© [Егор Слизяк](http://www.lookatme.ru/galleries/72669) ###Нескольким университетским друзьям из команды [«кое|кто»](http://www.facebook.com/koelkto) есть чем занять москвичей: с недавних пор стала регулярной познавательная вечеринка «Полезное увеселение». Окончательно обосновавшись в столичном клубе «Солянка», после шестого (с долгими перерывами) мероприятия организаторы решили проводить ее чаще. Команда «кое|кто» — это выпускники журфака МГУ: Искандер Еримбетов, Федор Наумов, Иван Проскуряков, Игорь Сайфуллин, Эмиль Рабинович и московский журналист Армас Шпилев-Викстрем, который познакомил ребят с клубным миром поближе. Три года назад команда организовала свою первую вечеринку для факультета — [«Добрый вечер»](http://dobry-vecher.blogspot.com/). Полгода спустя они придумали «Полезное увеселение»— вечеринку, на которой можно не только потанцевать, но и послушать лекции о музыке. От стадии юных энтузиастов до стадии креативного бюро «кое|кто» проделали путь в два с лишним года. **— Я отчетливо помню первую вечеринку «Добрый вечер», но только сейчас задалась вопросом: почему вы ее организовали, как это было придумано?**
**Искандер:** Целью было сделать хорошую вечеринку, с хорошей музыкой, в хорошем месте и, я позволю себе сказать, с нужными людьми — такой раньше не было. Подруга сделала анонс на сайте Look At Me— сами мы к тому времени даже не знали о таких возможностях. В общем, мы хотели сделать интересное для нашей аудитории мероприятие. Сделали первый видео-тизер, билеты, повесили на факультете огромный плакат — так и родился «Добрый вечер».
**Игорь:** Если над нами витает тема этого эдьютеймента, то можно сказать, что у нас всегда задней мыслью было не просто веселиться, а добавлять в это веселье и что-нибудь душеполезное. Это, в общем, было даже на [первом «Добром вечере»](http://www.youtube.com/watch?v=6eSOwDnHkkE) — наши приятели с факультетского радио ставили замиксованные с минимал-техно лекции профессоров журфака, на экране завели фильм «Женщина на Луне» Фрица Ланга, привлекли своих друзей-фотографов и вывесили их снимки для того, чтоб гости на них поглядели.
«Популярный формат всяких лекций от известных людей — это стандартная презентация с постулированием базовых вещей в заданной сфере. В общем, самореклама, а не реальный обмен опытом и знаниями»

— Главная ваша вечеринка — «Полезное увеселение» — это же вообще в чистом виде лекция с танцами?

**Игорь:** Это случилось на третьем [«Добром Вечере»](http://www.youtube.com/watch?v=_xgT87J-X-s), на котором у нас выступал MC Steppastyle в паре с ди-джей Ladjak. У него была такая манера — между прочим рассказывать что-то о регги и дэнсхолле перед треком. Это хорошо вписывалось в формат танцев, и мы обратили на это внимание. Так и решили сделать на [первом «Полувесе»](http://www.youtube.com/watch?v=WtA6x4wLFIY) — перед каждым сетом ди-джеи 10-15 минут рассказывали о своей музыке. Но оказалось, во-первых, что не все ди-джеи владеют ораторскими навыками, а во-вторых, людям было трудно перестраиваться каждый раз с танцев на рассказ. Поэтому мы пересмотрели концепцию — в начале мероприятия — лекция, потом — танцы. И решили звать людей, которые умеют рассказывать и которым есть что рассказать. Наш выбор пал на музыкальных деятелей, обозревателей.

— То есть тема лекции может не относиться напрямую к той музыке, которая играет в течение ночи?

**Искандер:** После первого «Полувеса» мы больше не делали тематических вечеринок типа вот у нас лекция про краутрок, а потом выступит краутрок-команда, а сейчас мы все отлично спляшем под краутрок.
**Игорь:** На последней вечеринке был олдскульный хаус от FStep, тут же после этого дикий электронный хип-хоп от DZA, затем инди-хиты от Kushnarenko. Нам удалось прибить к своим мероприятиям людей, которые в клубы не ходят. Эдакое коммьюнити, выросшее на «Полувесе» и «Добром вечере». Я бы хотел, чтобы люди пробовали на вкус разную музыку, и знали, что Dj Mos и FStep могут сочетаться с Паниным и Анатолием Ice. **— Так почему вы решили сменить формат, совместить в клубе тусовку с лекциями о музыке?**
**Игорь:** Был какой-то напряженный момент, будто надо было сделать что-то новое. Если вычленить первую идею, то она была такова — пусть люди знают, что они слушают и подо что танцуют.
«Полезное увеселение» — ты приходишь, весь заинтересованный, берешь чаю в баре, открываешь блокнот или включаешь диктофон и садишься послушать, например, Льва Ганкина»
**Искандер:** Да, но в этом не было какого-то легкого поиска — ах, давайте сделаем что-нибудь новое. Мы поняли, что нужно немного повременить с «Добрым вечером», придумать что-то другое и привлечь несколько другую публику. Расскажу на примере. Мы все уже пресыщены всей этой музыкой — она в наших айподах, компьютерах, головах — она везде. Но чем больше становится материала, тем меньше ты о нем знаешь. А тут — «Солянка» превращается в ряды стульев у сцены, ты приходишь, весь заинтересованный, берешь чаю в баре, открываешь блокнот или включаешь диктофон и садишься послушать, например, Льва Ганкина.
**Федор:** Мне нравится формат этого мероприятия вот почему. Предположим, вечером у тебя неожиданно появляется свободное время, ты думаешь пойти в театр, в консерваторию, но, разумеется, не попадаешь — то нет билетов, то дорого; такие вещи нужно планировать заранее. Нам хочется, чтобы у людей была возможность безошибочно провести вечер четверга — вот пришел бесплатно в «Солянку» и послушал лекцию о музыке. **— Как возникает идея кого позвать в качестве лектора?**
**Искандер:** Все эти вечеринки — отличная платформа поделиться с окружающим миром тем, чем ты интересуешься. Кто из широкой аудитории, например, знал о Романе Александровиче Насонове, преподавателе Московской консерватории? Я со своими одногруппниками ходил на его лекции послушать про академическую музыку: от романтизма до минимализма. Он так круто их читал, но ходило туда человек семь наших знакомых. Так и подумали — он классный и должен прочитать не семи людям, а сотне. Помню, как он стоял перед аудиторией: обаятельный, воодушевленный, со своими пластинками и видео-иллюстрациями, а все сидели с блокнотиками. «Солянка» заполонялась Джоном Кейджом — это было нечто совсем новое.
**Игорь:** Мы зовем не за имя, а того, кому есть, что рассказать — таких людей мы ищем. Крутая лекция была у Олега Нестерова. Она была не столько про музыку как материю, сколько о процессах — он рассказывал про такие вещи, как вдохновение, например. У всех разная манера повествования. Александр Ф. Скляр решил провести лекцию в форме беседы — сидел на стуле и отвечал на вопросы. А у Насонова как раз была «настоящая», нестандартная для клуба лекция.
**Еще 5 клубов и кафе, где проходят лекции:**

