© [Таня Бекасова](http://www.flickr.com/photos/tanya_bekasova/) ###Старший вице-президент по редакционным проектам Condе Nast США [Рик Левин](http://www.wwd.com/media-news/fashion-memopad/rick-levine-says-tablet-marketplace-needs-to-be-more-competitive-3553003) и вице-президент по разработке цифровых журналов, бывший креативный директор журнала Wired [Скотт Дадич](http://www.observer.com/2010/savior-cond%C3%A9-nast) ответили на вопросы главного редактора T&P [Насти Поповой](http://theoryandpractice.ru/users/awesomeopossum) и [Леши Гусева](http://theoryandpractice.ru/users/longman) из [Bookmate](http://www.bookmate.ru/). **— Если бы вам пришлось заново сделать Wired и New Yorker для айпада, но уже со всем тем опытом, который есть у вас, что бы вы сделали по-другому?**
**Рик Левин:** Понятия не имею. С этими продуктами такая история, что ты никогда не знаешь, во что они превратятся через год. Мы собираем аналитику по этим приложениям: отзывы пользователей, в частности, а потом думаем, что мы не доделали. Мы смотрим на реакцию и решаем, что пользователям нужно, а что нет. Так что, как изменятся приложения, зависит вообще-то не от нас, а от них.
**Скотт Дадич:** Технологии тоже меняются, они не то чтобы навсегда созданы. Каждый год провоцирует на изменения. **— Формат .folio, которое вы разработали вместе с Adobe, с одной стороны, решает вопрос написания приложений для разных платформ, но не решает проблему дизайна: экраны-то у гаджетов все равно разные.**
**Скотт Дадич:** Да, он отделяет контент от контейнера и помещает контент на любую платформу, которую мы хотим. Сейчас задача — сделать адаптивный дизайн для платформы, которую мы выбрали как контейнер для наших журналов. Это должно быть такое решение, которое подстраивается под диагональ, размер, ориентацию экрана, размер и качество фотографий. Условное название этому решению — liquid layout, жидкий макет.
«Хочется сделать так, чтобы на любом носителе журнал выглядел как журнал, при этом не надо было под каждый делать отдельный макет. Это утомительно»

— Что значит «жидкий»?

**Скотт Дадич:** Это значит, что можно задавать параметры экрана (размер, яркость), а макет подстраивается под него: делает, например, длиннее колонки с текстом, адаптирует изображения. Вот над этим мы и работаем сейчас, над следующим шагом в дизайне для таблеток, смартфонов и других электронных носителей.
**Рик Левин:** В общем, хочется сделать так, чтобы на любом носителе журнал выглядел как журнал, при этом не надо было под каждый из них делать отдельный макет. Это утомительно. К тому же, читатели сейчас могут и хотят контролировать то, как выглядит журнал. Они скоро получат возможность менять ширину колонки, размер фотографии, фон. **— Когда вы запустите liquid layout?**
**Скотт Дадич:** Сейчас в интернете доступны некоторые элементы. Mac на айфонах и айпадах это использует: расположение текста в зависимости от ориентации экрана, мультитач. Мы пробуем пока отдельные функции, но точной даты запуска нет.
«Книги — это действительно вершина дизайнерского мастерства. Газеты-журналы создавать проще, а книга — это лучшее, что можно сделать»

Мы недавно говорили с редактором одного российского научпоп-журнала. Он, как и все сейчас, в процессе создания приложений, но считает, что в скором времени разные платформы сведутся к унифицированному формату, как когда-то было с CD и видеокассетами. Вы что думаете?

**Скотт Дадич:** Я думаю, это невозможно. Они эволюционируют постоянно, но не уверен, что в одном направлении. Слишком много разных запросов у потребителей.

— Скотт, вы делаете книгу с фотографом Платоном. Устали от периодических изданий?

