© Steve Jurvetson

Проект Big History начинается со слов An Introduction to Everything: и это действительно краткая история всего на свете, рассказанная историком Дэвидом Кристианом. Этот предмет, который организаторы проекта планируют внедрить в школы в следующем учебном году, по сути — захватывающий синтез истории, космологии, геологии, физики и социологии, рассказывающий об истории развития Вселенной: от Большого взрыва до социальных сетей.

Появление идеи


Однажды Билл Гейтс прослушал цикл лекций историка Дэвида Кристиана по универсальной истории: впечатление было поистине ошеломляющим. Кристиан показывал взаимосвязь естественных, общественных и гуманитарных наук. Гейтс очень сожалел, что подобного предмета не было во времена его юности: универсальная история позволяет объединить различные науки в единую концепцию, что делает их изучение более осмысленным. Но что было действительно новым для Гейтса, так это то, что естественные науки помещались в интереснейший исторический контекст.

После встречи Гейтса и Кристиана возникла идея Big History Project — проекта, целью которого стало донесение такого рода знаний школьникам по всему миру: как в учебных классах, так и с помощью онлайн-курсов.

Универсальная история изучается, как правило, в университетах, но данный проект нацелен, в первую очередь, на девятиклассников. Создатели проекта считают, что ученики в возрасте 14-15 лет уже достигают определенной интеллектуальной зрелости, чтобы разбираться в научных и исторических концепциях, рассматриваемых в учебной программе курса. Изучение универсальной истории в старших классах может повлиять на интерес к школе и к отдельным дисциплинам, развить критическое мышление, что поможет как в учебном процессе, так и за пределами школы.

Выступление на TED


В марте 2011 года Дэвид Кристиан презентовал проект на конференции TED и за 18 минут рассказал сжатую версию лекции по предмету. Цель выступления — рассказать миру о проекте, а также заинтересовать учебные заведения в создании пилотного курса для старшеклассников.

Во Вселенной, рассказывает Кристиан, с одной стороны, действует второй закон термодинамики, согласно которому все стремится от порядка к хаосу, но с другой — действует некая созидательная сила, в результате чего появляется такое разнообразие, такие сложные виды живых существ, что это не может вызывать недоумение и ощущение парадокса.

Вселенная обладает способностью создавать сложные системы — при наличии определенных благоприятных условий. Универсальная история рассказывает о том, как изменялась Вселенная шаг за шагом, рождая на каждой ступени нечто новое, как будто бы из ниоткуда. Любопытно также то, что каждый новый этап развития мира приносит ему не только усложнение, но и хрупкость.

[**Универсальная история**](http://en.wikipedia.org/wiki/Universal_history) — свойственное для западной историографии представление истории как цельной, когерентной единицы. По выражению американского философа и политолога Фрэнсиса Фукуямы, универсальная история — «это не энциклопедический каталог всего, что известно о человечестве, а попытка найти осмысленную общую закономерность в развитии человеческих обществ в целом».

С момента Большого взрыва развитие Вселенной происходило от простого к сложному: от образований размером меньше, чем атом, к протонам и лептонам, к образованию элементов водорода и гелия, облаков из этих веществ и, наконец, зарождению звезд. Затем во Вселенной возникли химические элементы, сформировались небесные тела.

Планета Земля оказалась наиболее благоприятной для образования жизни: этому поспособствовало разнообразие химических элементов, подходящая температура благодаря оптимальному расстоянию от солнца, водная среда, идеальная для химических экспериментов Вселенной. Вероятность сохранения в течение миллионов лет идеальных для биоса условий среды обитания, вероятность такой случайности давно уже оценивается за минус двадцатыми степенями

Следующий важный этап — появление ДНК, каждая спираль которой несет информацию о создании живых организмов. Сила и слабость ДНК — ее несовершенство. Именно поэтому при ее копировании иногда происходят сбои. Таким образом ДНК учится, придумывает новые пути создания живых организмов, потому что некоторые из ошибок работают. ДНК в процессе обучения создает разнообразные и сложные живые оргазнизмы. И то что получилось, мы наблюдаем последние 4 миллиарда лет.

Люди появились на земле около 200 тысяч лет назад, и это является очередной ступенью в усложнении Вселенной. Мы знаем, что ДНК учится, аккумулирует информацию. Но этот процесс чрезвычайно долгий. С появлением живых существ с мозгом у них появилась возможность обучения в реальном времени. Однако такие существа умирают, и вместе с ними умирает информация. Что является революционным в человеке? Речь. Люди наделены речью, могут делиться знаниями, передавать информацию от поколения к поколению и образовывать так называемый коллективный разум. У людей также есть способность коллективно накапливать знания и опыт. Вот поэтому человеческий вид столь созидателен и могущественен, и вот почему человечества есть история. Первый вид за миллиарды лет, у которого есть этот дар.

«Сейчас человечество представляет собой глобальный мозг, состоящий из почти 7 миллиардов единиц. И этот мозг обучается с невиданной скоростью»

Следующий важный этап произошел, когда люди научились возделывать землю (около 10 тысяч лет назад). Тогда резко увеличилась человеческая популяция. Сообщества людей стали больше, плотнее, связи между ними — более тесными. Эти связи стали еще более тесными около 500 лет назад с развитием судоходства, и далее — с появлением поездов, телеграфа, интернета. И теперь мы представляем собой как бы глобальный мозг, состоящий из почти 7 миллиардов единиц. И этот мозг обучается с невиданной скоростью.

В последние 200 лет произошел энергетический скачок с изобретением горючего топлива. Горючее и коллективное накопление опыта привели к тому, что мы сейчас видим. Люди играют в истории удивительную и созидательную роль. Но нельзя забывать о той ответственности, что на нас лежит: мы сжигаем топливо с такой скоростью, что попросту подрываем те благоприятные условия, которые позволяли человеческой цивилизации процветать на протяжении последних 10 тысяч лет. То, что универсальная история может сделать, — это показать нам природу нашей сложности и хрупкости, а также те опасности, что грозят нам, показать возможности коллективного накопления опыта и наши общие возможности.

Будущее курса


Курс универсальной истории включает в себя 20 разделов, где изучаются такие дисциплины, как история, космология, физика, биология, геология, астрономия, социология. Акцент сделан на взаимосвязи наук, на том, как законы одной науки могут влиять на области других наук. В курсе универсальной истории изучаются как сами предметы, так и исследуется их доказательная база, поскольку важны не только факты, но и то, какими научными доводами они подкрепляются.

Универсальная история рассматривает широкое поле идей, методов, законов — это помогает увидеть взаимосвязь событий, явлений и самых различных концепций. Курс дает понимание и осознание связей, существующих между людьми и Вселенной, используя все накопленные знания об окружающем мире.

Для участия в пилотной серии курса универсальной истории были отобраны семь школ в США и две школы в Австралии. Курс будет проходить в 2011/12 учебном году. В 2013 году, после оценки результатов пилотных курсов, в сети появятся бесплатный учебный план и программа курса, доступные для всех заинтересованных преподавателей и студентов.