© Егор Берладин ###В субботу в рамках кампуса «Как снять свой первый фильм?» эксперты в кино рассказывали, какие трудности поджидают желающих проявить себя в режиссуре. Елена Гликман переманивала режиссеров на сторону продюсера, Александр Талал привлек зрителей к отвественности за просмотр кино, а Ингеборгу Дапкунайте просили вспомнить, к чему приводят интриги на съемочной площадке. Студенты ВГИКа, академии Wordshop и других московских киношкол, молодые режиссеры и сценаристы, а также выпускники школы Cinemotion_lab, которая и устроила серию мастер-классов вместе с журналами «Большой город» и «Афиша», собрались в студии телеканала «Дождь».
**Лиза Вайнер, Cinemotion_lab:** «За такой короткий промежуток времени сложно передать какие-то конкретные навыки, зато гостям удалось дать понять аудитории, что можно учиться — при этом необязательно в течение пяти лет, важен подход. Сегодня у нас была возможность встретиться с совершенно разными людьми из киноиндустрии, которые многого добились и готовы делиться опытом. Самое главное — не просто слушать, а действовать самим. Мы надеемся, что такие мастер-классы послужат толчком к действию. Все сегодняшние режиссеры, сценаристы, актеры и операторы показывают своим примером, что это возможно. Формат публичных мастер-классов мы начали еще в прошлом году на [Пикнике «Афиши»](http://theoryandpractice.ru/blog/22-lektoriy-na-piknike-afishi). Мы планируем продолжать и дальше проводить такие события».

Пока не выложили видезапись мастер-классов, можно узнать, что, по мнению экспертов, пригодится начинающему режиссеру.

**Кинопродюсер [Елена Гликман](http://theoryandpractice.ru/presenters/3086-elena-glikman)** поставила на первое место командную работу. Хорошее кино не снимают в одиночку: режиссер должен работать и находить общий язык с продюсером, сценаристом и всей съемочной группой. Елена убеждала публику, что продюсер всегда на стороне режиссера. Другое дело, что продюсер обязан прессовать режиссера, чтобы соблюдать сроки и сметы. Баланс находят на грани, когда режиссер отвоевывает что-то в своем видении, а продюсер укладывается в сроки.
«Самая большая ошибка начинающих режиссеров — взять чей-то сценарий и ходить с ним по продюсерам, искать деньги»
**Писатель, режиссер и сценарист [Павел Санаев](http://theoryandpractice.ru/presenters/6032-pavel-sanaev)** сказал прямо: чтобы снять свой первый фильм, надо брать и снимать. И первые работы — это обычно короткометражки, они нужны, чтобы приспособиться к кино — это все равно что перед тем, как начать бегать марафон, лучше опробовать короткие дистанции. Самая большая ошибка начинающих режиссеров — взять чей-то сценарий и ходить с ним по продюсерам, искать деньги, чтобы начать снимать. Режиссер учится от фильма к фильму — нельзя начитаться книг, насмотреться фильмов и начать снимать, как Спилберг.
**Режиссер [Павел Бардин](http://theoryandpractice.ru/presenters/1596-pavel-bardin)** дал совет не отказываться от денег, если их дают. Ничего плохого в госфинансировании для режиссера нет, хотя для индустрии это может быть не очень полезно. Что касается фестивалей, то прежде всего нужно думать, какое кино снимать, а потом уже думать, отправлять его на фестиваль, или нет. Фестивальная жизнь может быть интересной, но по мнению Бардина, можно поездить, а потом не снять ничего больше. Режиссеру определенно нужна самоцензура — ему надо ставить себя на место зрителя, думать как зритель. Во ВГИКе этому не учат — там снимают философские притчи, авторское кино, которое зрителю просто скучно смотреть.
«Режиссеру определенно нужна самоцензура — во ВГИКе этому не учат — там снимают философские притчи, которые зрителю скучно смотреть»
**Сценарист [Александр Талал](http://theoryandpractice.ru/presenters/3874-aleksandr-talal)** считает, что в жанровом кино ответственность за восприятие фильма несут его создатели, а в авторском кино — зритель, так как авторское кино смотрится головой, а жанровое — сердцем. Чтобы снять кино, от которого будет нельзя оторваться, в первую очередь, важна визуальность повествования — не нужно лишних слов, зритель хочет понимать все сам и додумывать, ему нужны эмоции. Не нужно возлагать все надежды на единственный сценарий — если история стоящая, напишите несколько сценариев. Если сценарий увлекает самого сценариста, это увидит и режиссер, и продюсер, и зритель.

Многие зрители пробыли в студии телеканала «Дождь» весь день, а уходя, поделились своими впечатлениями от мероприятия.

Узнать о лучших программах дополнительного образования в области кино, можно [в специальном обзоре](http://theoryandpractice.ru/posts/1385-8-luchshikh-obrazovatelnykh-programm-v-sfere-kino) на T&P.

Володя, актер-любитель: «Я учусь на кинорежиссуре в Академии коммуникаций Wordshop, в мастерской Грымова. Нас тут много из группы. Позвал сюда наш куратор Феликс Кривошеев. Он часто сообщает нам про такие интересные события, еще он во ВГИКе преподает. Больше всех сегодня понравился Павел Санаев, мне еще очень нравится его книга «Слог», также Тодоровский интересно рассказывал. Еще я играю в любительском театре, хотел спросить Ингеборгу Дапкунайте, каково играть сложные отношения, если ты видишь актера-напарника в первый раз на съемочной площадке — ведь чтобы сыграть настоящие чувства, нужно очень хорошо знать человека и испытывать что-то к нему, иначе получится не по-настоящему. Но не успел задать вопрос».

Алиса, учится на курсах кинорежиссуры: «Сегодняшняя серия мастер-классов — это очень интересно и нужно, потому что это воодушевляет. Ты видишь, что продюсеры говорят: «Ребят, нам нужны ваши идеи, нам нужны ваши мозги». Я только начинаю развиваться в этой области, поэтому не знаю, как все в реальной жизни, но хочется верить, что сегодня не лукавили: через месяц сама буду делать какие-то шаги с продюсированием своей короткометражки. К нам в студию приходят иногда сценаристы и продюсеры и тоже говорят о нехватке идей и людей. Сейчас действительно очень многие учатся на режиссеров и операторов. Время отсеет самых талантливых, самых везучих, самых упорных из нас».