«Блогистан»

«Ex:Libris»

«Дума»

«Билингва»

«Газгольдер»

— Вы как-то оговариваете тему лекции?

**Искандер:** На [последнем «Полувесе»](http://www.youtube.com/watch?v=k3vjmsS-_Uw) у нас был Лев Ганкин, он ведет «Траекторию звука» на радиостанции «Культура», рассказывает о разной интересной музыке. Тут мы ему звоним и говорим: «Лев, приходите к нам, поделитесь знанием, у нас хорошо». И он в ответ: «Ну, раз такое дело, давайте я расскажу не о том, о чем я рассказываю по вечерам на радио, а о том, чем я болею, какую музыку я люблю больше и играю сам». И вот он приходит, садится на диван и рассказывает о краутроке — о музыке, прямо скажем, не для широких масс.
**Федор:** Да-да, когда человек искренне хочет о чем-то рассказать, ставит какую-то пятиминутную однообразную музыку, сидит и сам прется, закуривает сигарету и отстукивает ритм — он заставляет аудиторию заинтересоваться. Ну, мол, раз Лев Ганкин так прется, то действительно стоит послушать. Самое главное, что мы не ограничиваем людей в том, о чем им хочется рассказывать. **— Вход на «Полезное увеселение» всегда бесплатный?**
**Игорь:** Да. Мы сами, парадоксальным образом, почти не ходим ни на какие лекции в городе. Иногда я захожу на T&P, и если мне нравится лекция, то, как правило, она платная. Платить за лекцию я готов лишь в том случае, если могу в ближайшее время применить полученные знания. Все-таки это должно быть бесплатно. Популярный формат всяких лекций от известных людей — это стандартная презентация с постулированием базовых вещей в заданной сфере. В общем, самореклама, а не реальный обмен опытом и знаниями. Мы тоже ничем сакральным не делимся, делимся интересным. Но не считаем, что за это надо брать деньги.
**Федор:** Мне в принципе кажется, что чем больше человек зарабатывает, тем меньше ему хочется рассказывать, как он это делает. Это к вопросу о платных лекциях гуру бизнеса. **— В общем, денег это вам не приносит. Есть какая-то основная причина, зачем вы это делаете?**
**Игорь:** Конечно, для чего-то мы это делаем. Мы сами были поражены, что на том же радио «Культура» есть дико интересные передачи и ведущие, и мы решили этим поделиться. Но всем же не скажешь: «Давайте слушать это замечательное радио!», поэтому проще принести частичку «Культуры» на вечеринку. Мы все это начинали фактически как эксперимент, а для ребят, которым сейчас 17 лет, обогатиться знаниями в клубе — это норма.
«Кто из широкой аудитории, например, знал о Романе Александровиче Насонове, преподавателе Московской консерватории? А тут «Солянка» заполонялась Джоном Кейджом — это было нечто совсем новое»

Вот они к нам приходят с папочками и ручками. Они повзрослели с тем, что можно пойти в кафе на лекцию. Когда нам было 17, внеплановые лекции про искусство и кино проходили только у нас в каких-то околоуниверситетских местах, у нас в общаге, например, но кто на них ходил? Это было для особо интересующихся, а сейчас становится массовым.

— В итоге получилось, что несерьезно, казалось бы, снятые для вечеринок тизеры переросли в вашу нынешнюю профессиональную деятельность — как так вышло?

Искандер: Любое свое занятие, чтобы оно в дальнейшем превратилось в любимую работу, нужно развивать на голом энтузиазме и исключительно для себя, пробуя новые ходы, узнавая постоянно новое про саму материю и про то, как с ней работать. Мы вот года два снимали-снимали и, кстати, не думали о том, что этим можно жить. А когда появились первые заказы со стороны, поняли — это нам все еще интересно, мы не перегорели, поэтому давайте-ка дружно приложим к этому усилия и получим больший профит, посмотрим, можем ли. Пока можем.

Игорь: Видосы видосами, но вот скоро будет новая серия «Полезных увеселений» и возможность увидеть все на деле. 26 мая нас ждет следующее событие и кое-какой интересный гость.