© Sylvain Willenz

Британский Совет и «Теории и практики» начали конкурс для молодых предпринимателей в дизайне, который рассчитан на самых разных специалистов в этой области: от архитекторов и дизайнеров до менеджеров и промоутеров. Чтобы разобраться в том, для чего вообще стоило все это затевать, T&P поговорили с членами жюри и молодыми предпринимателями, которые рассказали, что для человека достаточно безумного, чтобы поверить, что он может изменить мир, становится возможно все.

**Михаил Сметана, арт-директор издательского дома [«Афиша»](http://www.afisha.ru/) и дизайн-директор [«Стрелки»](http://strelkainstitute.com/):** «Аудитория конкурса — это своего рода идеалисты, которые пытаются изменить мир вокруг себя с помощью частной инициативы. Индустрия находится в таком плачевном состоянии, что для ее развития полезно все, что угодно, а тем более такой конкурс. Дизайн развивается неравномерно в разных странах, но Лондон — безусловно, одна из столиц креативных индустрий».
**Александр Аврамов, директор [Британской Высшей Школы Дизайна](http://www.britishdesign.ru/):** «В стране колоссальный дефицит предпринимателей вообще, и дизайн в этом плане — не исключение. Меня шокируют данные соцопросов: огромный процент молодых и вполне способных людей мечтает стать чиновниками или работать в госкорпорациях.

Всегда найдутся те, кто не сможет или не хочет жить ради распределения и администрирования. Таким людям приносит радость процесс поиска и творчества, ощущение предпринимательского риска с шансом на выигрыш, гордость за то, что они создают. Несмотря на все трудности и препятствия, которые выпадают на долю решившихся вести бизнес в нашей стране, для предпринимателей в области творческих индустрий существуют огромные перспективы. С одной стороны, российский рынок выглядит фантастически недоразвитым по всему фронту творческих индустрий. С другой стороны, это дает огромное преимущество первопроходцам, которые могут создать рынок фактически с нуля и вытеснить неэффективные организации, которые не приносят пользы экономике и обществу.

В случае успеха такие проекты ведут к процветанию не только своих создателей, но и их сотрудников, клиентов, оздоровлению общества в целом. Создавая Британскую Высшую Школу Дизайна в начале двухтысячных, я был уверен в одном — дизайн-образование в России нуждается в серьезных переменах. Мне хотелось бы, чтобы подобных примеров — качественных дизайн-студий, успешных арт-бюро и модных домов, популярных интернет-проектов и продакшн-компаний было как можно больше. Пусть выживут не все, но преуспеют сильнейшие.

Не стоит ждать помощи сверху — наше государство практически полностью игнорирует креативные индустрии (за исключением поддержки киноиндустрии и музеев классического искусства). Развитие возможно только частными инициативами, которые и планирует поддержать конкурс».

**Аскар Рамазанов, сооснователь [«Теорий и практик»](http://theoryandpractice.ru/), директор по развитию проекта:** «Большинство знакомых мне русских дизайнеров — самоучки. Несколько мест, где теперь учат дизайну, не меняют ситуацию. Учатся не в дизайн-школах, а на реальных кейсах. Конечно, общаясь с бизнесом напрямую, многому учишься. Но при таком положении дел профессия развивается неблагополучно, потому что отсутствует необходимая для работы этика, как со стороны дизайнеров, так и со стороны тех, кого они обслуживают. Получается, у русского дизайнера два пути: заниматься обслуживанием бизнеса, а это со временем его, дизайнера, убивает, или самому открыть дело. Совмещать это удается немногим, но именно они способны менять ситуацию в дизайн-индустрии».

Лидия Хесед, координатор проектов Британского Совета: «Профессиональная программа для победителей из разных стран предполагает посещение важных событий по теме конкурса, например, Лондонской недели моды.

Дизайн — предельно широкое понятие: сюда входит архитектура, ландшафтный, промышленный, графический дизайн, дизайн интерьера и еще работа с брендами и стратегии их продвижения. Нам кажется, талантливым российским командам будет интересно не только разделить опыт европейских коллег, но и заявить о себе на международном уровне».

T&P также узнали мнение и самих молодых предпринимателей.

Алексей Остроухов, управляющий директор Dream Industries (Bookmate, Zvooq): «На мой взгляд, молодым предпринимателям стоит меньше обращать внимание на реалии страны, в которой они работают. Для человека достаточно безумного, чтобы поверить, что он может изменить мир, становится возможно все.

Для таких конкурсов есть аудитория, в России много творческих людей, в которых есть потенциал для развития предпринимательской жилки. Жаль, что многие не верят в себя и в свою способность чего-то достичь в жизни. Общество вокруг нас одолевает заразительная лень, и даже самым творческим людям сложно не тонуть в ней. На самом деле все просто: нужно проснуться утром и сделать первый шаг к своему делу, а потом следующий».

Дима Пантюшин, художник-оформитель, один из основателей проекта Clevermoto: «Я сейчас не отслеживаю, что происходит в графическом дизайне, но недавно натолкнулся на одну нашу студию, которая мне близка по духу — «Провинция». У меня никогда не было желания создать свою дизайн-студию, и я четко понимал это, но у меня появился проект Clevermoto, где я, помимо прочего, занимаюсь оформлением и айдентикой, могу реализовывать абсолютно любые визуальные идеи, так как утверждаю свои сам».