сен-Лорана.

Я начал занятия фотографией в Германии, закончив Мюнхенскую школу фотографии, и понял, что мне хочется большего. Переехав в Лондон, познакомился с журналами-аналогами ID, Face, которые стали заказывать мне портретные фото — так я открыл для себя мир модной фотографии. Мне нравились такие стили, как панк, грандж — на первых моих фото были преимущественно мужчины: я был слишком робок для того, чтобы заговорить с девушкой. Я шел своим путем, не оглядываясь на то, что делали в ту пору Vogue и прочие модные журналы. Мне кажется, Питер Линдберг, Пауло Роверси и прочие фотографы моды достаточно ограничены жанром, в котором работают — исключение, может быть, только Хельмут Ньютон. Сейчас я работаю над поваренной книгой — мне нравится вид еды. Кроме того, я люблю фотографировать своих детей, могу уехать на Кубу и делать снимки там — в одном единственном жанре мне скучно работать.

Die Zeit, немецкая газета, предложила мне вести свою колонку в приложении, раз в неделю печатая там одно фото, сопровождаемое историей. В течение года я этим занимался. После съемок О Джей Симпсона или, к примеру, Шварценеггера, я возвращался домой и рассказывал друзьям, жене о том, как все прошло — с каждой съемки привозил свои истории. Иногда образ получается настолько сильным, что никакой текст не сможет подойти под фотографию, снимок просто сожжет описание. Такое фото не может быть отобрано для подобного проекта. Возникла идея этой выставки.

Чем меньше времени уделяется технической стороне, тем точнее концентрация на том, что действительно важно.

Съемки всегда длятся разное время. Предпочитаю налаживать контакт с моделью до съемки — считаю, что доверие между фотографом и моделью очень важно. Сессии могут длиться несколько минут, а могут — несколько месяцев, как произошло во время съемок с Шарлоттой Ремплинг, с кем мы работали полгода, прежде чем получили результат. Моя съемочная группа состоит из минимума человек, мне нравится работать с как можно меньшим количеством технических приспособлений.

Для меня очень важен постпродакшн. Я работаю, держа камеры в двух руках. На это есть свои причины: к примеру, если одна камера упадет, останется другая. Вторая причина — фотоаппаратам требуется время для перезагрузки при вспышке, во время того, как отдыхает одна, вторая делает снимок — они чередуются. Отснятого материала очень много, получаются сотни похожих снимков, из которых нужно выбрать тот единственный, который нужен — за этим следует работа с его размером. Больше всего времени тратится на обдумывание объекта или субъекта съемки и на выбор формы для существования снимка в пространстве.

Из русских фотографов я выделяю Сергея Браткова и Бориса Михайлова.

Мне не ясно, как можно сегодня заниматься живописью, завтра — дизайном, послезавтра снимать видео. Я очень занят своей нынешней работой, разбором созданного мной языка двух камер, времени на поиски мистики в фотографии пока нет — так же, как нет его и для съемки видео. Для меня важна работа в одном направлении, там, где мне еще есть, что сказать.

Cтараюсь не читать отзывы критиков. Критика не может ничего изменить. Вы должны не обращать внимание на нее и продолжать заниматься своим делом. Но близких людей нужно слушать. Вы должны быть достаточно сильными, чтобы выдержать критику от них.

У меня есть ответственность перед заказчиком, но и он должен понимать и принимать меня. Я не могу снимать просто все, что мне заблагорассудится, мы обсуждаем, что должно выйти в итоге, моя работа должна помочь клиентам достичь поставленных целей. В то же время это соотносится с моими желаниями — я работаю только с теми заказчиками, которые понимают меня и мои работы, мы вместе отправляемся в путешествие. У меня есть возможность попасть в необычные места и встретить людей, с которыми при другом стечении обстоятельств я бы не познакомился.

Мои работы — часть меня. Согласен с тем, что сегодня вы видите в России работы глобализационные. Но это мои работы, часть меня, fuck globalisation — это я! Вы правы, глобализация — скучна и негативна. Свои работы я стараюсь делать как можно более индивидуальными.

Когда я был молод, я засматривался на работы Вильяма Эгглстона и Lee Friedlander. На человека влияет все — искусство, кино, фильмы, но важно не копировать влияющее.

Я не мечтатель. Я думаю о том, что я буду снимать здесь и сейчас.

Между фотографом и моделью должна присутствовать дистанция. У вас должны быть чувства к тому, кого снимаете, но дистанция непременно должна существовать. Лучше даже и не влюбляться, потому что становишься безумным.

**Йоханнес Эберт, директор Института Гете**: «Нам нравится развивать искусство Германии, знакомить мир с ним. Мы давно хотели привезти в Россию работы Юргена Теллера, и он сам тоже выразил согласие посетить Россию вместе со своими фото, в Москве он всего на 2 дня. Он один из самых блестящих фотографов современной Германии. В дальнейшем мы хотим привезти в Россию кого-нибудь из Дюссельдорфской школы фотографии».
**Ольга Свиблова, директор Московского Дома Фотографии**: «Я знаю Юргена уже лет 30, и уже при нашем знакомстве, в 80-е, он был потрясающим фотографом. Cколько я его знаю, столько и хотела привезти сюда. Техническая организация приезда заняла 2,5 месяца, что противоречит обычной логике того, как происходят подобные мероприятия».
**Кристина Кениг, [галерист](http://www.christinekoeniggalerie.com/)**: «Я регулярно читаю Die Zeit. Каждая фотография Юргена несет историю в себе, и тут я обнаружила, что он ведет в газете колонку, где делает подписи под своими работами, опровергая, подтверждая или сопровождая мессадж фотографии. Мне очень это понравилось, и я предложила Теллеру выставиться в моей галерее. После совещания Юргена с его женой, тоже галеристкой, его работы появились в моей галерее. На выставке присутствовала Ольга Свиблова, которая предложила Юргену выставиться в Москве».
**Настя Михайлова, LookAtMe**: «Сам Теллер производит впечатление сверхадекватного человека. Аудитория и организаторы были странные: в аудитории были студенты школы Родченко, вопросы задавали как на первом курсе фотошколы: ваш успех — это сто процентов таланта или еще труд? Или фрики, которые задавали вопросы в духе, как Юрген относится к тому, что после процессов денацификации и всеобщего стремления к глобализму Германия потеряла свою культуру, и он своей выставкой является прямым тому доказательством. Я примерно представляю себе, как он работает, и историю про то, как он стал из скрипичных дел мастера фотографом, тоже много раз слышала. Мне просто было интересно посмотреть, как он ведет себя, что он за человек. Оказалось, он разумный и очень расслабленный».

Выставка Теллера «Тексты и образы» пройдет с 16 марта по 9 апреля в Московском Доме Фотографии.