T&P продолжают сериал о революционерах современного дизайна: тех, кто первым понял, что дизайн есть не создание красивой формы, но процесс проектирования ее сути. В 1989 году англичанин Джонатан Айв придумывал дизайн расчесок и сантехники. Сегодня он самый известный промышленный дизайнер в мире, вице-президент дизайн-отдела компании Apple и человек, который в одиночку совершил несколько технологических и один профессиональный переворот.

Айв первым применил к информационным технологиям определение sexy, а в 1998 году, подтверждая свои слова, придумал iMac G3 — компьютер-леденец, который не был похож ни на что виденное ранее. Вдохновение для создания прототипа дизайнер искал в кондитерских.

Сегодня в это сложно поверить, но в конце девяностых люди еще боялись компьютеров и чувствовали себя неуютно рядом с ними. Именно поэтому Стив Джобс решил, что дизайн будет главным преимуществом его компании: вместо стандартной серой коробки Apple предложил моноблок в обтекаемом корпусе из цветного прозрачного пластика. Аймак очень скоро стал самым продаваемым компьютером в истории человечества.

Несмотря на это, Джобс был не до конца доволен результатом, и за последующие несколько лет они с Айвом сформулировали один из важнейших принципов design thinking: дизайн должен быть не просто завершающимим этапом работы, не примитивным оформительством, а процессом, определяющим функционал и интерфейс устройства. В результате первых экспериментов появился iPod.

Джобс и Айв сформулировали один из важнейших принципов design thinking: дизайн должен быть не примитивным оформительством, а процессом, определяющим функционал и интерфейс устройства.

Каждый, кто впервые пользовался этим плеером, наверняка запомнил свое удивление от того, насколько интуитивно понятно он устроен. Благодаря сенсорному колесу click wheel, отмеряющему движения пальцев приятным щелчками, айпод прост в управлении. «Наша цель — создание гаджетов, к которым не нужна будет инструкция», — сказал тогда Айв.

Джонотан Айв всегда с трепетом относился к тому, что делает.

Главное событие в новейшей истории компании Apple произошло 9 января 2007 года, когда на конференции в Сан-Франциско Стив Джобс представил первый iPhone — гаджет, который бесповоротно изменил технологический мир. На этой презентации Джобс процитировал Алана Кея: «People who are really serious about software should make their own hardware», — под этим слоганом в Apple и придумывали коммуникатор нового поколения. Во всем, что касалось hardware, главным был Айв.

В документальном фильме Objectified дизайнер рассказывает о том, что высшая ступень его личной дизайн-философии — сделать так, чтобы, глядя на объект, человек не замечал наличие какого-либо дизайна вообще. Джони называет это undesigned.

Доступ в закрытую лабораторию Айва кроме его команды и CEO компании имеет всего несколько человек. Это самый законспирированный отдел одной из самых закрытых корпораций Кремниевой долины. Англичанин может потратить месяцы на разработку одного только соединительного шарнира, благодаря незаметному присутствию которого, у последнего аймака почти идеальная балансировка — любое положение массивного экрана в алюминиевом корпусе достигается легким движением одного пальца.

При этом материал базы подобран так, чтобы она не скользила при изменении угла наклона. С такой же тщательностью и вниманием к будущему пользователю Айв продумывает каждую деталь эппловской продукции.

Продукты дизайнера Дитера Рамса, повлиявшие на Айва:**
Калькулятор Braun ET66
Радио Braun T3
Колонка Braun LE1

Эти мелочи не всегда заметны, но именно из них складывается такая характеристика объекта, как эргономичность — а в этом у Apple нет равных. Например, индикатор режима сна на Macbook Air виден только в активном состоянии. «Нет причин видеть этот индикатор или даже знать о его существовании, когда компьютер работает, поэтому мы сделали его полностью незаметным», — говорит Джони Айв с таким неподдельным восторгом, что сразу становится понятно, кто главный фанат его изобретений.

По словам дизайнера, не существует никакой общей концепции внешнего оформления Apple, в которой создаются все продукты. Они выглядят минималистичными, простыми и «облегченными» просто потому, что являются такими на самом деле.

«Мы избавляемся от всего, что не считаем действительно необходимым. Если можно уместить функции четырех кнопок в одной — мы это сделаем. Упрощать надо до упора, руководствуясь всего лишь двумя принципами: это должно облегчить производство и использование гаджета. Как видите, это не погоня за стилем, а требование утилитарности. Apple старается использовать материалы, формы и функций самым органичным образом», — считает англичанин.

Айва называют алхимиком, потому что когда ему нужна форма, он ее не ищет, а создает самостоятельно. Именно поэтому для него самая интересная часть работы — изучение возможностей материалов. Про свойства алюминия и пластика этот человек может разговаривать бесконечно.

Его заслуга не только в создании звездных продуктов Apple, многие из которых нам только предстоит увидеть и подержать в руках в будущем, но и в том, что он в одиночку серьезно поднял статус профессии промышленного дизайнера.

Его заслуга не только в создании продуктов Apple, но и в том, что он в одиночку серьезно поднял статус профессии промышленного дизайнера
Джонатан Айв считается одним из ключевых сотрудников Apple — ни в одной корпорации мира дизайнеры никогда не имели такого влияния. В его компетенцию входит принятие окончательных решений. Например, айпод мог бы выглядеть совсем иначе, но именно Айв выбрал известный нам вариант из нескольких других готовых прототипов.

Джонатан Айв практически выполняет роль правого полушария Джобса: он отвечает не только за внешний вид устройств Apple, но и за дизайн интерфейсов, эргономику и функционал. И главное — за философию бренда.