© [Таня Бекасова](http://www.flickr.com/photos/tanya_bekasova/) ###Документальную кинопрограмму [«Нью-Йорк: Даунтаун»](http://theoryandpractice.ru/posts/2013-ves-nyu-york-v-dokumentalnoy-kinoprogramme-garazha) в «Гараже» открыл фильм про писателя-битника [Уилльяма Берроуза](http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%91%D0%B5%D1%80%D1%80%D0%BE%D1%83%D0%B7,_%D0%A3%D0%B8%D0%BB%D1%8C%D1%8F%D0%BC_%D0%A1%D1%8C%D1%8E%D0%B0%D1%80%D0%B4). Это первый полнометражный фильм чикагского режиссера Йони Лейзера, который приехал в Москву, чтобы его представить. T&P воспользовались возможностью, чтобы расспросить Йони о литературе нон-фикшн, керуаковских хипстерах и американской документалистике. **— Почему вы снимаете [документальное](http://documentary.theoryandpractice.ru/), а не игровое кино?** — Мне кажется, что документальные фильмы очень увлекают, особенно когда объект съемки интересный и творчески приподнесен режиссером. Конечно, мне нравится смотреть игровое кино, но я cнимаю док: для меня это направление близко к журналистике, фотографии, писательству — эти темы тесно связаны между собой. А еще сейчас документалистика приспосабливается к игровому кино, и получаются такие работы, как [Exit through the gift shop](http://theoryandpractice.ru/posts/1024-ulichnoe-iskusstvo-v-2010-godu) или [Catfish](http://theoryandpractice.ru/posts/1532-obzor-dokumentalnye-filmy-na-bolshom-ekrane). **— Можно ли сказать, что документальное кино — это не подделка?** — Ну как, это все равно творческий процесс, даже в самом документальном кино все равно нет всех фактов. «Документальный», «игровой» — это просто формулировки. К тому же, документируют все равно субъективно. На любой предмет можно смотреть с разных сторон, и восприятие постоянно меняется. Знаете такое клише, что все субъективно? Так и есть. **— Получается, по-настоящему документально могут снимать только скрытые камеры?** — Да, абсолютно. **— Документальное кино — это форма интеллектуального досуга?** — По-моему, ты учишься в зависимости от своего рода занятий: даже когда смотришь хоррор, узнаешь что-то новое о себе. Какое-то время я только и делал, что читал нон-фикшн книги. И понял, что из них можно узнать намного больше о жизни и себе, чем из других источников. Док — это как нон-фикшн, эти фильмы интересны тем, что это чья-то история, рассказанная от первого лица. Хотя нон-фикшн сильно отличается от академической литературы, которая опирается на научные факты; мне кажется, это скучно. Я бы сказал, что никогда не смотрел ни один фильм, ничему не научившись, даже если это был какой-нибудь [Glitter](http://www.imdb.com/title/tt0118589/) Мэрайи Кэри, он может сообщить что-то о поп-культуре. Кино может быть поверхностным или заставить задуматься, оно может развивать на эмоциональном уровне. Что человек приобретет, на самом деле, зависит от него самого, но тяжело ничему не учиться, если ты неглуп. **— А что касается научно-документальных фильмов на телевидении?** — Зависит от канала, вот [Discovery](http://dsc.discovery.com/) я обожаю. Но да, часто док по телевизору воспринимается как такая видео-энциклопедия, которая рассказывает скучные и всем известные вещи. Это не страшно, но мне кажется, это уже олдскул — мы сейчас уходим от такой документалистики. Док должен быть разным, и мне нравится, что сейчас на телевидении можно увидеть и авторское документальное кино: например, фильм [Making Contact](http://www.zero-inch.com/blog/Making_Contakt_Minus/9960) про лейбл электронной музыки [Minus](http://www.m-nus.com/) шел на [PBS](http://www.pbs.org/) и других каналах. Даже мой фильм показывали по телевизору.