**Скотт Дадич:** Да, я работаю над дизайном для этого проекта. Платон делает портреты первых лиц для Ny Times, Time, New Yorker: Медведева, Путина, Ахмадинежада. Книжка — это антология, там будут собраны все его портреты. Книги — это вершина дизайнерского мастерства, действительно. Газеты-журналы создавать проще, а книга — это лучшее, что можно сделать. Нужно думать о бумаге, материалах вроде ткани на обложку, клее. Можно создать действительно красивый объект. Сайты быстро прочитываются, а тут задача побольше масштабом. **— У вас широкий круг интересов. Что вы думаете об [Ars Technica](http://arstechnica.com/)?**

Скотт Дадич начиная с 2009 года руководит разработкой программного обеспечения для создания цифровых журналов для iPad и других устройств в Condе Nast. С 2006 по 2010 был креативным директором журнала Wired, где отвечал за дизайн, фотографию и производство. Живет в Нью-Йорке, преподает в Школе Визуальных Искусств и Школе журналистики при Колумбийском университете.

Ричард Левин в Conde Nast отвечает за широкий круг оперативных вопросов, в том числе за работу с новыми инициативами: включая развитие цифровых изданий и вебсайтов. Ранее работал в должности директора по персоналу в New Yorker и был управляющим редактором Condе Nast Traveler. До этого Левин 10 лет провел в The New York Times. Является со-автором четырех книг: в том числе, посвященных бизнес-менеджменту.

**Скотт Дадич:** Удивительный веб-сайт про технологии, инновации. У них разная с Wired аудитория — тот больше про масс-культуру и популяризацию науки, а Ars Technica больше о технической стороне систем и продуктов, софте. Но я не делал им дизайн. ** — Вы преподаете в нескольких университетах. Кому и что?**
**Скотт Дадич:** Университет Техаса, Колумбийский университет. Я читаю лекции о принципах дизайна, об использовании технологий в дизайне. Все по большей части на примерах из работы. Преподаю колористику, объясняю иерархию масштабов: как в макете должны размещаться картинки, каким количеством текста они должны сопровождаться. Читаю в год 6-8 лекций на курсах и публичных — штук 25. **— Что вы думаете про изменения, которые вот-вот претерпят тексты, журналистские в частности. Жанр журналистского рассказа не собирается умирать?**
**Скотт Дадич:** О, ну нет, конечно. New Yorker специализируется на жанре рассказа. В этом году он был номинантом National Magazine Awards. Статистика просмотров говорит, что их очень хорошо читают, такие истории. Выпускает, допустим, Wired статью на 11 000 слов о Google и его корнях.
«То, что сейчас происходит, и есть новая форма развития медиа — возможность сочетать короткие и длинные тексты, разные жанры и форматы»

Кроме основной истории там есть средний масштаб: дополнительная информация к теме, прекрасно написанная, с тщательно отобранной информацией о социальных сетях, твиттере, обмене информацией в интернете. Материал можно по-разному собирать, делать акценты — и это высшая форма журналистики. В интернете еще больше возможностей: видео, аудио можно вшивать в текст.

— Что-то принципиально новое может родиться в сегодняшних медиа? Такое, чего журналистика еще не видела?

**Скотт Дадич:** То, что сейчас происходит, и есть эта новая форма, я считаю. Возможность сочетать короткие и длинные тексты, разные жанры и форматы: например, дать набор срочных новостей в дополнение к большому материалу, который можно обновлять по мере поступления новой информации — наращивать текст. Интеграция с социальными сетями — тоже гибридная форма. Комментарии к статьям — тоже форма медиа. Возможности репортажа расширились: можно действительно вести репортаж «с места события». В Wired репортеры пишут текст, кидают мысли в твиттер по ходу репортажа, читают отзывы, меняют угол зрения на вопрос.

— Что с образованием в области журналистики? Какой шанс у академического образования против идеи обучения на практике?

Рик Левин: В целом, журналистские школы стали куда больше ориентироваться на практику и на бизнес-аспекты существования медиа. Важно теперь не только, как сделать продукт, но и как его сразу же коммерциализировать. Поэтому нельзя заниматься журналистикой, не понимая природы монетизации медиа, каналов распространения, иначе все затраты (ресурсов, времени) улетят в трубу.

Структура журнала, место рекламы в нем, почему короткие истории идут в начале, а большие материалы — в конце, это все важно, чтобы правильно распределять ресурсы. Кто аудитория журнала? Кто его купит в розницу, кто по подписке, кто вообще никогда не заплатит за потребление медиа в интернете? Как распространять электронные версии бумажных изданий? Это вопрос выживания для тех, кто сейчас производит контент.