Юрист Антон Фастенков считает, что люди перестали увлекаться космосом, потому что у отечественной космонавтики нет больше достижений, которыми можно было бы гордиться. Ему же, напротив, есть, чем похвастаться: у себя в гараже в Солнцево Антон собрал ракету — первую в своем роде на территории России.

Ракета высотой 2 метра 10 см и весом 20 кг может лететь со скоростью 760 м/с и добраться до высоты в 7 км. Антон с детства хотел заниматься конструкторством, связанным с космосом или авиацией. Несколько лет назад он набрел на форум американских любителей домашнего ракетостроения и решил, что строить что-то большое и дальнобойное дорого и незачем — на территории СНГ есть только две группы конструкторов, на Украине и в Болгарии, которые запускают большие 150-килограммовые ракеты в горах. Антон собрал группу из 4 человек, нашел болельщиков-консультантов в Штатах и Аргентине и запустил процесс производства у себя в гараже.

** — Кто собрал ракету в гараже?**

— Я основатель и координатор нашего проекта, второй человек — производитель электроники из Павловского посада, а еще у нас есть один электронщик и программист-химик. Никто напрямую с космосом не связан.

— Каков процесс? Что вы делаете, сначала рисуете чертеж?

— Нет, у нас все творчески происходит. Ничего нового мы не делаем: все изобретено до нас. Мы взяли программы, которые позволяют собрать ракету. Едем на металлобазу за материалами — листами, эпоксидной смолой — и везем на нашу базу в Солнцево.

«Партизанить нельзя. Если выйдешь в поле с ракетой — мало не покажется»

С середины 2009 года мы собираем ракету, прошли больше 40 стендовых испытаний, чтобы понять характеристики двигателя. Двигатель, как у нас, хотели использовать на американском шаттле, когда еще не приняли решение его сворачивать. Он безопасный, работает на парафине и газовой смеси. Мы отказались от кислорода в пользу газовой смеси, потому что кислород — это криогеника: там нужны совсем другие помещения и уровень техники безопасности. Собственно собрать ракету — дело 2 недель.

— Все космические истории в России крепко связаны с военной отраслью — у вас с этим не было проблем?

— Партизанить нельзя. Если выйдешь в поле с ракетой, мало не покажется. Но вообще это неправильно: проект-то заметный, мы первые в стране. Так что надо все делать по закону. Документов, регулирующих частную космическую деятельность, в России нет. Встал вопрос, что делать: за космос отвечает Роскосмос, так что мы написали туда. Тем более, что год космонавтики: мы в честь полета хотим запустить ракету. Через две недели позвонил начальник юротдела Роскосмоса, поругался, конечно, сказал, что мы с ума сошли и нам нужна лицензия на космическую деятельность. А если будете упорствовать, говорит, вами займутся другие органы.

Мы согласились, чтобы нами «занялись», и главный юрист прислал нам бумагу, которая очень в результате помогла, потому что признавала, что наша деятельность к космичекой не относится — лицензия, значит не требуется.

«В Штатах и Канаде семиметровые монстры летают выше 100 км запросто, так что есть организации, которые занимаются сертификацией двигателей»

— Следующий этап: где пускать и как пускать?

— Для старта надо перекрывать небо. Позвонили начальнику департамента воздушного движения, он сказал: «Ребята, классно, езжайте к такому-то начальнику, он вам все организует». В тот же вечер начальник хлопал меня по плечу и действительно все оргнизовал: езжайте в запретную зону на полигон в Московской области. Приехали накануне Нового года, дал добро, поставив пару условий по страхованию и технической экспертизе установки. И все.

— Пустили?

— Скоро будет запуск. 25 декабря у нас двигатель шарахнул, 2 недели назад исправили все ошибки, сейчас еще выставка технических достижений, а в конце апреля будем пускать.

— А как в других странах происходит согласование?

— В Штатах и Канаде есть гражданские ассоциации ракетной техники. Поскольку это хобби, у них за этим делом осуществляется общественный контроль: есть пожарные требования и законы, регулирующие проивзодство боеприпасов. Но у них семиметровые монстры летают выше 100 км запросто, так что есть организации, которые занимаются сертификацией двигателей и выпускают технические регламенты, а также организуют общественные меропрития. Это правильно.

«На мастерскую и станки у нас ушло чуть больше миллиона, а на материалы — не больше 5 тысяч рублей с бензином»

Мы уже подготовили документы, никак до Минюста не доедем: будем регистрировать такую ассоциацию здесь. Есть же два варианта: или мы сами занимаемся правовым аспектом, или за нас это делает государство — а как оно у нас регулирует, мы все прекрасно знаем.

— Этот прецедент увеличит интерес к космосу?

— Сам по себе нет — нужны еще запчасти, чтобы ракеты строить, а у нас они не продаются. Мы потихонечку открываем интернет-магазин как раз с этой целью. С наборами. Двигатели не продаем, а то попадаем под пиротехнику.

— А зачем вообще запускать ракету? Смысл-то в ней какой? На орбиту она сможет выйти?

Специализированные лаборатории ДОСААФ собирают земные спутники весом 100 кг. Через несколько лет они будут весить 20 кг, а это значит, что ракета весом 2 тонны сможет поднять этот спутник на орбиту. Прогнозируемая цена такой ракеты — $100 000, стоимость пуска — $50 000.

— Эта маленькая не сможет, она нужна, чтобы открыть диалог с властями. Но если у нас получится с маленькой, то будем делать большую: там цель больше 100 км, другие двигатели. Рекорд уже 140 км. Чтобы выйти на орбиту, надо разогнаться до 5 км/с, у самодельных ракет энергетики не хватит. Так что она поднимается, потом спускается обратно на парашюте. Так поступают метеорологические ракеты, которые собирают данные и спускаются на землю. Сейчас для этой цели в России используют военные ракеты: их столько напроизводили, в Туле до миллиона в год с 60-х годов выпускалось.

Это регламенты и большие деньги. А наша ракета стоит 4 тысячи рублей. То есть, на мастерскую и станки у нас ушло чуть больше миллиона, а на материалы — не больше 5 тысяч рублей с бензином. Высотная будет стоить ну 40 000 рублей, и она уже сможет выполнять функции метеорологической.

Можно выводить на орбиту любительские телескопы. Если смотреть на звезды с Земли, мешает атмосфера. Людей, увлекающихся астрономией — сотни тысяч. Они смогут рассмотреть навые галактики с собственного телескопа в безвоздушном пространстве, который на лэптоп будет присылать свежие снимки туманностей.