— Ваш фильм участвовал во многих фестивалях. Фестивали определяют ценность фильмов или это альтернатива кинопрокату?

— Большие фестивали художественного кино очень политизированны: там задействованы продюсеры, известные актеры, это целая корпорация. Вот, Tribeca, например, — один из самых больших фестивалей в Америке. И кто, думаете, его открыл? «Шрек 3». Какое он имеет отношение к кино? Это просто смешно, подрывает всю идею кинофестивалей. Мне нравятся небольшие фестивали, которым не все равно, что они показывают, потому что они делают это не для поддержки индустрии. С доком все не так плохо, там показывают хорошие фильмы, а залы обычно забиты зрителями — как, например, на фестивале в Сиэтле.

**Хипстеры** — зародившаяся в США 1940-х годов субкультура поклонников джаза, особенно бибопа. Хипстер принимал образ жизни джазового музыканта, включая стиль, сленг, ироничное отношение к жизни, саркастический юмор.

— Можно назвать документалистику авангардом независимого кино?

— Да, если мы говорим о доке как о сильной авторской документалистике. Интерес к документальным фильмам вырос после фильмов Майкла Мура, золотые годы дока начались после того, как он снял «Боулинг для Колумбины», потом индустрия немного пошла на спад. Я про Америку сейчас, конечно, но наверное, то же можно сказать и о мире. Сейчас док снова в моде, его смотрят намного больше, чем в девяностых. А насчет определений «андеграунд», «независимый», тут надо понимать, что документалистика — это все-таки кино, а режиссеры на фильмах зарабатывают.

— Ваш фильм рассказывает о культуре битников. Субкультуры вас неслучайно заинтересовали?

— О да, вообще-то, я всю жизнь интересуюсь субкультурами, выпустил недавно книгу с фотографиями про аутсайдеров, сквоты, панков. Мне всегда были интересны гротеск и аутсайдеры. Сама съемка не была бы интересной, если бы я делал фильм про бизнесмена. Намного любопытнее узнать об альтернативном образе жизни. Хотя сам я не аутсайдер, я могу запечатлеть, чем живут другие.

— Чем отличаются хипстеры времен Берроуза и Керуака от настоящих?

— К счастью, хипстеров сейчас нет. В New York Magazine выходила статья про смерть «движения». Вот-вот появится новая субкультура, я очень жду ее появления. Думаю, что такие мыслители и инноваторы, как Гинзберг, Керуак, Берроуз, нашли новые выходы, придумали что-то, а позже пришла мода, и люди начали носить определенные вещи. Так было и с хиппи, и с панками. Сейчас есть ощущение, что субкультуры просто следуют моде.

Хипстеры, кстати, возникли в моем районе — Wicker Park в Чикаго. Все началось с хип-хопа и битбоксеров, они начали странно одеваться, появились всякие магазинчики. Это пришло из гей-культупы, поздние хипстеры пришли из гей-хип-хопа, ориентируясь на чикагских художников. А потом просто все стали так одеваться.

На самом деле, субкультура нулевых была довольно жалким зрелищем — неинтересная мода, культура потребления, за этим всем не было искусства. Сейчас мне интересно, что нам даст конец десятилетия.

— Почему из битников выбрали именно Берроуза?

— Про Керуака уже много снимали, скоро еще один фильм выйдет — On the road с многомиллионным бюджетом. Мне интересно то, что он писал, но как человек Керуак не вызывает желания узнать о нем больше, он был жутким снобом в жизни. Про Гинзберга недавно сняли отличный документальный фильм.

— Вас же выкинули из школы кино. Режиссер-документалист — это профессия для самоучек?

— Все, что нужно начинающему режиссеру — это быть решительным, самоуверенным, хвастливым и уметь приказывать.

Полное расписание показов документального кино в Москве и дополнительные материалы по теме — в специальном разделе & Documentary.