Студенты, которые учатся за рубежом, рассказывают, в чем разница между «здесь» и «там».

Женя Каленкович, 22 года


— Где, чему ты учишься, как давно?

— Я аспирант в Чешском техническом университете в Праге по специальности «инженер-математик». Изучаю так называемое самовозникающее поведение. Например, «разумность» муравейника при непроходимой глупости отдельных муравьев, эффект толпы, которая ведет себя иначе, чем отдельные ее элементы, или то, как из набора нейронов с разрозненными функциями возникает сознание. Этим я занимаюсь последние три месяца. До этого пять лет учился в другом пражском вузе — Карловом университете. Специальность называлась «финансовая и страховая математика». Ко времени окончания бакалавриата мне еще не надоело жить в Праге, а титул бакалавра никому не нужен, поэтому я продолжил учиться.

— Ты учился в российском вузе? Какие воспоминания?

— Вообще не учился в российском вузе. Сам принял решение уехать сразу после школы. Поступил на мехмат МГУ, без экзаменов взяли в Карлов. Подумал, что лучше отправиться за границу, потому что так интереснее.

«Посещать лекции необязательно. Находиться в Праге необязательно. Ничего, по-моему, необязательно»

— Где ты сейчас живешь?

— В общежитии. Так дешевле, проще, удобнее. Общежитие не в центре, но и не на окраине — посередине. В комнате два человека, две комнаты объединены в блок с собственными удобствами.

[Чешский технический университет](http://www.cvut.cz/) основал император Иосиф I в 1707 году. Австрийский ученый Кристиан Допплер проработал здесь более 10 лет.

— Какие бонусы дает то, что ты — студент?

— Наличие общежития, которое хоть и недешевое, но это все равно выгоднее, чем снимать квартиру. Недорогие и относительно приличные столовые. Различные скидки на транспорт и общепит.

— Над чем сейчас работаешь?

— Анализирую сети с точки зрения инженера-математика. Поскольку только начал, то сейчас лишь собираю разнообразную информацию по поводу самовозникающего поведения. Кто, что и где про это уже написал, какие провел опыты и прочее. Недавно спроектировал сеть, отдельным узлам в ней придал свойства муравья. Посмотрел, что получилось. Сделал вид, что это кому-нибудь нужно. Пошел спать. Вот этим и занимаюсь.

— Как успехи?

— Никак. Все в будущем. Я только начал заниматься самовозникающим поведением. Но ничего конкретного еще не сделал. Поэтому и результатов пока нет. Те, которые были получены в Карловом университете, неинтересны и непонятны не-математику. Да и математику — далеко не всякому. В качестве дипломной на бакалавриате написал задачник по теории вероятностей с решениями. Тоже не особенно кому интересно.

— Какой у вас в университете самый крутой профессор?

— Дядька, который меня сейчас обучает сложным сетям. Его зовут Петр Сланина, фамилия по-чешски означает «бекон». Я не представляю, как можно знать столько, сколько знает он. Из любопытства на консультациях стараюсь отклониться как можно дальше от темы — не помогает, он продолжает рассказывать без остановки уже о чем-то, чем он практически не занимается. Я думаю, что он на самом деле механический.

«Изучаю так называемое самовозникающее поведение: например, «разумность» муравейника при непроходимой глупости отдельных муравьев»
[Карлов универститет](http://www.cuni.cz/UKENG-1.html) намного старше Чешского технического — Карл IV основал его между 1347 и 1348 годами по настоянию пражского архиепископа. Образование в университете велось на немецком языке до конца XIX века, пока чешские [«будители»](http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%91%D1%83%D0%B4%D0%B8%D1%82%D0%B5%D0%BB%D0%B8) не начали выступать против.

— Как выглядит процесс обучения? Опиши свой обычный учебный день.

— Просыпаюсь рано утром. Зарядка, завтрак, душ. А после этого мне никуда не надо. Могу пойти в институт, если захочется, и там позаниматься, могу остаться дома, могу пойти куда-нибудь еще и там ничего не делать. Считается, что неплохо хотя бы раз в неделю прийти в институт и помахать ручкой научному руководителю, но это совсем необязательно. Посещать лекции необязательно. Находиться в Праге необязательно. Ничего, по-моему, необязательно. Результаты только нужно время от времени показывать, что крайне сложно, когда все необязательно. Вся эта система безумно расхолаживает, с чем я борюсь, стараясь почаще появляться в институте и что-нибудь там делать. Пока все равно много времени трачу не пойми на что, но прогресс вроде есть.

— Какое самое главное знание/умение, которое ты получил в процессе обучения?

— В этом вузе еще ничего получить не успел, а вот в Карловом университете получил отвратительное умение за день и ночь впихнуть в себя значительный объем знаний, чтобы на следующий день после обеда все это испарилось. Из полезного ничего на ум не приходит.

— Дорого жить и учиться?

«В Карловом университете получил отвратительное умение за день и ночь впихнуть в себя значительный объем знаний»

— Обучение в государственных институтах Чехии на чешском языке — бесплатное, в том числе для иностранцев. Жить заметно дешевле, чем в Москве. Общежитие только обходится в 150 евро в месяц, что заметно больше, чем у нас, насколько я понимаю.

— Планируешь вернуться?

— Нет, но и не исключаю такой возможности. Точно не останусь в Чехии: надоела до чертиков.

— Где будешь работать, когда выпустишься?

— Меня тоже интересует ответ на этот вопрос. Самый скучный вариант — в том же институте, где числюсь сейчас.